Методическая разработка урока математики в 1 классе
методическая разработка по математике (1 класс)
Урок математики в 1 классе. Тема "Число 0. Цифра 0"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_1_a_shurmina.docx | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока математики
в 1 а классе
УМК «Иновационная начальная школа»
Учитель: Шурмина Е.А.
ГБОУ СОШ № 599
Приморского района
г.Санкт-Петербурга
Ноябрь, 2020
Тема урока: «Число 0. Цифра 0».
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическая цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению и применению способов действий получения числа 0 и написания
цифры 0.
Задачи урока:
- Познакомить с числом 0, как с характеристикой пустого множества, результатом вычитания, обозначить место числа в ряду чисел, научить обозначать число 0 цифрой 0;
- продолжить формирование умений работать и ориентироваться в учебнике и тетради;
- развивать математическую речь, наблюдательность, память, логическое мышление;
- воспитывать аккуратность, учить работать в паре.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная
Средства обучения: ПК, мультипроектор, индивидуальные карточки, наглядность для доски.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
- в результате практических действий и наблюдений определять место числа 0 в числовом ряду;
- соотносить число и цифру;
- выполнять задание в рабочей тетради, писать 0;
- осознавать принцип построения натурального ряда чисел;
- применять навыки счёта и знание состава чисел.
Технологическая карта изучения темы «Число и цифра 0».
Тема | Число и цифра 0. |
Цель темы | Познакомить учащихся с числом 0, как с характеристикой пустого множества, результата вычитания. Обозначить место числа 0 в натуральном ряду чисел. Учить писать цифру 0. Развивать умения анализировать и обобщать, наблюдать и сравнивать. Формировать умения работать в паре, группе. Развивать ценностное отношение к учебной деятельности. |
Планируемый результат | Знать название числа 0. Уметь записывать цифру 0. Уметь находить число 0 в числовом ряду. Познакомиться со свойствами числа 0 Уметь вести счет предметов, знать вопросы нумерации чисел первого десятка. Умение анализировать и обобщать, приходить к выводу. |
Основные понятия | Число Цифра Числовой ряд Числовое выражение. |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Ресурсы:
| Учебник «Математика» часть 1, авторы: И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина с.84-85, рабочая тетрадь в клетку Компьютер, презентация, электронное приложение к уроку математики |
Технология проведения | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I этап. Организационный момент. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока. II этап. Актуализация знаний. Цель: 1) повторить вопросы нумерации. 2)Создать проблемную ситуацию для определения темы и постановки задач урока. III этап. Изучение нового материала. Цель: 1) познакомить учащихся с названием и обозначением числа 0 2) учить учащихся писать цифру 0. 3) уметь находить число 0 в числовом ряду. 4) уметь вести счет предметов. IV этап. Закрепление изученного. Цель: 1) закрепить умение соотносить количество предметов с числовыми значениями (включая 0 как пустое множество). 2) получать число 0 по правилу а – а =0 V этап Закрепление изученного Цель: 1) проверить усвоение новой темы.
| I этап. Организационный момент. Включение детей в деятельность . Настрой на работу в стихотворной форме Сегодня мы в путь за наукой пойдем, Смекалку, фантазию нашу возьмем, Дорогой с пути никуда не свернём И знания новые точно найдем! - Сегодня мы отправляемся в страну "Математика" за новыми знаниями. II этап. Актуализация опорных знаний. 1. В рабочей тетради дети цепочкой записывают ответы устного счета - Какое число больше 2 на 1? - Какое число меньше 3 на 2? - Какое число при счете называют после 8, перед 10? - Какое число предшествует числу 7? - Какое число является последующим для числа 3? - Запишите соседей числа 6. - Какое число на 1 меньше 9? - Какое число на 1 больше 1? - Сколько существует времен года? Взаимопроверка. (3,1,9,6,5,7,8,2,4) - Запишите в тетради ответы расположив числа в порядке возрастания. - Как необходимо записать ответы устного счета? - Что значит в порядке возрастания? (1,2,3,4,5,6,7,8,9)
2. Самоопределение к деятельности
Практическая демонстрация - Сколько яблок в пакете осталось? (Нисколько, в пакете нет яблок.) - Какой точке числового отрезка соответствует это количество яблок? (Началу отрезка) - Можем ли мы обозначить количество яблок одной из цифр, которые мы изучили? (нет, нам нужна цифра, обозначающая количество предметов пустого множества) - Кто знает, как называется такая цифра? 4. Определение темы урока - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Что мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться? - Какие цели и задачи поставим перед собой? III этап. Изучение нового материала.
Работа по учебнику: с.84 № 195 Составление математических рассказов по рисункам. - На ветке не осталось ни одной белки. Можно сказать иначе: на ветке ноль белок. - На вершине горы не осталось ни одного лыжника. Или: на вершине горы ноль лыжников Динамическая пауза Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, (Руки на поясе, наклоны туловища вправо и влево.) А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом. (Бег на месте.) Тише, тише, не спешите, (Прыжки на месте.) Карусель остановите. (Ходьба на месте.) Раз, два, раз, два - Вот и кончилась игра! (Хлопки в ладоши) Молодцы ! 2.Работа по учебнику. (с.84) Знакомство с цифрой 0. - Число 0 ( или нуль) записывают цифрой 0. Ее печатают так, пишут так. 3. Работа с электронным приложением к учебнику математики. 4. Практическая работа в тетради . Письмо цифры 0 - Как будем писать? Показ детьми написания цифры. Письмо «в воздухе», под счёт. Самостоятельное письмо. Физминутка для пальчиков. ( Сжимают и разжимают пальчики). Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут цифры нам писать. 5. Работа по теме урока - Является ли 0 натуральным числом? Вспомните, какие числа называются натуральными. Учебник с.85 № 197 - Где расположен натуральный ряд чисел? - Почему другой ряд нельзя назвать натуральным? - Какое число меньше: 0 или 9? - 1 или 0? Запишите ответы на вопросы в виде неравенств. 6. Продолжение работы по теме урока. Знакомство со свойствами числа 0. - От нуля можно ожидать всяких фокусов. Про его фокусы даже сочинили стихи: У людей говорят: "Не шути с огнём!" А у нас говорят: "Не шути с нулём!" У нуля про запас Сотни каверз и проказ. Нужен глаз за ним да глаз! - Рассмотрите иллюстрацию на доске ( к 3 кругам в первом мешке прибавили пустой мешок.) - Что получили в результате? Эти же 3 круга) - Какое можно записать выражение? (3+0=3) - Подумайте и скажите: всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? Почему? - Как мы можем записать вывод для любого числа а? (При сложении мешка с пустым мешком его содержание не меняется: а+ 0=а) - Запишем данный вывод в тетрадь. Далее аналогично при помощи карточек с иллюстрациями на доске, дети знакомятся с остальными свойствами числа 0. (0+ а= а, а-0=а, а-а=0, 0-0=0, 0+0=0) Закрепление изученного. 1. Работа на индивидуальной карточке Обведите цифру 0. 0 8 0 4 3 0 0 5 1 0 9 10 0 Напиши ответ : 5 – 5 = 7 – 7= 2 – 2 = 4+0= 3+1= 1-1= 2. Работа с презентацией
- Рассмотрите иллюстрации, составьте выражения используя числа и знаки сравнения Закрепление изученного. Знакомство с интересными фактами о числе о. Просмотр презентации
| Провожу инструктаж, настраиваю детей на работу при помощи стихотворения. Проверяю готовность к уроку. Слушаю правила. Слежу за посадкой. Отрабатываю вопросы нумерации. Беру полиэтиленовый пакет, в котором лежит 3 яблока. Достаю по одному, фиксирую количество оставшихся яблок на числовом отрезке. После того как достану все яблоки, показываю детям пустой пакет. Подвожу к изучению нового материала. Помогаю описать последовательность событий. Задаю вопросы по рисункам. Организую отдых. Показываю печатную и письменную цифру 0. Воспроизвожу на интерактивной доске последовательность написания цифры 0. В тетрадях заранее прописан образец цифры. Слежу за правильной посадкой детей. Контролирую аккуратность и правильность выполнения работы. Организую работу по учебнику.
Задаю детям вопросы Организую проверку Читаю стихотворение Задаю вопросы. Организую работу в тетради. Слежу за посадкой, за наклоном тетради. Помогаю сформулировать новые свойства числа 0. Слежу за посадкой, за наклоном тетради. Вывожу презентацию на интерактивную доску Оказываю индивидуальную помощь Вывожу соответствующий слайд на экран интерактивной доски. Читаю стихотворение Рассказываю историю о том где начали использовать число 0 Предлагаю вспомнить свойства числа 0, записанные в тетрадь. Слушаю ребят. Рассказываю о месте 0 на шкале термометра. Информирую о том, что ноль не является ни положительным, ни отрицательным числом. Рассказываю о единственном памятнике 0 в Венгрии Задаю вопрос. | Настраиваются на работу. Проверяют учебные принадлежности. Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их. Работают с информацией, показывают карточки с цифрами, доказывают правильность своих ответов и ответов одноклассников. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Отвечают на поставленные вопросы. Называют тему урока. Перечисляют, цели и задачи урока Рассматривают рисунки, составляют рассказы. Работают с представленной информацией. Дети выполняют физминутку
Рассматривают печатную и письменную цифры. Находят сходства и различия. Определяют место написания цифры 0 в клеточке, последовательность написания. Прописывают цифру 0 в рабочей тетради через клетку. Дети вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопрос учителя. Дети рассматривают два числовых ряда в учебнике. Дают развернутые ответы на вопросы. Записывают в тетрадь два неравенства. Один ребенок работает у доски. После записи в тетради, дети проверяют свою работу по образцу на доске. Слушают стихотворение. Дают ответы на вопросы. Записывают выражение в рабочие тетради. Дают ответы на вопросы. Доказывают правильность своих ответов. Делают вывод: "При сложении мешка с пустым мешком его содержание не меняется: а+ 0=а" Дают ответы на вопросы. Доказывают правильность своих ответов. Формулируют новое свойство. Записывают свойства в виде формулы в тетрадь. Наблюдают, анализируют, приходят к выводу. Находят и показывают место 0 в числовом ряду. Отвечают на вопросы. Наблюдают, сравнивают, высказывают своё мнение. Составляют сначала устно выражения, затем записывают в тетрадь полученные равенства и неравенства. Тренируются в правильном чтении полученных выражений. Слушают стихотворение Рассматривают слайд, слушают информацию Дети пробуют сформулировать ответ на вопрос : - Какое значение имеет число 0? - Только ли в математике используется данное число? | I этап. Организационный момент. Личностные УУД - осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; II этап. Актуализация знаний. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона Познавательные УУД - анализ с целью выделения признаков, построение логической цели рассуждения; - выделение и поиск информации, моделирование. III этап. Изучение нового материала. Личностные УУД -действия смыслообразования. Познавательные УУД - знаково-символические; - выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД - умение работать в паре. IV этап. Закрепление изученного. Регулятивные УУД - совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса V этап. Закрепление изученного. Познавательные УУД - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные УУД -принятие решения и его реализация; Регулятивные УУД - слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: 1) подвести итог проделанной работе на уроке. | VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. -Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме:
знаю Я запомнил Примерно: смог Знаю, как пишется цифра 0 и знаю, что означает число нуль Я запомнил где стоит число 0 в ряду чисел, как оно получается. Я смог правильно написать цифру 0 и составил верно равенства и неравенства.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков математики 2 класс
1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...
Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...
Методическая разработка урока математики 1 класс
Тема урока: Состав чисел 2, 3, 4...
Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...
Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"
Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....
Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"
Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....
Методическая разработка урока математики 3 класс "Цена. Количество. Стоимость"
В данной методической разработке представлен первый урок по теме "Цена. Количество. Стоимость". На уроке вводятся данные понятия. Дети знакомятся со способом нахождения стоимости....