Методическая разработка урока математики на тему: "Решение задач и выражений".
методическая разработка по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока математики
Тема: Решение задач и выражений.
1 класс.
учитель начальных классов
Цели урока:
Образовательная:
- обобщить полученные ранее знания о структуре текстовой задачи, правила оформления задачи.
задаче и элементах задачи, закрепить навыки решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
- отрабатывать знания состава числа 10.
- закреплять умения вычитать и складывать, используя знание состава числа.
Развивающая:
-развивать навык работы в парах и в группах.
-развивать способность самостоятельно оценивать свои достижения.
-развивать способность понимать и дополнять условие задачи.
Воспитательная:
-воспитывать положительное отношение к природе и миру детской литературы.
- воспитывать у детей активную включаемость в учебный процесс, усидчивость на уроке.
- воспитывать положительный настрой и такт при общении с учителем и своими одноклассниками.
Планируемые результаты:
Предметные:
- составлять схематическую запись к задаче, составлять равенство, используя связь целого и частей.
- отработать умения решать задачи на увеличение, либо, уменьшение числа на несколько единиц.
- уметь выбирать и объяснять арифметическое действие для решения конкретной задачи.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать умение оценивать самого себя, свои способности и достижения.
- формирование осознания роли математики в познании окружающего мира.
- осознавать правила работы в паре, группе, следовать этим правилам, а также прислушиваться к мнению противоположной стороны;
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу на разных этапах обучения;
- осуществлять контроль своих действий самостоятельно, совместно с учителем или одноклассниками;
- формировать умения выполнять учебные действия в устной речи.
Познавательные УУД:
- оформлять небольшие математические высказывания в устной форме;
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
- дополнять текст задачи с недостающими данными и решать их;
Коммуникативные УУД:
- совершенствовать умения работать в коллективе; осуществляя взаимный контроль и оказывая взаимную помощь;
- понимать задаваемые вопросы, формулировать ответы на них;
- применять математические знания и терминологию в процессе решения, поставленных задач;
Тип урока: урок закрепления изученного.
Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение; коллективная система обучения; технологию использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс М.И. Моро, С. И. Волкова 2ч.; карточки для парной работы; карточки с фигурами, цифрами и знаками для работы в группах; компьютер; мультимедиа; презентация к уроку; индивидуальные карточки для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок математики не простой. Сегодня мы отправимся в удивительный, волшебный лес (Слайд 1). Где повстречаем героев наших любимых сказок, у которых для вас найдётся много интересных заданий. Справитесь со всеми из них?
Д: Да
У: Тогда,
Будь на уроке старательным
Будь спокойным и внимательным.
Ты пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори всё четко, внятно,
Чтобы всё было понятно.
Если стал товарищ отвечать,
Не спеши его перебивать.
II. Актуализация знаний
У: Ребята, а кто-то нас уже ждет на лесной опушке?
На лесной опушке
Бабушка в избушке.
Жить спокойно не хочет,
Всех она морочит.
Ступа с метлою ей дорога,
Это очень вредная...
Д: Баба-Яга (Слайд 2)
У: Баба-Яга пошла учиться в лесную школу, но она совсем не умеет считать, поможете ей?
Д: да
У: Тогда приготовьте карточки с числами, вам нужно показать только правильный ответ.
- Какое число расположено перед числом 7?
- Какое число расположено после числа 8?
- Какое число расположено перед числом 6?
- Какое число расположено после числа 5?
- Прибавь к числу 7 число 2.
- Вычти из числа 5 число 3.
- сколько дней в неделе?
- сколько лап у собаки?
- Сколько весенних месяцев?
- Стала курочка считать
Деточек цыпляток:
Желтых пять и черных пять,
А всего их? (10)
- Два паучка спешили в домик.
Им навстречу муравей.
Сколько будет насекомых?
Сосчитай-ка поскорей! (3)
У: Молодцы ребята, хорошо умеете считать, Баба - Яга вам очень благодарна за помощь и хочет подарить волшебный клубочек, чтоб вы не заблудились на лесных дорожках. (слайд 3)
III. Мотивация учебной деятельности
У: Отправляемся дальше? Куда же нам покажет путь волшебный клубочек.
Д: По дорожке Маша шла (шагают на месте),
Клубок ниточек нашла (наклониться, поднять клубок).
Клубок катится (круговые движения руками),
Нитка тянется (руками от себя, к себе)
У: Ребята, клубочек привел нас на лесную дорожку, а по ней кто – то идёт, послушайте, кто это?
Пирожки — в корзинке.
Бежала по тропинке
Та девочка бегом.
И тёмный лес кругом.
Там повстречалась с волком.
И теперь не знает толком,
Как же он её скорей
Оказался у дверей,
И в кровать улёгся, плут?
Как же девочку зовут?
Д: Красная Шапочка ( Слайд 4)
У: Ребята, у Красной Шапочки в корзинке лежит для вас задание. (Карточки с заданием лежат на партах, дети работают в парах). Чтобы узнать, какие слова зашифрованы в карточках, вам нужно разгадать анаграммы. Ребята, как нужно разгадывать анаграммы?
Д: Нужно буквы переставить местами, ничего не удалять и не добавлять, чтоб получилось слово.
(приложение 1)
1 ряд: адазча |
|
2 ряд: ичлосвые |
|
3 ряд: равыежния |
|
У: Какие слова у вас получились?
Д: 1 ряд – задача
2 ряд – числовые
3ряд – выражения (Слайд 5)
У: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Д: Решать задачи, находить значения числовых выражений.
У: Молодцы, все верно.
- Ребята, а кого еще можно повстречать в лесу?
Д: Лесных зверей.
У: Каких лесных зверей вы знаете?
Д: ответы детей.
У: Давайте мы с вами отправимся на лесную полянку и немного отдохнем вместе с лесными зверями.
Физминутка
На лесной полянке
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, прыг да скок!
Быстро зайкам бегать надо,
Чтоб не съел их серый волк! (Прыгают на месте.)
А медведь то не боится
Будь то волка и лисицы.
Мишка по лесу идёт:
«Где тут пчёлы, где тут мёд?» (Ходят на месте.)
А по небу ходят тучи,
Показался солнца лучик. (Потягивания руками вверх.)
И вокруг запели птицы! (Потягивания — руки в стороны, вверх.)
Галки, соловьи, синицы.
IV. Работа по теме урока
У:Ребята, а к нам навстречу уже спешат другие сказочные герои, кто же это, отгадайте.
В корзинке сидит девочка
У Мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Её несёт домой.
Ох, дорога — нелегка,
Ох, корзина — высока.
Сел бы на пенек, съел бы пирожок.
Д: Маша и медведь. (Слайд 6)
У: Маша с медведем тоже приготовили для вас задание. Карточки с заданием лежат у вас на партах. Найдите его. Что вы видите на карточках? (приложение 2)
8-1+2 5-3+2
7-3+3 10-3+2
6-2+1 7-2+1
7-3+2 8-3+1
5-3+1 2-2+1
6-3+1 8-3+2
Д: Числовые выражения.
У: Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?
Д: Найти значения этих числовых выражений.
У: Верно ребята, приступайте к выполнению задания.
У: Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга(меняются карточками с соседом по парте и выполняют взаимопроверку). (Слайд 7)
У: А чтоб узнать имя следующего сказочного героя нужно разгадать ребус. (Слайд 8)
Д: Леший. (Слайд 9)
У: Ребята, Леший никак не может решить задачу, давайте поможем ему?
Д: Да.
У: Давайте вспомним все элементы задачи?
Д: В задаче есть условие, вопрос, решение и ответ.
У: Молодцы ребята. А сейчас послушайте, какая история случилась с нашим героем.
Однажды Леший шёл по лесной тропинке и вдруг что-то слышит…: паучок и муравей о чём-то спорят. Поможем вместе разрешить их спор?
Д: Поможем.
У: А спорили они вот о чем: у кого же из них больше ног.
На сколько больше ног у паука, чем у муравья?
Можно ли назвать эту запись задачей?
Д: нет
У: Почему?
Д: Здесь нет условия задачи.
У: Дополнить задачу помогут знания, которые мы получили на уроках окружающего мира.
-Сколько ног у паука?
Д: У паука 8 ног.
У: Сколько ног у муравья?
Д: 6, т.к. муравей насекомое.
У: Попробуйте составить полную задачу.
Д: У паука 8 ног, а у муравья 6 ног. На сколько больше ног у паука, чем у муравья? (слайд 10)
У: Найдите на столах конверты с фигурами, цифрами и знаками. В группах выполните схему к задаче и составьте ее решение. (Работа в группах по 4 человека).
У: На сколько больше ног у паука, чем у муравья?
Д: На две ноги.
У: Как решали задачу?
Д: 8-6=2
У: Почему использовали действие вычитание?
Д: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
У: Посмотрите, так ли у вас получилось? (слайд 11)
(Задание дублируется в рабочей тетради).
У: молодцы, ребята. Помогли Лешему решить задачу. Он передает вам большое спасибо, и приглашает всех вместе отдохнуть и потанцевать.
Физминутка (слайд 12)
V. Продолжение работы по теме урока
У: А сейчас, откройте учебник на стр. 18 и найдите №3. Прочитайте задание. (Один ученик читает вслух).
У: Что нужно сделать?
Д: Нужно решить задачу.
У: Что известно из условия задачи?
Д: У Васи 6 иностранных марок, а российских на 3 меньше.
У: Что нужно узнать?
Д: Сколько российских марок у Васи? Сколько всего марок у Васи.
У: Как будем решать задачу?
Д: Чтобы узнать сколько российских марок из 6 вычтем 3, т.к. их на 3 меньше, чем иностранных. 6-3=3 (российских марки)
Чтоб узнать сколько всего марок у Васи нужно сложить иностранные и российские марки вместе. 6+3=9 (марок всего)
(Задание выполняется в рабочей тетради, один ученик решает задачу у доски).
VI. Подведение итогов урока.
У: Какое задание было наиболее интересным для вас на уроке?
Д:
У: Какое задание показалось самым трудным и почему?
Д:
У: Какие элементы задачи вспомнили?
Д: Условие, вопрос, решение, ответ.
У: Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
Д: Надо из большего числа вычесть меньшее.
VII. Рефлексия
У: Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и помогли нашим героям. Понравился ли вам сегодняшний урок?
Д:
У: Теперь каждый из вас раскрасьте то солнышко, которое соответствует вашему настроению (приложение 3).
Спасибо за урок! (слайд 13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений».
Урок математики был проведён в 1 классе по образовательной системе «Школа 2000». Данный урок является уроком повторения по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на групп...
методическая разработка урока математики 2 класс(обратные задачи)
конспект урока по мамтематике "Школа России" 2 класс...
Разработка урока математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника».
Урок математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника» в технике деятельностого метода обучения. Тип урока: урок изучения нового материала. Мето...
Методическое обеспечение урока математики на тему "Решение задач"
Методическое обеспечение урока математики на тему "Решение задач"...
Практико-значимая работа "Методическая разработка урока математики по теме "Решение текстовых задач" (УМК "Школа России" 2 класс)".
В данной работе представлена теория и практика внедрения методики формирования УУД у младших школьников при решении текстовых задач. Этот материал будет интересен учителям начальных классов, работающи...
Методическая разработка урока математики на тему: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»
На этом уроке будем формировать навыки и умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Развитие вычислительных навыков, умения сравнивать, обобщать, рассуждать, логического мышления,...
Методическая разработка урока математики по теме "Решение задач на вычитание в пределах 1000"
Педагогические задачи: способствовать формированию умений вычислять разность; находить значения выражений со скобками; содействовать развитию навыков проверять свои вычисления с помощью калькулятора; ...