Рабочая программа по математике 3 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
рабочая программа по математике (3 класс)

Терехова Юлия Анатольевна

Рабочая программа используется на уроках математике в 3 классе для учащихся  с умственной отсталрстью (вариант 9.1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_3b.doc328.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

   ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03                                e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

Рабочая программа

по математике

на 2017-2018 учебный год

для 3  б  класса

(УОД)

Учитель: Терехова Ю.А.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2017г.       Зав.образовательного отделения Т.Е. Максименко

Руководитель ШМО____________                 «___»______________________________2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В.В.Воронковой  Москва «Просвещение»  2015 год, учебного  плана ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» и Адаптированной основной общеобразовательной  программа образования начального общего образования обучающихся  с расстройством аутистического спектра (вариант 8.3)

             Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений  – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями. Так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием – материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Содержание программы

3 класс (170 ч)

Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60+7; 60+17; 61+7; 61+27; 61+9; 61+29; 92+8; 61+39 и соответствующие случаи вычитания).

Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.

Таблица умножения числа 2.

Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

Соотношение: 1 р.=100 к.

Скобки. Действия I и II ступени.

Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м=10 дм, 1 м=100 см.

Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).

Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. =30 или 31 сут., 1 год =12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).

Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).

Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.

Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.

Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.

Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.

Многоугольник. Вершины, углы, стороны.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:

1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

2) развитие мотивации к обучению;

3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  

6) развитие положительных свойств и качеств личности;

7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с РАС не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень:

знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;

знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).

знать таблицу умножения однозначных чисел до 5 в пределах 20;

понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;

знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;

знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;

выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;

пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

определять время по часам хотя бы одним способом;

решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;

решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);

различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;

узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;

знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).

различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.

чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

Достаточный уровень:

знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;

знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления;

знать таблицы умножения до 5 однозначных чисел , правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;

знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;

знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;

выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;

знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;

узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;

чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

Планируемые результаты освоения программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)

Учащиеся должны знать:

  • числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
  • смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
  • таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
  • порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
  • единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
  • порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

Учащиеся должны уметь:

  • считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
  • откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
  • складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
  • использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
  • различать числа, полученные при счете и измерении;
  • записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
  • определять время по часам (время прошедшее, будущее);
  • находить точку пересечения линий;
  • чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

Примечания.

  • Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с опорой на наглядный материал.
  • Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
  • Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
  • Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление.

Список литературы

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: М.Н. Перова - М.: «Просвещение», 2015г.

2. Рабочая тетрадь для 3 класса (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Автор: Т.В. Алышева,  В.В. Эк - М: «Просвещение», 2016г.

3. Развитие мышления на уроках в начальных  классах.  Автор: С.Н. Гончарова - Москва: «Астрель», 2014.

4.Математика, учебник для 3 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Автор В.В. Эк - М.: «Просвещение», 2016г.

Календарно-тематическое  планирование  по математике

№ п/п

Тема урока

кол-во часов

дата

Домашнее задание

Нумерация (повторение). Нумерация чисел в пределах 20

1

Сравнение чисел

1

Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц

1

Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разрядная таблица

1

Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы

1

Сравнение чисел по количеству десятков и единиц

1

Входящая контрольная работа

1

Работа над ошибками

1

Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение)

Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток

1

Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение)

Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток

1

Меры времени

1

Сложение и вычитание именованных чисел

1

Решение простых арифметических задач

1

Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах

1

Сравнение отрезков

1

Сравнение отрезков

1

Угол, элементы угла

1

Сложение и вычитание без перехода через десяток

1

Решение простых арифметических задач

1

Проверочная работа по пройденной теме

1

Работа над ошибками. Сложение  с переходом через десяток

Дополнение до десятка однозначных чисел

1

Разложение однозначных  чисел

1

Прибавление числа 9

1

Прибавление числа 8

1

Прибавление числа 7

1

Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2

1

Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2

1

Таблица сложения однозначных чисел

1

Мера ёмкости – 1л

1

Мера массы – 1кг

1

Решение составных арифметических задач. Проверочная работа по пройденной теме

1

Работа над ошибками.Вычитание с переходом через десяток

Разложение двузначных  чисел на десятки и единицы

1

Вычитание числа 9

1

Вычитание числа 8

1

Вычитание числа 7

1

Вычитание числа 6, 5, 4, 3, 2

1

Вычитание числа 6, 5, 4, 3, 2

1

Присчитывание, отсчитывание равными группами

1

Решение задач с именованными числами

1

Контрольная работа

1

Работа над ошибками.Виды углов. Черчение прямого угла

1

Виды углов. Черчение прямого угла

1

Виды углов. Черчение прямого угла.Закрепление.

1

Умножение и деление

Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения

1

Знак умножения. Запись и чтение действия умножения

1

Название компонентов и результата умножения в речи учителя

1

Таблица умножения числа 2

1

Деление на равные части

1

Деление на равные части

1

Таблица деления на 2

1

Проверочная работа

1

Таблица умножения числа 3

1

Таблица умножения числа 3

1

Таблица деления на 3.

1

Таблица деления на 3.

1

Проверочная работа

1

Таблица умножения числа 4

1

Таблица умножения числа 4

1

Таблица деления на 4

1

Таблица деления на 4

1

Таблицы умножения чисел 5 и 6

1

Таблицы умножения чисел 5 и 6

1

Таблицы умножения чисел 5 и 6

1

Проверочная работа

1

Таблицы деления чисел 5 и 6.

1

Проверочная работа

1

Таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления  на числа 2, 3, 4, 5, 6

1

Таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления  на числа 2, 3, 4, 5, 6

1

Проверочная работа

1

Работа над ошибками

1

Сотня

Нумерация чисел в пределах 100

1

Получение ряда круглых десятков

1

Сложение и вычитание круглых десятков

1

Единица длины – метр. Сложение и вычитание круглых десятков. Проверочная работа

1

Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц.

Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел

1

Действия I и II ступени

1

Сложение и вычитание круглых двузначных и однозначных чисел

1

Сложение  круглых десятков и двузначных чисел

1

Контрольная работа за  2 четверть

1

Работа над ошибками. Вычитание 1 из круглого десятка

1

Вычитание круглых десятков из двузначных чисел

1

Действия I и II ступени. Решение задач

1

Сложение  круглых десятков и двузначных чисел

1

Сложение  круглых десятков и двузначных чисел

1

Вычитание круглых десятков из двузначных чисел

1

Вычитание круглых десятков из двузначных чисел

1

Действия I и II ступени. Решение задач

1

Действия I и II ступени. Решение задач

1

Чётные числа

1

Нечётные числа

1

Проверочная работа по теме «Нумерация»

1

Работа над ошибками.Меры длины

1

Меры длины

1

Меры времени

1

Меры времени

1

Окружность, круг

1

Окружность, круг

1

Построение окружности с помощью циркуля

1

Построение окружности с помощью циркуля

1

Углы

1

Проверочная работа по пройденной  теме

1

Работа над ошибками.Сложение и вычитание без перехода через десяток

1

Порядок действий в выражениях со скобками

1

Порядок действий в выражениях со скобками

1

Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании

1

Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании

1

Составные арифметические задачи в два действия

1

Составные арифметические задачи в два действия

1

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

1

Решение задач

1

Решение задач

1

Сложение и вычитание без перехода через десяток

1

Составные арифметические задачи в два действия

1

Сложение и вычитание без перехода через десяток

1

Комбинированная контрольная работа

1

Работа над ошибками.Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью

1

Сложение и вычитание именованных чисел.

1

Проверочная работа

1

Порядок действий в выражениях со скобками. Решение составных задач

1

Сложение двузначных чисел без перехода через десяток вида 42+25

1

Вычитание двузначных чисел без перехода через десяток вида 58-27

1

Вычитание двузначных чисел без перехода через десяток вида 48-38

1

Решение задач

1

Сравнение выражений

1

Сравнение двузначных чисел. Проверочная работа

1

Сложение вида 38+2

1

Сложение вида 38+42

1

Сложение вида 38+42

1

Контрольная работа за  3 четверть

1

Работа над ошибками. Вычитание вида 40-6

1

Вычитание вида 90-37

1

Вычитание вида 100-7

1

Вычитание вида 100-67

1

Числа, полученные при счёте и измерении

1

Числа, полученные при счёте и измерении

1

Числа, полученные при счёте и измерении. Единицы измерения длины

1

Единицы измерения стоимости

1

Единицы измерения времени

1

Проверочная работа по теме «Нумерация»

1

Работа над ошибками. Деление на равные части

1

Деление по содержанию

1

Деление на 2 равные части, деление по 2

1

Деление на 2 равные части, деление по 2

1

Деление на 3 равные части, деление по 3

1

Деление на 4 равные части, деление по 4

1

Решение задач

1

Решение задач

1

Проверочная работа

1

Работа над ошибками.Решение задач

1

Решение задач

1

Составление и решение задач

1

Итоговая комбинированная контрольная работа за  год

1

Работа над ошибками.Решение задач

1

Взаимное положение линий на плоскости

1

Взаимное положение линий на плоскости

1

Проверочная работа

1

Работа над ошибками. Решение задач

1

Увеличение и уменьшение числа в несколько раз

1

Увеличение и уменьшение числа в несколько раз

1

Проверочная работа

1

Работа над ошибками. Повторение. Чётные и нечётные числа

1

Повторение. Разложение двузначных чисел на разрядные единицы

1

Решение задач. Проверочная работа

1

Повторение. Сложение и вычитание двузначных чисел

1

Сравнение выражений

1

Сравнение выражений

1

Решение задач

1

Составление и решение задач

1

Контрольная работа по теме «Решение задач»

1

Работа над ошибками.

1

ИТОГО

170


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....