Рабочая программапо Кубановедение
учебно-методический материал ( класс) по теме

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuban.docx64.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №15

муниципального образования город Новороссийск

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол

от 27 августа  2015 года №1

Председатель педсовета

  _____________ Н.В.Акимова

       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по кубановедению 

Уровень образования (класс) – начальное общее образование, 1- 4 классы

Количество часов  - 135                    

Учитель – Кильпа Александра Борисовна

Программа разработана на основе авторской программы «Кубановедение для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края», доработанная с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования/ авторы: Ерёменко Е.Н, Мирук М.В, Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар. - ОИПЦ «Перспективы образования». - 2014.

Программу разработал

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 15

Г. Новороссийска

Кильпа А.Б.

Пояснительная записка

Рабочая программа  по Кубановедению для 1-4 классов разработана на основе:

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-авторской программы «Кубановедение для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края» доработанной с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерного учебно-тематического планирования по кубановедению/ Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2014.- 40с., авторы Ерёменко Е.Н, Мирук М.В, Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. – Краснодар - «Перспективы образования».-2014.

Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно к жителям края.

Задачи:

- воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;

- развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;

- формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;

- развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.

Общая характеристика учебного предмета «Кубановедение»

Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том , что имея ярко выраженный интегративный характер, она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях края.

Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблематикой , раскрытой в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России; Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно - культурной жизни человека в историческом развитии.

При изучении «Кубановедения» в начальной школе младший школьник узнает об особенностях природы и исторического развития Кубани. О писателях, композиторах, художниках. Выдающихся деятелях науки , о хозяйственной деятельности жителей края. Опираясь на опыт , полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, школьники больше узнают о своей семье. Фамилии, достопримечательностях родного города, станицы, о многонациональном составе Кубани, познакомятся с Устным народным творчеством, бытом своих предков.

Существенная особенность курса состоит в том, что он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология».

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта.

Описание места учебного предмета «Кубановедение»

 в учебном плане

По учебному плану школы  на изучение курса «Кубановедение» в начальной школе отводится 1 час в неделю,  всего 135 часов. Программа рассчитана на 135 часов, из них в 1 классе отводится 33 часа, во 2,3,4 классах – по 34 часа.

Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая программа

Распределение часов

 по классам

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1

Введение

1

1

1

1

1

1

2

Я и моя семья

8

8

8

3

Я и моя школа

7

7

7

4

Я и мои родные места

9

9

9

5

Я и природа вокруг меня

8

8

8

6

Природа родной местности

13

13

13

7

Населённые пункты

7

7

7

8

Труд и быт жителей Кубани

13

13

13

9

Нет в мире краше Родины нашей

11

11

11

10

Без прошлого нет настоящего

10

10

10

11

Казачьему роду нет переводу

12

12

12

12

Береги землю родимую, как мать любимую

11

11

11

13

Земля отцов –моя земля

13

13

13

14

Жизнь дана на добрые дела

9

9

9

Итого

135

135

33

34

34

34

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Кубановедение»

        Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.

        Активная преобразующая деятельность учащихся, направленная на позитивные изменения в окружающем мире.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

        Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

        Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета «Кубановедение»:

Личностными результатами изучения курса являются:

- осознание себя жителем Кубани, чувство ответственности за сохранение её природы;

- осознание себя жителем своего многонационального края, чувства любви к своей малой Родине, выражающейся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре; в желании участвовать в делах и событиях современной жизни;

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;

-умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения предмета являются:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий  для решения исследовательских задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках, и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать  в цифровой форме измеряемые величины, анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео, фото- сопровождением; соблюдать нормы информационной этики и этикета;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;

Предметными результатами изучения предмета являются:

- усвоение первоначальных сведений о семье, школе, крае;

- сформированность целостного социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий родного края;

- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

- понимание особой роли Краснодарского края в истории России и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Содержание учебного предмета «Кубановедение»

1 класс (33 часа)

Введение. Мой родной край (1 час)

Раздел 1. Я и моя семья ( 8 часов)

 Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя Семья.  Обязанности в нашей  семье.  Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьёй».

Раздел 2.  Я и моя  школа (7 часов)

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но мы так похожи».

Раздел 3. Я и мои родные места (9 часов)

Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения в общественных местах,  на улице, в  транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».

Раздел 4. Я и природа вокруг меня (8 часов)

Растения  и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».

2 класс (34 часа)

Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час)

Раздел 1. Природа моей местности (13 часов) 

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 1: «Уж небо осенью дышало»

         Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные обозначения. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы.         

        Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».

Раздел 2. Населённые пункты (7 часов).

         Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 2. «Зимушка-зима, зима снежная была».

        Населённые пункты моего района. История образования города (района). Глава города (района). Улица моего населённого пункта. Происхождение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Исторические и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моём городе (районе).

        Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».

Раздел 3. Труд и быт моих земляков (13 часов).

Годовой исследовательский проект  сезонных изменений.

Часть 3. «Ласточка с весною в сени к нам летит».

        Земляки – жители моего района (города, станицы, села, хутора. аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремёсла, распространённые в районе. Знаменитые люди. Доска почёта в населённом пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков.

Творческий проект «Труд в моей семье».

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 4: «Здравствуй, лето!».

3 класс (34 часа)

Введение. Изучаем родной край (1 час)

Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (11 часов)

Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясения, смерч, наводнения, сель, бора). Водоёмы Краснодарского края (моря, реки, озёра, плавни, лиманы). Солёные и пресные водоёмы Краснодарского края. Чернозёмы – природное богатство Кубани.  Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края.  Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.

Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

 

Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (10 часов)

Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгоппия и Гермонасса).  Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея История Кубани в символах.  

Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».

Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (12 часов)

Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины.  Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.

Проектная работа  «Казачьему роду нет переводу».

Содержание учебного предмета «Кубановедение»

Содержание учебного предмета «Кубановедение»

4 класс (34 часа)

Введение. Мой край на карте России (1 час).

Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (11 часов).

Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоёмы.  Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование(нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс. известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».

Раздел 2. Земля отцов - моя земля (13 часов).

Вещественные и исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения.  Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор.

 Проектная работа «Земля отцов – моя земля».

 Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (9 часов).

Просветители земли кубанской.  Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты- наследник земли отцов.

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».

Тематическое планирование

с определением основных видов деятельности обучающихся

                                        1 класс (33 часа)

Разделы, темы

Содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение

Мой родной край.

Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя Семья.  Обязанности в нашей  семье.  Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьёй».

Объяснять, что изучает Кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район. В котором проживает.

Я и моя семья

8

Будем знакомы. Кто Я? Какой Я?

1

1

Называть своё имя, имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени.

Любимые занятия.

2

2

Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографиями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий.

Моя семья.

1

1

Составлять рассказ о своей семье, назвать её членов. Описывать их. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх.

Обязанности и увлечения в моей семье.

1

1

Характеризовать понятия «обязанность » и «увлечения». Перечислять домашние обязанности членов семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Составлять рассказ об увлечениях семьи.

Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.

2

2

Характеризовать понятие «традиции». Сопоставлять семейные традиции с временем года, рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ фото или видео.

Творческий проект «Будем жить одной семьёй».

1

1

Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать свой результат, оценивать каждого.

Я и моя школа

7

Наша школа. Правила поведения в школе.

1

1

Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ, о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного обращения с ними. Анализировать своё поведение и поведение других детей. Участвовать в составлении правил поведения в школе.

Знакомство со школой. Традиции нашей школы.

2

1

1

Ходить на экскурсию вместе. Группой. По результатам экскурсии знать адрес школы, находить различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Слушать рассказ об истории своей школы.

Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.

1

1

Характеризовать понятие «поручения». Анализировать деятельность в ходе выполнения поручений. Оценивать свои возможности. Составлять режим дня, сопоставит свой режим с нормами здорового образа жизни.

Мои одноклассники. Правила школьной дружбы.

2

2

Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами.

Творческий проект «Будем жить одной семьёй».

1

1

Участвовать в групповом проекте. Определять часть своей работы, анализировать качество её выполнения.

Я и мои родные места

9

Главный город Краснодарского края.

1

1

Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях.

Достопримечательности

2

2

Характеризовать понятие «достопримечательность», Узнать о достопримечательностях своей станицы. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана  рассказа.

Мой адрес. Улица, на которой я живу

1

1

Называть свой адрес. Описывать свою улицу.

Правила безопасного поведения в общественных местах,  на улице, в  транспорте.

2

1

1

Анализировать опасности . подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Сопоставлять своё поведение с нормами. Составить план безопасного движения в школу и обратно.

Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных.

2

1

1

Описывать труд людей разных профессий. Знать профессии своих родителей. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду.

Исследовательский проект «Какой я житель».

1

1

Участвовать в групповом проекте. Определять часть своей работы, анализировать качество её выполнения.

Я и природа вокруг меня

8

Растения  и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт.

2

1

1

Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Называть животных своей местности. Составлять рассказ об одном из них, иллюстрируя повествование вспомогательными средствами.

Забота о комнатных растениях и домашних животных.

2

1

1

Анализировать способы заботливого отношения к растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара или слушать рассказ.

Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края.

2

1

1

Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления  с чужими. Анализировать произведения художников и писателей.

Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».

2

1

1

Выбирать для описания (рисования) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности в речи, для передачи своего отношения.

Итого

33ч

2 класс (34 часа)

Разделы, темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

ауд.

неауд.

Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час)

1

1

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина». Характеризовать понятия «гимн, флаг, герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага своего района.

Природа моей местности

13

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 1: «Уж небо осенью дышало» Формы земной поверхности моей местности.

2

1

1

Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать., составлять натюрморт из фруктов или овощей. Совместно с учителем составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения. Знать условные обозначения на карте.

Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов.

2

1

1

Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей. Сравнивать основные характеристики Чёрного и Азовского морей. Находить на карте и называть города расположенные по берегу реки Кубань

Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения.

2

1

1

Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Описывать растения различными способами. Иллюстрировать свой рассказ.

Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

1

1

Уяснить понятие «лекарственные растения», перечислять наиболее известные, анализировать правила сбора. Описывать способы применения.

Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.

1

1

Уяснить понятие «Ядовитые растения». Научиться определять их основные признаки, перечислять действия при оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

Животный мир моей местности.

2

2

Перечислять названия животных своей местности, классифицировать их. Составлять рассказы о домашних и диких животных. Используя энциклопедический материал. Анализировать внешний вид по описаниям в худ. произведениях и картинах.

Красная книга Краснодарского края.

1

1

Знать названия некоторых растений и животных. Слушать рассказ учителя об исчезающих видах, самостоятельно разыскивать материал об одном из них.

Правила защитников природы.

1

1

Анализировать правила, рисовать условные обозначения к данным правилам, участвовать в диспуте.

Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».

1

1

Планировать и выполнять данный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создать рекламу какому- либо продукту.

Населённые пункты

7

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 2. «Зимушка-зима, зима снежная была». Улица моего населённого пункта

2

1

1

Фиксировать наблюдения, перечислять признаки зимы, описывать её особенности. Анализировать занятия населения в зимний период. Знать свой населённый пункт, свою улицу, соотносить различные учреждения (образовательные. культурные)  с их месторасположением.

История образования города (района). Исторические и культурные достопримечательности

1

1

Слушать рассказ об истории образования своего района, называть главу района, узнать об его деятельности.

Населённые пункты моего района. Спортивная жизнь в моём городе (районе).

2

1

1

Характеризовать типы населённых пунктов : «район, город, станица, село, хутор, аул».Классифицировать пункты своего района. Находить их на карте.

Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».

2

1

1

Участвовать в групповом проекте, анализировать результат своей работы и работы одноклассников.

Труд и быт моих земляков

13

Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков.

2

1

1

Характеризовать понятия «станица, хата». Перечислять материалы для строительства. Составлять рассказы глазами историков. Перечислять православные праздники, составлять рассказ об одном из них.

Особенности казачьего быта. Жилище казака.

2

1

1

Перечислять предметы казачьего быта, оценивать нравственный смысл кубанского гостеприимства, предлагать рецепты блюд.

Уклад кубанской семьи.

1

1

Выяснить понятие «кубанская семья», рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о семье по плану.

Ремёсла, распространённые в районе.

1

1

Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта.

Труженики родной земли. Доска почёта в населённом пункте, районе.

1

1

Выяснить понятие «Почётная доска», описывать виды деятельности жителей района, перечислять основные производства, профессии земляков.

Годовой исследовательский проект  сезонных изменений.

Часть 3. «Ласточка с весною в сени к нам летит».

Профессии и место работы членов семьи.

2

1

1

Фиксировать наблюдения, перечислять признаки весны, описывать её особенности. Анализировать занятия населения в весенний  период. Знать профессии своих родителей.

Земляки – жители моего района (города, станицы, села, хутора. аула).

1

1

Слушать рассказы о великой Отечественной войне, самостоятельно подбирать литературу в библиотеке и музее.

Семья и семейные традиции

1

1

Рассказывать о своей семье, выбирать литературные произведения о семье, подбирать пословицы.

Творческий проект «Труд в моей семье».

1

1

Выполнить индивидуальный проект, анализировать свой результат.

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 4: «Здравствуй, лето!».

1

1

Анализировать изученные темы, перечислять темы особо заинтересовавшие, ставить цели на следующий год. Составить фото-отчёт о посещённых местах летом.

Итого

34

3 класс (34 часа)

Разделы, темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

ауд.

Неауд.

Введение. Изучаем родной край

1

Вспомнить изученное ранее, знакомиться с условными обозначениями в учебнике. Составлять вопросы для викторины.

Нет в мире краше Родины нашей

11

Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины горы

1

1

Характеризовать рельеф края, показывать на карте горную и равнинную часть края.

Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Стихийные бедствия (землетрясения, смерч, наводнения, сель, бора).

2

2

Перечислять и характеризовать природные явления и стихийные бедствия. Составлять календарь народных примет. Обсуждать безопасное поведение во время стихийных бедствий.

Водоёмы Краснодарского края (моря, реки, озёра, плавни, лиманы). Солёные и пресные водоёмы.

2

2

Перечислять типы водоёмов края. Показывать их на карте. Классифицировать водоёмы, составлять рассказ об одном из них.

Растительный и животный мир Кубани.

3

2

1

Сравнивать растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Знать обитателей хвойных и лиственных лесов. Рассказывать о правилах поведения в лесу, горах и у водоёмов.

Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края.  Спорт, туризм.

1

1

Перечислять и характеризовать курорты края, показывать их на карте. Составить сообщение об одном из них, используя информацию из Интернета.

Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.

1

1

Анализировать творчество писателей и художников, характеризовать понятие «талант».

Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

1

1

Отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и реализовать проект, анализировать работы одноклассников.

Без прошлого нет настоящего

10

Прошлое и настоящее. «Лента времени».

2

2

Характеризовать понятие «Лента времени».Фиксировать последовательность исторических событий на ленте времени.

Историческая карта, история на карте. Древние города .

1

1

Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгоппия и Гермонасса), фиксировать на ленте времени годы их основания, использовать энциклопедический материал.

Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц.

2

1

1

Работать с картой, перечислять названия первых станиц, рассказать историю основания своего населённого пункта.

Первые храмы на Кубани.

1

1

Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий. Рассказывать о православных праздниках.

История Кубани в символах.  

1

1

Проанализировать исторические факты, предметы, традиции. Отражённые в символике края. Знать текст гимна.

Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея

1

1

Оценить духовно-нравственное понятие «дружба народов»,работать с картой, составить маршрут поездки в Майкоп, назвать субъекты и государства граничащие с Краснодарским краем.

Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».

2

1

1

Отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и реализовать проект, анализировать работы одноклассников.

Казачьему роду нет переводу

12

Твоя родословная. История твоей семьи.

1

1

Составить рассказ об истории своей семьи, нарисовать генеалогическое дерево. Оформит альбом «Моя родословная».

Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины.

1

1

Рассказать о своём имени и его значении. Составить календарь с именинами родственников.

Из истории кубанских фамилий.

1

1

Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников, изучить фамилии родственников по словарям.

Семейные ценности.

1

1

Характеризовать понятие «Семейные ценности. Честь семьи и рода». Используя различные источники информации составить рассказ о подвиге солдатских матерей. Составить рассказ о своей маме.

Твои земляки- труженики.

2

2

2

Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями края и занятиями людей. Рассказать о людях труда.

Кубанские умельцы

2

1

1

Знать ремёсла распространённые на Кубани. Сравнить с ремёслами, которыми владеют близкие.

Народные обычаи и традиции. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.

1

1

Характеризовать народные обычаи и традиции: культурные, исторические, спортивные.

Казачий фольклор

1

1

Уметь перечислять основные виды фольклора, подбирать примеры, выполнять правила совместной игры.

Проектная работа  «Казачьему роду нет переводу».

2

1

1

Отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и реализовать проект, анализировать работы одноклассников, анализировать скульптуру художника.

Итого

34

4 класс (34 часа)

Разделы, темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

ауд.

неауд.

Мой край на карте России

1

Работать с картой.

Береги землю родимую, как мать любимую

11

Природные зоны края.

2

1

1

Перечислять природные зоны края, описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности.

Кавказский биосферный заповедник. Заказники.

1

Работать с картой, рассказывать о значениях заказников и заповедников.

Естественные и искусственные водоёмы.  Использование и охрана водоёмов Краснодарского края.

2

1

1

Работать с картой, уметь анализировать их роль в жизни человека, обсуждать причины загрязнения водоёмов, определять степень своего участия в охране водоёмов.

Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса.

1

1

Характеризовать различные виды почв, работать с картой, анализировать образцы почв, знать значение почв для человека, анализировать различные меры по охране почв принимаемые в крае.

Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс. известняк).

2

1

1

Выяснить понятия «природные богатства», анализировать их значения для человека., описывать область применения. Работать с картой.

Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.

1

1

Выяснить необходимость бережного отношения человека к природным богатствам.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».

2

1

1

Отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и реализовать проект, анализировать работы одноклассников.

Земля отцов - моя земля

13

Вещественные и исторические источники. История Кубани в архитектуре.

1

1

Исследовать и характеризовать исторические и вещественные источники. Описывать старинные архитектурные здания своего района.

Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения.  

1

1

Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ.

Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох.

1

1

Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства. Лепить образцы посуды.

Народные ремёсла и промыслы.

1

1

Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами.

Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.

1

1

Анализировать и сравнивать одежу предков и современную. Находить сходства и отличия в национальных костюмах.

Первые письменные исторические источники

1

1

Исследовать и характеризовать первые письменные исторические источники.

Устная история родного края.

2

2

Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве.

Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани

1

1

Планировать и реализовать проект «Мы – дети Кубани».

Современная административная карта Краснодарского края. Районы.

1

1

Работать с картой, составить рассказ о соседних районах.

Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор.

1

Рассказать об истории главного города Краснодарского края, используя различные источники.

Проектная работа «Земля отцов – моя земля».

2

1

1

Отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и реализовать проект, анализировать работы одноклассников

Жизнь дана на добрые дела

9

Просветители земли кубанской.  

1

Работа с «лентой времени», сравнивать школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы, и той, в которой учились наши предки.

Защитники Отечества.

2

1

1

Планировать и реализовать проект «Книга Славы»

Труженики полей.

1

1

Составлять рассказ о людях труда. Принять участие в устном журнале «Современные герои полей»

Радетели земли кубанской Наши земляки – гордость страны

2

1

1

Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», составлять рассказы о выдающихся людях Кубани.

Ты- наследник земли отцов.

1

1

Определять цели на будущее, сопоставлять свои ответы с целями общества.

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».

2

2

Отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и реализовать проект, анализировать работы одноклассников, анализировать картину художника, высказывать своё мнение.

Итого

34

Описание материально – технического обеспечения

образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Печатные пособия:

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты:

- тетрадь по кубановедению, 1 класс,

- учебник-тетрадь по кубановедению, 2 класс, Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина.

- учебное пособие для 3 класса М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко,

- учебное пособие для 4 класса М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко.

-учебник для 3-4 классов М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко

К

Библиотечный фонд формируется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МиообрнаукиРФ

2. Печатные пособия

Таблицы различных видов растений, животных и полезных ископаемых

Д

Географические карты края, Российской Федерации

Д

Иллюстративный материал

Ф

Экранно-звуковые пособия

Электронное приложение к учебному пособию Кубановедение 3 класс М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко

К

Технические средства обучения

Интерактивный комплекс

Д

Принтер

Д

Документ - камера

Д

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО  

учителей начальных классов

от 25 августа 2015 года  № 1

Руководитель ШМО

______________ А.Б.Кильпа

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________

27 августа 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...