Учебно-методическая разработка плана-конспекта урока математики "Вычитание вида 50-24".
план-конспект урока по математике (2 класс)

Баркова Наталья Васильевна

План урока разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и формы работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl_kon_matem_vych_50-24.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2, «Школа России»

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

«Вычитание вида: 50 - 24»

Цели деятельности учителя

Планируемые результаты:

познакомить с приёмом вычитания 50 - 24;

формировать умение выполнять вычисления вида 50-24;

развивать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи.

Предметные:        

- познакомить с новым приёмом вычитания;

- формировать умение самостоятельно применять полученные знания;

Личностные:

- способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

- расширение кругозора учащихся.

- способствовать формированию умения работать в  паре, в группе.

Этап урока. Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Начинаем наш урок. Я прошу вас, ребята, быть внимательными и активными.

- Прочитайте на доске девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Читают хором девиз урока.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Устный счет

- Математика нас ждёт, начинаем устный счёт.

Работа в парах.

- Работаем в парах. У вас на парте лежат листочки с заданием. Соедините карандашом каждый пример со своим ответом. Соединяйте пример с ответом по линейке, чтобы было аккуратно.

- Приступайте к выполнению задания.

64 + 11   50 –  2     20 – 8    38 + 7   24 + 26   72 – 20                    

12           52        75           45        48         50

- Кто готов, покажите готовность пары, подняв руки вместе.

- Проверяем работу по образцу. Внимание на экран доски.

- Кто не допустил ни одной ошибки – встаньте. Для вас звучат сдержанные аплодисменты.

Работа над задачами

- Слушаем внимательно, работаем старательно.

- Приготовьте сигналы. Устное решение задач.

1) В коробке было 20 шариков трёх цветов. Красных было 7, синих 9, остальные зелёные. Сколько было зелёных шаров?

2) В гараже было 19 машин. Когда несколько уехало, в гараже осталось 8 машин. Сколько машин уехало?

3) Бабушка связала 6 пар рукавичек. Сколько рукавичек на левую руку связала бабушка?

4) Купили 6 кг риса и 7 кг гречки, а манки – столько, сколько гречки и риса вместе. Сколько манки купили?

5) В куске ткани было 42 м. Утром продали 12 м, а вечером – 10 м. Сколько метров осталось?

- Молодцы! Устно вы поработали хорошо! Но и письменно вы должны тоже работать быстро, правильно и аккуратно.

 

Находят значение выражения, результаты соединяют с нужным примером.    

Проверка работы по образцу на доске.

Решают задачи устно.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: аргументация своего мнения и позиции;

Л: Готовность и 
способность к саморазвитию и
мотивация к
 
познанию нового.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

III. Постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока.

 - Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, «Классная работа».

- С какими числами мы работаем на наших уроках математики? (1-100)

- Что вы умеете делать с числами в пределах 100? (умеем сравнивать, вычитать, складывать устно и столбиком, делать проверку).

- Давайте проверим наши умения. Прежде чем найти значения выражений, записанных на доске, составьте алгоритм вычитания. Карточки алгоритма рассыпались на доске.

Составление алгоритма вычитания.

 Ученик составляет алгоритм вычитания на доске, остальные – проверяют.

(пишу; вычитаю единицы; вычитаю десятки; читаю ответ).

- Проверяем составленный алгоритм.

- Предлагаю найти значения выражений, записанных на доске.

76-12     88-67    56-11   50-24

- Как будем вычислять? (в столбик)

- Что нам помогает при вычислении чисел в столбик? (алгоритм)

- Приступаем к вычислению выражений, используя алгоритм письменного вычитания в пределах 100.

- Решили первые три примера. Что заметили? (четвертый пример 50-24, мы таких не решали).

- У нас возникла проблема!

Учитель вывешивает знак – проблема -     !

- Кто уже догадался над чем будем работать на уроке? (будем учиться вычитать из круглых чисел двузначное число)

- Сформулируйте тему урока. (Вычитание из круглого числа двузначных чисел)

Учитель открывает на доске тему урока.

- Какие цели поставим на уроке? Чему будем учиться?

1 Учиться вычитать из круглого числа двузначное число.

2 Совершенствовать вычислительный навык.

3 Решать задачи.

4 Развивать внимание и логическое мышление.

5 Узнать что-то новое.

6 Активно работать на уроке.

- А какие цели вы поставите лично для себя?

Лесенка знаний.

- Возьмите простой карандаш, на полях тетради нарисуйте «Лесенку знаний». Отметьте звёздочкой свои знания по новой теме. Мы сейчас находимся в самом начале изучения темы.

Выполняют заданные действия.

Составление алгоритма вычитания. Ученик составляет на доске, остальные – проверяют.

Один ученик вычисляет у доски, остальные – в тетради.

Догадываются о теме урока, формулируют её.

Ученики формулируют цели урока.

Учитель открывает карточки на доске.

Высказывания учеников.

Л:формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности.

IV. Открытие нового знания

- Вернёмся к нашему выражению 50 - 24. Предлагаю вычислить данный пример устно.

На слайде запись:   50-2 4

                                (50-20)-4=26

Ученик устно объясняет устный способ вычисления.

- Это устный способ вычитания.

- Запишите пример столбиком.

- С какой трудностью столкнулись?

- Чем этот пример не похож на те, которые мы решали? (в разряде единиц нули, из нуля вычесть нельзя)

- Какой возникает вопрос? (как вычесть двузначное число из круглого?)

Вопрос «Как вычесть двузначное число из круглого?» учитель фиксирует на доске.

-Я вам покажу, как выполняется решение таких выражений письменно столбиком.

- Работаем вместе со мной «шаг в шаг». Используем алгоритм.

- Как будем считать? С какого разряда начнем? (С единиц)

- Сколько единиц? (0)

- Что будем делать? (Возьмем один десяток)

- Что нужно сделать, чтобы не забыть, что мы взяли десяток? (Поставить над десятками точку)

- Сколько теперь у нас единиц? (10)

- Теперь сможем вычесть? (Да, 10 – 4 = 6)

- Где запишем цифру 6? (Под единицами)

- Что можете сказать о десятках? (Их было 5, но 1 десяток взяли, осталось 4)

 - Значит, из какого числа вычтем 2 десятка? (Из 4 десятков)

- Какой получили ответ? (26)

- Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать? (Ответы одинаковые)

- Какой способ удобнее? (Второй)

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр.19.

- Сравните наши рассуждения с алгоритмом на с. 19 учебника. 

Ученик читает алгоритм. (Мы рассуждали так же)

- В чем особенность вычитания из круглых чисел?

 Учебник, с. 19 № 1.

- Работаем по учебнику. Первые два выражения выполняем коллективно с объяснением и записью на доске, остальные комментируются с мест по цепочке.

- Какой цели урока достигли?

- Какие средства помогли достичь эту цель? Кто/что помогло? (учитель, ответы одноклассников, учебник, наш жизненный опыт,..)

-Где мы находимся на «Лесенке знаний»? Отметьте.

Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом. (ходьба)

Крылья пёстрые мелькают

В поле бабочки летают. (взмахи руками)

Раз, два, три, четыре

Полетели, закружились. (кружится вокруг себя)

- Молодцы! Отдохнули, теперь продолжаем работать.

Записывают выражение, разбирают его.

Устное объяснение.

Ученики записывают пример столбиком в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

Работа по учебнику. Сравнивают рассуждения с алгоритмом в учебнике, выявляют особенности. Решают выражения.

Отвечают на поставленные вопросы.

Отмечают звездочкой свои достижения на «Лесенке знаний».

Повторяют движения за учителем.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Р:

принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной и письменной форме.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

К:

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

V. Первичное закрепление во внешней речи

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Чтобы не забыть, чему мы учились, нам нужно что сделать? (закрепить свои знания и умения)

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Решите примеры, записанные на доске.

Примеры записаны на слайде.

_30      _60     _80    _40

  12         37      59       16

- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Пол образцу проверьте работу. Если ваш сосед не допустил ни одной ошибки, то поставьте ему на полях знак «+».

- Встаньте те ребята, которые получили «+».

- Сдержанные аплодисменты этим ученикам.

- В чём особенность вычитания из круглых чисел?

- Кто понял, почему в таких примерах ставится над десятками точка?

Работа по учебнику. Решение задачи. № 2, с. 19

- Прочитайте задачу.

- Прочитайте условие задачи.

- О чем говорится в задаче? (О платьях, костюмах, брюках)

- Что сказано о платьях? (их 26)

- Что сказано о костюмах? (на 4 больше, чем платьев)

- Что сказано о брюках? (на 10 меньше, чем костюмов)

- Прочитайте главный вопрос задачи.

- Составьте краткую запись в тетради.

Один ученик записывает краткую запись у доски.

- Проверяем. Всё верно.

- Кому понятна задача, самостоятельно запишите решение.

 Ученик на оборотной доске записывает решение задачи.

С детьми, у которых возникают трудности, проводится дополнительный разбор и выполняется схема.

- Проверка решения задачи по образцу.

- Какой цели урока достигли?

- Какие средства помогли достичь эту цель? Кто/что помогло? (учитель, ответы одноклассников, учебник, наш жизненный опыт...)

-Где мы находимся на «Лесенке знаний»? Отметьте.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Взаимопроверка по образцу.

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Составляют краткую запись. Сверяют с образцом на доске. Решают задачу самостоятельно. Находят значение выражений по действиям. Проверка.

Отвечают на поставленные вопросы.

Отмечают звездочкой свои достижения на «Лесенке знаний».

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П:

перерабатывание полученной информации; использование рисуночных и простых символических вариантов математической записи; формирование умений на основе анализа объектов делать выводы.

К:

сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, корректно сообщают товарищу об ошибках;

VII. Включение в систему знаний. Групповая работа.

Задание для капитанов.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Работа в группах.

-  Поработаем в группах. Вспомните правила работы в группе. (слайд)

- Объединитесь в группы. Внимательно прочитайте задание в конверте и приступайте к его выполнению.

Ученик читает задание в конверте: «Вычисли значение каждого выражения и запиши соответствующую ему букву в таблице. Расшифруй пословицу.»

ЗАДАНИЕ ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ.

8 + 9 =    __  У                        62 + 8 = __  В

16 – 9 = __   Д                           6 + 6 = __   Ё

28 – 8 = __  Р                            17 – 8 = __  П

6 + 7 = __ С                               9 + 6 = __ Б

13 -  5 = __ О                            50 + 4 = __ Ж

34 – 20 = __ Е                          80 – 30 = __ Т

15 – 5 = __ А

50

20

17

7  

70

13

12

9

8

15

14

54

7

10

14

50

- Группы покажите свою готовность. (объединить руки)

- Ту пословицу, которая у вас получилась нельзя говорить вслух. Это тайна.

- А теперь задание для капитанов. Вам надо не глядя вытянуть карточку и составить пословицу, которую вы расшифровали в групповом задании.

- Встаньте с карточками так, чтобы мы смогли её прочесть.

- какая пословица у вас получилась? (ТРУД ВСЁ ПОБЕЖДАЕТ!)

-Прочитаем все вместе. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Всех ли целей вы достигли на уроке?

- Чему научились?

-А где сейчас вы находитесь на «Лесенке знаний»? Отметьте. Кто продвинулся вперед? Поднимите руку.

- На слайде закончите предложения:

Урок помог мне…

 На этом уроке я похвалил бы себя за….

Мне понравилось ….

Для меня было сложным …

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- С помощью смайликов покажите с каким настроением вы заканчиваете урок математики.

Домашнее задание.

РТ стр. 19

- Ребята, спасибо вам за работу на уроке, вы замечательно потрудились.

Вспоминают правила работы в группе.

Объединяются в группы по 5-6 человек. Читают задание и выполняют.

Находят значение выражений.

Выполняют заданные действия.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, каких результатов достигли.

К:

 соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в учебной деятельности.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

Презентация и план-конспект открытого урока по трудовому обучению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Изготовление декоративной выпуклой аппликации из картона и цветной бумаги «Букет для мамы»

План-конспект открытого урока   по трудовому обучению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Изготовление декоративной выпуклой аппликации  из картона и цветной бумаги  «Букет для ма...

План-конспект открытого урока в 3 классе "Решение задач разного вида"

План-конспект в соответствии с ФГОС для аттестации по УМК "Перспектива". Класс 3. Тема: Решение задач разного вида. Интегрированный урок (математика, окружающий мир). Цель: повторить и обобщить получе...

Учебно- методический комплект для 4 класса СКОУ VIII вида

Данная статья адресована специалистам, работающим с детьми, имеющими ограниченные интеллектуальные способности.   Обучение в школах VIII вида осуществляется на основании базисного уче...

Учебно-методическая разработка плана-конспекта урока Окружающего мира по теме "Путешествие. Посмотри вокруг".

Конспект урока Окружающего мира, 2 класс. Тема: "Путешествие. Посмотри вокруг". УМК "Школа России"....

Разработка плана-конспекта по литературному чтению для 2 класса Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). На примере русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: ознакомление обучающихся с видами сказок на примере русской народной сказки «У страха глаза велики».Задачи:Образовательная: познакомить с видами сказок;способствовать формированию це...