I. Этап самоопределения к деятельности
| Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре Громко, четко говорим И тихонечко сидим.
- Начинаем наш урок. Я прошу вас, ребята, быть внимательными и активными. - Прочитайте на доске девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Читают хором девиз урока. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация
| Устный счет - Математика нас ждёт, начинаем устный счёт. Работа в парах. - Работаем в парах. У вас на парте лежат листочки с заданием. Соедините карандашом каждый пример со своим ответом. Соединяйте пример с ответом по линейке, чтобы было аккуратно. - Приступайте к выполнению задания.
64 + 11 50 – 2 20 – 8 38 + 7 24 + 26 72 – 20 12 52 75 45 48 50 - Кто готов, покажите готовность пары, подняв руки вместе. - Проверяем работу по образцу. Внимание на экран доски. - Кто не допустил ни одной ошибки – встаньте. Для вас звучат сдержанные аплодисменты. Работа над задачами - Слушаем внимательно, работаем старательно. - Приготовьте сигналы. Устное решение задач.
1) В коробке было 20 шариков трёх цветов. Красных было 7, синих 9, остальные зелёные. Сколько было зелёных шаров? 2) В гараже было 19 машин. Когда несколько уехало, в гараже осталось 8 машин. Сколько машин уехало? 3) Бабушка связала 6 пар рукавичек. Сколько рукавичек на левую руку связала бабушка? 4) Купили 6 кг риса и 7 кг гречки, а манки – столько, сколько гречки и риса вместе. Сколько манки купили? 5) В куске ткани было 42 м. Утром продали 12 м, а вечером – 10 м. Сколько метров осталось?
- Молодцы! Устно вы поработали хорошо! Но и письменно вы должны тоже работать быстро, правильно и аккуратно.
| Находят значение выражения, результаты соединяют с нужным примером.
Проверка работы по образцу на доске.
Решают задачи устно. | Р: принимать и сохранять учебную задачу.
К: аргументация своего мнения и позиции;
Л: Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
Р: принимать и сохранять учебную задачу. |
III. Постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока. | - Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, «Классная работа».
- С какими числами мы работаем на наших уроках математики? (1-100) - Что вы умеете делать с числами в пределах 100? (умеем сравнивать, вычитать, складывать устно и столбиком, делать проверку).
- Давайте проверим наши умения. Прежде чем найти значения выражений, записанных на доске, составьте алгоритм вычитания. Карточки алгоритма рассыпались на доске.
Составление алгоритма вычитания. Ученик составляет алгоритм вычитания на доске, остальные – проверяют. (пишу; вычитаю единицы; вычитаю десятки; читаю ответ).
- Проверяем составленный алгоритм.
- Предлагаю найти значения выражений, записанных на доске.
76-12 88-67 56-11 50-24
- Как будем вычислять? (в столбик) - Что нам помогает при вычислении чисел в столбик? (алгоритм) - Приступаем к вычислению выражений, используя алгоритм письменного вычитания в пределах 100.
- Решили первые три примера. Что заметили? (четвертый пример 50-24, мы таких не решали). - У нас возникла проблема! Учитель вывешивает знак – проблема - ! - Кто уже догадался над чем будем работать на уроке? (будем учиться вычитать из круглых чисел двузначное число) - Сформулируйте тему урока. (Вычитание из круглого числа двузначных чисел) Учитель открывает на доске тему урока.
- Какие цели поставим на уроке? Чему будем учиться? 1 Учиться вычитать из круглого числа двузначное число. 2 Совершенствовать вычислительный навык. 3 Решать задачи. 4 Развивать внимание и логическое мышление. 5 Узнать что-то новое. 6 Активно работать на уроке.
- А какие цели вы поставите лично для себя?
Лесенка знаний. - Возьмите простой карандаш, на полях тетради нарисуйте «Лесенку знаний». Отметьте звёздочкой свои знания по новой теме. Мы сейчас находимся в самом начале изучения темы.
| Выполняют заданные действия.
Составление алгоритма вычитания. Ученик составляет на доске, остальные – проверяют.
Один ученик вычисляет у доски, остальные – в тетради.
Догадываются о теме урока, формулируют её.
Ученики формулируют цели урока. Учитель открывает карточки на доске.
Высказывания учеников. | Л:формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности. |
IV. Открытие нового знания
| - Вернёмся к нашему выражению 50 - 24. Предлагаю вычислить данный пример устно. На слайде запись: 50-2 4 (50-20)-4=26 Ученик устно объясняет устный способ вычисления. - Это устный способ вычитания. - Запишите пример столбиком.
- С какой трудностью столкнулись? - Чем этот пример не похож на те, которые мы решали? (в разряде единиц нули, из нуля вычесть нельзя) - Какой возникает вопрос? (как вычесть двузначное число из круглого?) Вопрос «Как вычесть двузначное число из круглого?» учитель фиксирует на доске.
-Я вам покажу, как выполняется решение таких выражений письменно столбиком. - Работаем вместе со мной «шаг в шаг». Используем алгоритм.
- Как будем считать? С какого разряда начнем? (С единиц) - Сколько единиц? (0) - Что будем делать? (Возьмем один десяток) - Что нужно сделать, чтобы не забыть, что мы взяли десяток? (Поставить над десятками точку) - Сколько теперь у нас единиц? (10) - Теперь сможем вычесть? (Да, 10 – 4 = 6) - Где запишем цифру 6? (Под единицами) - Что можете сказать о десятках? (Их было 5, но 1 десяток взяли, осталось 4) - Значит, из какого числа вычтем 2 десятка? (Из 4 десятков) - Какой получили ответ? (26)
- Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать? (Ответы одинаковые)
- Какой способ удобнее? (Второй)
Работа с учебником. - Откройте учебник на стр.19. - Сравните наши рассуждения с алгоритмом на с. 19 учебника. Ученик читает алгоритм. (Мы рассуждали так же) - В чем особенность вычитания из круглых чисел? Учебник, с. 19 № 1. - Работаем по учебнику. Первые два выражения выполняем коллективно с объяснением и записью на доске, остальные комментируются с мест по цепочке.
- Какой цели урока достигли? - Какие средства помогли достичь эту цель? Кто/что помогло? (учитель, ответы одноклассников, учебник, наш жизненный опыт,..) -Где мы находимся на «Лесенке знаний»? Отметьте.
Физкультминутка Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. (ходьба) Крылья пёстрые мелькают В поле бабочки летают. (взмахи руками) Раз, два, три, четыре Полетели, закружились. (кружится вокруг себя)
- Молодцы! Отдохнули, теперь продолжаем работать.
| Записывают выражение, разбирают его. Устное объяснение.
Ученики записывают пример столбиком в тетрадь.
Отвечают на вопросы.
Работа по учебнику. Сравнивают рассуждения с алгоритмом в учебнике, выявляют особенности. Решают выражения.
Отвечают на поставленные вопросы. Отмечают звездочкой свои достижения на «Лесенке знаний». Повторяют движения за учителем. | Р: принимать и сохранять учебную задачу.
Р: принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной и письменной форме.
П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
|
V. Первичное закрепление во внешней речи
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
| - Чтобы не забыть, чему мы учились, нам нужно что сделать? (закрепить свои знания и умения) - Сейчас вы поработаете самостоятельно. Решите примеры, записанные на доске. Примеры записаны на слайде. _30 _60 _80 _40 12 37 59 16
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Пол образцу проверьте работу. Если ваш сосед не допустил ни одной ошибки, то поставьте ему на полях знак «+». - Встаньте те ребята, которые получили «+». - Сдержанные аплодисменты этим ученикам.
- В чём особенность вычитания из круглых чисел? - Кто понял, почему в таких примерах ставится над десятками точка?
Работа по учебнику. Решение задачи. № 2, с. 19 - Прочитайте задачу. - Прочитайте условие задачи. - О чем говорится в задаче? (О платьях, костюмах, брюках) - Что сказано о платьях? (их 26) - Что сказано о костюмах? (на 4 больше, чем платьев) - Что сказано о брюках? (на 10 меньше, чем костюмов) - Прочитайте главный вопрос задачи. - Составьте краткую запись в тетради. Один ученик записывает краткую запись у доски. - Проверяем. Всё верно.
- Кому понятна задача, самостоятельно запишите решение. Ученик на оборотной доске записывает решение задачи. С детьми, у которых возникают трудности, проводится дополнительный разбор и выполняется схема. - Проверка решения задачи по образцу.
- Какой цели урока достигли? - Какие средства помогли достичь эту цель? Кто/что помогло? (учитель, ответы одноклассников, учебник, наш жизненный опыт...) -Где мы находимся на «Лесенке знаний»? Отметьте.
|
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Взаимопроверка по образцу.
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
Составляют краткую запись. Сверяют с образцом на доске. Решают задачу самостоятельно. Находят значение выражений по действиям. Проверка.
Отвечают на поставленные вопросы. Отмечают звездочкой свои достижения на «Лесенке знаний».
| К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: перерабатывание полученной информации; использование рисуночных и простых символических вариантов математической записи; формирование умений на основе анализа объектов делать выводы. К: сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, корректно сообщают товарищу об ошибках;
|
VII. Включение в систему знаний. Групповая работа.
Задание для капитанов.
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | Работа в группах. - Поработаем в группах. Вспомните правила работы в группе. (слайд) - Объединитесь в группы. Внимательно прочитайте задание в конверте и приступайте к его выполнению.
Ученик читает задание в конверте: «Вычисли значение каждого выражения и запиши соответствующую ему букву в таблице. Расшифруй пословицу.»
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ.
8 + 9 = __ У 62 + 8 = __ В 16 – 9 = __ Д 6 + 6 = __ Ё 28 – 8 = __ Р 17 – 8 = __ П 6 + 7 = __ С 9 + 6 = __ Б 13 - 5 = __ О 50 + 4 = __ Ж 34 – 20 = __ Е 80 – 30 = __ Т 15 – 5 = __ А 50 | 20 | 17 | 7 |
| 70 | 13 | 12 |
| 9 | 8 | 15 | 14 | 54 | 7 | 10 | 14 | 50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Группы покажите свою готовность. (объединить руки) - Ту пословицу, которая у вас получилась нельзя говорить вслух. Это тайна.
- А теперь задание для капитанов. Вам надо не глядя вытянуть карточку и составить пословицу, которую вы расшифровали в групповом задании. - Встаньте с карточками так, чтобы мы смогли её прочесть. - какая пословица у вас получилась? (ТРУД ВСЁ ПОБЕЖДАЕТ!) -Прочитаем все вместе. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Всех ли целей вы достигли на уроке? - Чему научились? -А где сейчас вы находитесь на «Лесенке знаний»? Отметьте. Кто продвинулся вперед? Поднимите руку.
- На слайде закончите предложения: Урок помог мне… На этом уроке я похвалил бы себя за…. Мне понравилось …. Для меня было сложным …
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. - С помощью смайликов покажите с каким настроением вы заканчиваете урок математики. Домашнее задание. РТ стр. 19 - Ребята, спасибо вам за работу на уроке, вы замечательно потрудились. | Вспоминают правила работы в группе. Объединяются в группы по 5-6 человек. Читают задание и выполняют.
Находят значение выражений.
Выполняют заданные действия.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, каких результатов достигли. | К: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в учебной деятельности.
П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
|