Разработка плана-конспекта по литературному чтению для 2 класса Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). На примере русской народной сказки «У страха глаза велики»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гаевская Анастасия Алексеевна

Цель: ознакомление обучающихся с видами сказок на примере русской народной сказки «У страха глаза велики».

Задачи:

Образовательная: познакомить с видами сказок;

способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения;

учить находить главную мысль произведения.

Развивающая: развивать беглое, сознательное и правильное чтение;

создавать условия для формирования выразительного чтения; развивать воображение, память, внимание.

Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx286.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная  школа №5»

Разработка плана-конспекта по литературному чтению для 2 класса

Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). На примере русской народной сказки «У страха глаза велики»

Подготовила: Гаевская

 Анастасия Алексеевна

Учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №5»

Юрга 2024

Тема: «Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). На примере русской народной сказки «У страха глаза велики».

Класс: 2

Цель: ознакомление обучающихся с видами сказок на примере русской народной сказки «У страха глаза велики».

Задачи:

Образовательная: познакомить с видами сказок; способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения; учить находить главную мысль произведения.

Развивающая: развивать беглое, сознательное и правильное чтение; создавать условия для формирования выразительного чтения; развивать воображение, память, внимание.

Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к чтению.

 

Этап урока

Содержание

1.Мотивационный этап

Приветственное слово учителя:    

-Здравствуйте, дорогие, ребята. Настал день. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись друг другу и подумали: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Проверить готовность к уроку.

2.Постановка учебной задачи

Речевая разминка

Picture background

-Прочитайте стихотворение каждый про себя.

-Теперь первый ряд читает с удивление, второй ряд с грустью, третий ряд с восторгом.

-Ребята, о чем это стихотворение? Как вы думаете, с чем связана тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы продолжим говорить о русских народных сказках. Давайте посмотрим на выставку книг в нашем классе. Вспомним, какие сказки вы читали? Скажите, какие сказки вы знаете, помните? Есть ли у этих сказок автор?

Народные сказки люди рассказывали друг другу вслух, говорили «передавались из уст в уста». У народных сказок нет одного конкретного автора. Но на сборниках сказок можно увидеть такие имена как Александр Николаевич Афанасьев, Владимир Иванович Даль. Это самые известные собиратели сказок.

Сказок существует великое множество. Есть сказки разных народов с похожими сюжетами, но в каждой из них своя особенность, в которой можно увидеть обычаи, традиции, историю народа.

Попробуйте разделить известные вам сказки на группы. Что помогло вам это сделать?

Назовите главных героев сказки. Есть ли в сказке волшебные предметы и чудесные события? Могли бы события сказки быть реальными?

-Давайте определим цели нашего урока:

Повторить…

Узнать…

Научиться…

3.Подготовка к первичному восприятию

-Можно назвать три группы русских народных сказок: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. В сказках о животных главные герои — это звери, рыбы, птицы. Они разговаривают друг с другом, спорят, ссорятся, мирятся. Также к ним относятся сказки о растениях, живой и неживой природе. Волшебные сказки – сказки с чудесами и волшебством. В их основе лежит волшебный, фантастический мир со своими героями, волшебными предметами, превращениями. Часто герой получает какое-то задание и отправляется в волшебный мир приключений.

Бытовые сказки характеризуются воспроизведением реальных жизненных событий. Их герои обычные люди, которые попадают в жизненные ситуации, проявляют разные качества характера. Эти сказки часто весёлые и остроумные. Главный герой проявляет смекалку и находчивость, одерживает победу над жадностью, невежеством и глупостью.

-Откройте тетради по литературному чтению и сделайте схему.

Picture background

-Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Посмотрите на обложку книги, прочитайте название. Как вы понимаете эту фразу? Как вы думаете, о чем будет эта сказка? Какие герои в ней будут?

-Перед тем, как мы начнем знакомиться со сказкой, необходимо поработать со словами, значение которых может мыть непонятно.

Словарная работа

Наперсток - колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения пальцев от уколов иголкой.
Колода - род деревянного корыта - бревно с выдолбленной серединой.
Колодец - укрепленная срубом узкая, глубокая яма для получения воды.

4.Первичное восприятие

Чтение сказки по цепочке.

5.Проверка первичного восприятия

-Понравилась ли вам сказка?

-Какие эмоции вы испытывали во время прочтения? Было ли вам так же страшно, как и героям?

-Покажите свою реакцию с помощью смайлика.

Picture background

6.Вторичный синтез

- Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка , и почему?

- Найдите в тексте и прочитайте , какого размера у них были ведра.

-Почему разный размер ведер у героев сказки?

-Найдите в тексте и прочитайте – кто и откуда брал воду.

- Как можно назвать наших героев, соединив слова « вода» и «носить» ? ( водоносы).

- Как плещется вода в ведре у бабушки? (у внучки, курочки, мышки).

- Как вы думаете, у кого самые короткие и быстрые шаги? (у мышки)

-А теперь я узнаю, насколько вы были  внимательными  при чтении сказки.

Учитель задает вопрос, дети поднимают карточки ( если ответ «да»- зеленую карточку, если « нет»- красную.)

-Водоносы шли через огород? +

-В огороде росла слива? –

- Под яблонькой сидел зайка?+

-Зайка прыгнул водоносам в руки?-

- Бабушка упала на лавку?+

-Внучка испугалась волка?+

-Мышка испугалась медведя?-

- Мы молодцы?+

Работа в группах. Подготовка к инсценировке.

-Ребята, а вы хотите побывать в театре прямо сейчас?

- Я знаю, как вы любите читать по ролям. Сегодня я предлагаю вам превратиться в артистов театра и зрителей. Но сначала поработаем  в группах. Выберите карточку и на ней вы увидите роль какого героя вам выпало играть. Каждая группа должна подготовить  артиста к выступлению. Перед вами такие задачи: выбрать из членов команды героя. В приготовленном тексте  выделить слова этого героя (при чтении особое внимание обратите на глаголы, ведь это самые главные помощники при инсценировании действий), продумайте как герой будет играть свою роль, ну и конечно  помогите герою надеть костюм).

- Сегодня в роли автора выступит ….. , она идет ко мне и тоже готовится .

-Итак!

-В какой части сказки есть слова героев?

- Следовательно, мы будем инсценировать вторую часть сказки.

7.Подведение итогов

- Как вы себя чувствовали на уроке? Почему у вас такое состояние?

-Расскажите, что понравилось больше всего на уроке и почему?

-Какие открытия для себя сделали?

- О чем хотели бы рассказать дома своим близким? (Ответы детей)

-Какие бывают виды русских народных сказок?

-С какой сказкой мы сегодня познакомились? К какому виду ее можно отнести?

- Урок закончен. Спасибо всем.

8.Рефлексия

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс

урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс...

Урок литературного чтения . Русская народная сказка . У страха глаза велики.

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки...

ООД "Русская народная сказка "У страха глаза велики""

конспект ООД, материалы для дидактической игры "Узнай по контуру", рисунки детей...

Тема урока: русская народная сказка «У страха глаза велики!»

Тема урока: русская народная сказка «У страха глаза велики!»Цели урока:  формирование навыков работы с текстом художественного произведения.Планируемые результаты (формирование УУД):Л...

Урок литературного чтения в 2 классе УМК Перспектива Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Цель урока:  формирование восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра, учить видеть скрытый смысл сказок, отрабатывать навык выразительного чтения, воспитывать волевую...

Тест по литературному чтению Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Тест по которому можно проверить знания сказки у учащихся....