Пояснительная записка по программе математика
рабочая программа по математике (1 класс)

Демидкова Раиса Александровна

Пояснительная записка и примерное КТП по предмету математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_programma_1_klass.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Гимназия №52»

«Утверждаю»

Директор

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

МАТЕМАТИКЕ

уровень общего образования (класс)

начальное общее образование,

1 «А», 1 «Б», 1 «В»  классы

количество часов

Всего 132 часа; в неделю 4 часа

учителя

ФИО

программа разработана на основе

программы начального общего образования образовательной системы «Перспективная

начальная школа»

 под ред. проф. Р.Г.Чураковой, издательство Академкнига/Учебник», 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 1 класса составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, примерных программ начального общего образования по математике, учебно-методического комплекса, включающего в себя: авторскую программу по математике  А .Л.Чекина, учебник для 1 –го класса в 2ч. (А.Л. Чекин Н.А.; под ред. Р.Г.Чураковой.-2-е изд., стереотип   «Математика»–  М. : Академкнига/Учебник; 2016. – 96 с. : ил.)в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Базисного учебного плана, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников.

Цель курса:

Формирование у обучающихся представлений о числах как результате счёта и измерения.

Задачи:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;        
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Место учебного предмета в учебном плане

          Предмет «Математика» изучается на уровне начального общего образования в качестве обязательного предмета в 1- 4 классах в общем объеме 540 часов, 4 часа в неделю.

В соответствии с учебным планом гимназии на 2017-2018 учебный год на изучение математики в 1-ом классе отводится 4 часа в неделю за счет обязательной части учебного плана. В 2017-2018 учебном году в соответствии с календарным учебным графиком гимназии общий объем учебной нагрузки в 1-х классах составит с учетом праздничных дней:

1 «А» класс  -  128 часов;

1 «Б» класс  -  128часов;

1 «В» класс  -  126 часов.

РАЗДЕЛ 1. « Планируемые результаты освоения учебного предмета и система его оценки»

Предметные результаты

Числа и величины

Учащийся научится:

- различать понятия «число» и «цифра»;

- читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр;

- понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»);

- сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («>»), «меньше» («<»), «равно» («=»);

- упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с указанным порядком;

- понимать десятичный состав чисел от 11 до 20;

- понимать и использовать термины: предыдущее и последующее число;

- различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр, практически измерять длину.

Учащийся получит возможность научиться:

- практически измерять величины: массу, вместимость.

Арифметические действия

Учащийся научится:

- понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;

- складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;

- складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;

- применять таблицу сложения в пределах 20;

- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20; - вычислять значение числового выражения в одно-два действия на сложение и вычитание (без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;

- применять переместительное свойство сложения;

- понимать взаимосвязь сложения и вычитания;

- сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;

- выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение;

- составлять выражения в одно-два действия по описанию в задании.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

- восстанавливать сюжет по серии рисунков;

- составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ;

- изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;

- различать математический рассказ и задачу;

- выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на...», «меньше на...»;

- составлять задачу по рисунку, схеме;

- понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом;

- различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;

- решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Учащийся получит возможность научиться:

- рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;

- соотносить содержание задачи и схему к ней; составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;

- составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению;

- рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.

Пространственные отношения.

Учащийся научится:

- понимать взаимное расположение предметов в простран- стве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и др.);

- распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат;

- изображать точки, прямые, кривые, отрезки;

- обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита;

- чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.

Учащийся получит возможность научиться:

- различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная;

- распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии;

- изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры.

Геометрические задачи.

Учащийся научится:

- определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;

- применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;

- выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).

Работа с информацией

Учащийся научится:

- получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;

- дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью; - изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме.

Учащийся получит возможность научиться:

- читать простейшие готовые схемы, таблицы;

- выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - адекватно воспринимать предложения учителя;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

- составлять план действий для решения несложных учебных задач;

- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

- осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.

Учащийся получит возможность научиться:

- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально.

Познавательные

Учащийся научится:

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;

- использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;

- читать простое схематическое изображение;

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);

- на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;

- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

- под руководством учителя проводить аналогию;

- понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

- строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу;

- осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.

Учащийся получит возможность научиться:

- составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2-3 предложения);

- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

- выделять существенные признаки объектов;

- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

- понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные

Учащийся научится:

- принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;

- воспринимать различные точки зрения;

- понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;

- контролировать свои действия в классе;

- слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;

- формулировать свою точку зрения;

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

- совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

- положительное отношение к учёбе в школе, к предмету «Математика»;

- представление о причинах успеха в учёбе;

- общее представление о моральных нормах поведения;

- осознание сути новой социальной роли - ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;

- элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.

Учащийся получит возможность для формирования:

- положительного отношения к школе;

- первоначального представления о знании и незнании;

- понимания значения математики в жизни человека;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

- бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и др.

Система оценки планируемых результатов

Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.

         Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.

         Итоговое оценивание знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового комлексного теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курсов русского языка, математики, литературы, окружающего мира.

        Система контроля и оценкидостижений учащихся разработана с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов по контролю и оценке результатов обучения и соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта  для начальной школы. Все задания проверочных и контрольных работ разработаны на основе программы и учебно-методического комплекта по математике для 1 класса.  

Инструментарий для оценивания результатов:

Объектом оценки предметных результатов в 1 классе является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в ходе текущих и итоговых проверочных работ.

        В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

В 1 классе остается безотметочное обучение.

Раздел 2. «Содержание учебного предмета»

Основные содержательные линии

Изучение чисел.  Число и цифра,  чтение и запись чисел в пределах 20. Отношения между числами («больше», «меньше», «равно»). Сравнение изученных чисел с помощью знаков «больше» («>»), «меньше» («<»), «равно» («=»). Десятичный состав чисел от 11 до 20.

Изучение действий над числами.Сложение  и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток; Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20. Числовые выражения в одно-два действия на сложение и вычитание (без скобок).

Изучение геометрического материала.Изучение величин.Длина  отрезка, измерение длины отрезка с помощью измерительной линейки. Единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) и соотношения между ними. Геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат.

Формирование временных и пространственных представлений. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и др.).

Обучение решению текстовых арифметических задач. Математический рассказ и задача. Выбор действия для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на...», «меньше на...». Задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Перечень контрольных работ

№ урока

Вид контроля

113

Итоговая контрольная работа

Раздел 3. «Тематическое планирование»

Название темы или раздела

Количество часов

1

Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве

9

9

8

2

Геометрические фигуры и их свойства

16

16

15

3

Числа и цифры

28

28

28

4

Сложение и вычитание

48

48

48

5

Величины и их измерение

17

17

17

6

Арифметическая сюжетная задача

10

10

10

Итого

128

128

126

Приложение

к Рабочей программе по математике,

                   начальное общее образование, 1 «Б» класс

учитель Демидкова Р.А.

Номер урока

Тема урока

Даты проведения

Формы контроля практического выполнения программы

план

факт

1

Здравствуй, школа!

01.09

фронтальный

2

Этот разноцветный мир

04.09

фронтальный

3

Одинаковые и разные по форме

05.09

фронтальный

4

Слева и справа, вверху и внизу

06.09

фронтальный

5

Над, под, левее, правее, между

08.09

фронтальный

6

Плоские геометрические фигуры

11.09

фронтальный

7

Прямые и кривые

12.09

фронтальный

8

Впереди и позади

13.09

фронтальный

9

Точки

15.09

фронтальный

10

Отрезки и дуги

18.09

фронтальный

11

Направления

19.09

фронтальный

12

Налево и направо

20.09

фронтальный

13

Вверх и вниз

22.09

фронтальный

14

Больше, меньше, одинаковые

25.09

фронтальный

15

Первый и последний

26.09

фронтальный

16

Следующий и предшествующий

27.09

фронтальный

17

Один и несколько

29.09

фронтальный

18

Число и цифра 1

02.10

фронтальный

19

Пересекающиеся линии и точки пересечения

03.10

фронтальный

20

Один лишний. Один и ни одного

04.10

фронтальный

21

Число и цифра 0

06.10

фронтальный

22

Непересекающиеся линии

09.10

фронтальный

23

Пара предметов

16.09

фронтальный

24

Число и цифра 2

17.10

фронтальный

25

Больше, меньше, поровну

18.10

фронтальный

26

Знаки «<», «>», «=».

20.10

фронтальный

27

Число и цифра 3.

23.10

фронтальный

28

Пересекающиеся и непересекающиеся линии

24.10

фронтальный

29

Замкнутые и незамкнутые линии

25.10

фронтальный

30

Ломаная линия. Замкнутая ломаная линия

27.10

фронтальный

31

Внутри, вне, на границе

30.10

фронтальный

32

Замкнутая ломаная и многоугольник

31.10

фронтальный

33

Треугольники

01.11

фронтальный

34

Число и цифра 4

03.11

фронтальный

35

Раньше и позже

06.11

фронтальный

36

Части суток и времени года

07.11

фронтальный

37

Число и цифра 5

08.11

фронтальный

38

Сложение и знак «+»

10.11

фронтальный

39

Сложение и знак «+»

13.11

фронтальный

40

Слагаемые и сумма

14.11

фронтальный

41

Слагаемые и значение суммы

15.11

фронтальный

42

Выше и ниже

17.11

фронтальный

43

Прибавление числа 1

20.11

фронтальный

44

Число и цифра 6

27.11

фронтальный

45

Шире и уже

28.11

фронтальный

46

Прибавление числа 2

29.11

фронтальный

47

Прибавление числа 2

01.12

фронтальный

48

Число и цифра 7

04.12

фронтальный

49

Дальше и ближе

05.12

фронтальный

50

Прибавление числа 3

06.12

фронтальный

51

Прибавление числа 3

08.12

фронтальный

52

Число и цифра 8  

11.12

фронтальный

53

Длиннее и короче

12.12

фронтальный

54

Прибавление числа 4

13.12

фронтальный

55

Прибавление числа 4

15.12

фронтальный

56

Число и цифра 9

18.12

фронтальный

57

Все цифры

19.12

фронтальный

58

Однозначные числа

20.12

фронтальный

59

Прибавление  числа 5

22.12

фронтальный

60

Число десять и один десяток

25.12

фронтальный

61

Счет до 10

26.12

фронтальный

62

Так учили и учились в старину

27.12

фронтальный

63

Счет десятками.

29.12

фронтальный

64

Вычитание. Знак «-»

09.01

фронтальный

65

Разность и ее значение

10.01

фронтальный

66

Уменьшаемое и вычитаемое

12.01

фронтальный

67

Сложение и вычитание

15.01

фронтальный

68

Сложение и вычитание

16.01

фронтальный

69

Старше и моложе

17.01

фронтальный

70

Вычитание числа 1

19.01

фронтальный

71

Вычитание предшествующего числа

22.01

фронтальный

72

Измеряй и сравнивай

23.01

фронтальный

73

Измерение длины отрезка. Сантиметр

24.01

фронтальный

74

Десяток и единицы

26.01

фронтальный

75

Разряд единиц и разряд десятков

05.02

фронтальный

76

Сложение с числом 10

06.02

фронтальный

77

Занимательное путешествие по «Таблице сложения»

07.02

фронтальный

78

Перестановка слагаемых

09.02

фронтальный

79

Сложение числа 1 с однозначными числами

12.02

фронтальный

80

Сложение числа 2 с числами

13.02

фронтальный

81

Сложение числа 3 с однозначными числами

14.02

фронтальный

82

Сложение числа 4 с однозначными числами

16.02

фронтальный

83

Задача. Условие и требование

19.02

фронтальный

84

Задача. Условие и требование

26.02

фронтальный

85

Задачи и загадки

27.02

фронтальный

86

Группировка слагаемых. Скобки

28.02

фронтальный

87

Прибавление числа к сумме

02.03

фронтальный

88

Продолжительность

05.03

фронтальный

89

Поразрядное сложение единиц

06.03

фронтальный

90

Задача. Нахождение и запись решения

07.03

фронтальный

91

Задача. Нахождение и запись решения

09.03

фронтальный

92

Задача. Вычисление и запись ответа

12.03

фронтальный

93

Задача. Вычисление и запись

13.03

фронтальный

94

Прибавление суммы к числу

14.03

фронтальный

95

Прибавление по частям

16.03

фронтальный

96

Сложение числа 5 с однозначными числами

19.03.

фронтальный

97

Прибавление суммы к сумме

20.03

фронтальный

98

Сложение числа 6, 7 с однозначными числами

21.03

фронтальный

99

Сложение числа 8 с однозначными числами

23.03

фронтальный

100

Сложение числа 9 с однозначными числами

26.03

фронтальный

101

«Таблица сложения однозначных чисел»

27.03

фронтальный

102

«Таблица сложения и вычитания»

28.03

фронтальный

103

Многоугольники и четырехугольники

30.03

фронтальный

104

Вычитание однозначных чисел из 10

02.04

фронтальный

105

Вычитание числа из суммы

03.04

фронтальный

106

Вычитание разрядного слагаемого

04.04

фронтальный

107

Поразрядное вычитание единиц

06.04

фронтальный

108

На сколько больше? На сколько меньше?

16.04

фронтальный

109

Больше на некоторое число

17.04

фронтальный

110

Меньше на некоторое число

18.04

фронтальный

111

Больше и меньше на некоторое число

20.04

фронтальный

112

На сколько больше? На сколько меньше?

23.04

фронтальный

113

Итоговая контрольная работа

24.04

итоговый

114

Работа над ошибками

25.04

фронтальный

115

Вычитание суммы из числа

27.04

фронтальный

116

Вычитание суммы из числа

30.04

фронтальный

117

Вычитание по частям

04.05

фронтальный

118

Вычитание по частям

07.05

фронтальный

119

Вычитание по одному

08.05

фронтальный

120

Сантиметр и дециметр

11.05

фронтальный

121

Сложение и  вычитание длины

14.05

фронтальный

122

Тяжелее и легче

15.05

фронтальный

123

 Симметричные фигуры

16.05

фронтальный

124

От первого до двадцатого и наоборот

18.05

фронтальный

125

Числа от 0 до 20

21.05

фронтальный

126

Числа от 0 до 20

22.05

фронтальный

127

Решение арифметических задач

23.05

фронтальный

128

Решение арифметических задач

25.05

фронтальный

129

Сложение и вычитание чисел.

25.05

фронтальный

130

Сложение и вычитание чисел.

131

Сложение и вычитание чисел.

132

Закрепление изученного материала

Итого 132 часа

1 контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по математике

Пояснительная записка к программе по математике...

Пояснительная записка к программе по математике 1 класс , УМК "Школа России" , автор М.Моро

В пояснительной записке представлены цели и задачи, основные требования к планируемым результатам  в соответствии с ФГОС...

Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Математика 4 класс"

В пояснительной записке отражены _законы РФ " Об образовании"-цель обучения курса математики-оценивание письменных работ-содержание курса-что должен знать/уметь и чему может научиться-уровень сфо...

Пояснительная записка по программе "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир).

Пояснительная записка  "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир)....

Пояснительная записка к программе по математике 2 класс

Пояснительная записка к программе по математике 2 класс...

пояснительная записка к программе по математике

пояснительная записка к программе по математике для обучения ребёнка с ОВЗ...