Решение задач разных видов. 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс)

Технологическая карта к уроку математики № 37, 4 класс, УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика          Класс:   4  - А        Дата                         Учитель: Савельева Г.И.    

Тема:   «Решение задач разных видов».

Цель деятельности учителя

Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи, в которых известны значение суммы трёх слагаемых, сумма первого и второго слагаемых и сумма второго и третьего слагаемых, где требуется найти каждое из слагаемых.

Педагогические задачи

Способствовать развитию умений ориентироваться в разнообразии способов решения математических задач, формированию навыков самоконтроля и самооценки, обогащению словарного запаса учащихся, упражнять в решении устных примеров; содействовать формированию УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных, предметных); содействовать воспитанию навыков учебного сотрудничества. Воспитание интереса к предмету, аккуратности при работе в тетрадях.

Тип урока

Комбинированный урок (закрепление изученного и  нового материала)

Планируемые образовательные результаты

Учащиеся научатся решать задачи разных видов; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; работа в парах; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя и товарищей, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Метапредметные (УУД)

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • способность самостоятельно выполнять работу, понимая личную ответственность за результат.

Познавательные:

  • освоение умения решать задачи, в которых известны суммы трёх слагаемых, сумма первого и второго слагаемых и сумма второго и третьего слагаемого, требуется найти каждое из слагаемых с помощью схематического рисунка;
  • формирование умений решать задачи с помощью уравнений;
  • формирование вычислительных навыков;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • формирование умения выполнять действия по алгоритму.

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Предметные:

  • владение навыками смыслового чтения текстов с математическим содержанием в соответствии с целями и задачами;
  • нахождение способа решения задач и выполнение учебных действий устно и письменно;
  • использование математических терминов, символов, знаков.

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический.

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России»  по математике;

https://infourok.ru/biblioteka

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, ксерокс, сканер.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока в программе Notebook;  (https://infourok.ru/biblioteka),

Межпредметные связи

Математика  -  развитие речи – окружающий мир (тема: «Родной край - часть большой страны»).

Основные понятия

Задачи, уравнения, значение числового выражения, схема.

Организационная структура урока

Этапы  урока

Обучаю-

щие и развиваю-щие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формы организации совзаимодействия

Промежуточный контроль

I. Органи-зацион-ный момент

Слайд 1

Эмоциональная, психологическая подготовка  учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение учащихся в деловой ритм урока:

- Эпиграфом к нашему уроку математики  сегодня будут слова Аристотеля:

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные принадлежности на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

II.

Актуализация знаний.

  1. Индивидуальная работа у доски.
  2. Устный счет.

Слайд 2

Отработка вычислительных умений, в т.ч. в устном счете.

Подготовительная работа к изучению нового материала.

  1. У доски во время устного счета работают трое учащихся:

Задания:

  • Решить уравнения:  

 x + 645= 1000        396 – a = 124      

  • Найти:

½    от  48 =

3/5  от  250 =

¾    от  60 =

2/7  от  63 =

1/6  от  72 =

  1. Устный счёт
  • 1000 уменьшить в 20 раз
  • Записать сумму чисел 560 и 240
  • Найти разность 270 и 90
  • Произведение чисел 16 и 10 разделить на 4
  • Частное чисел 72 и 9 увеличить в 10 раз
  • Сумму чисел 380 и 120 разделить на наименьшее трёхзначное число

Задачи в режиме устного счёта:

  • Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 24 см, а ширина 7 см?
  • Найти площадь прямоугольника, если его ширина равна 7 см, что на 5 см меньше его длины.
  • Расстояние от школы до аптеки равно 1150 м, а от аптеки до магазина 324м. Каково расстояние между школой и магазином?

Самопроверка по образцу. Самооценка.

1. Самостоятельно выполняют задания с последующей защитой решения.

2.Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия. Записывают результаты вычислений в тетрадь.

Индивидуальная.

Фронтальная.

 

Индивидуальное выполнение задания.

Устные ответы, выполнение задания, проверка.

Характеристика ответов учащимися.

III. Подго-товка к восприятию нового материала.

Определение  темы урока, типа урока и целей учебной деятельности.

Пробное учебное действие.

Слайд 3

   

Слайд 4

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

Работа по учебнику.

Стр.66.

Работа над задачами нового вида.

Классификация чисел.

Диалог учителя с учащимися, в процессе которого учащиеся находят решение проблемы.

- Посмотрите на числовой ряд устного счета.

-Что общего во всех числах?

 -Найдите лишнее число. Обоснуйте свой выбор.

- Посмотрите на доску и из ряда высказываний выберите верные.

1м = 100 см    (ЗА)        9: 9 = 1    (ДА)

0 : 1 =1  (ПРИ)               10 : 0 = 0   (РЫ)

S = а * в   (ЧА)               1ч = 100 мин  (МЕ)

Составьте из сопутствующих им слогов слово.

Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

 

Тема урока: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на стр. 66 и цели и задачи урока на слайде.

- Давайте сформулируем наши цели и задачи на этот урок.

-Обратимся к учебнику.

- Рассмотрим задачу № 306 на стр. 66

Прочитайте условие и определите в чём особенность этой задачи.

– Эту задачу можно решить несколькими способами.

Кто сможет рисунок в учебнике преобразовать в схему?

Кто догадался, каким может быть решение?

(Работа над задачей  под руководством учителя.)

Вспомните, какие действия и в каком порядке вы предприняли для достижения результата?

Слушают учителя. Вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Выделяют и осознают то, что предстоит усвоить.

Озвучивают цели и задачи по слайду на доске.

Смотрят, участвуют в обсуждении.

Работают по учебнику, прогнозируют деятельность.

Рассуждают, анализируют, предполагают, планируют ход решния.

Учащиеся практикуются в определении хода решения задачи.

Работают под руководством учителя.

Находят 2 способа решения.

Рассуждают о способах проверки решения задачи.

Повторяют алгоритм решения по схеме на доске.

Частично-поисковая, фронтальная

Фронтальная, индивидуальная.

Фронтальная;

 в парах постоянного состава.

Индивидуальная, фронтальная

Фронтальная

Устные ответы, выполнение задания, проверка.

Характеристика ответов.

Индивидульная.

Физкультминутка

Используется музыкальное сопровождение.

Выполняют упражнения под музыку

Оздоровительная физминутка.

Выполняют упражнения

Фронтальная

IV.

Первичное  закрепление знаний.

Отработка изученного приема вычислений.

Установление преемственности ранее полученных знаний.

Предлагает решить задачу  № 307, стр. 66.

(1 ученик на откидной доске).

Под руководством учителя выполняют необходимые действия, логически рассуждают, устанавливают зависимость между данными.

Сравнивают новую задачу с предыдущей. Используют  алгоритм на основе схемы.

Осуществляют проверку выполненного задания, сравнивают решение на доске со своим решением.

Индивидуальная, фронтальная

Коллективная проверка при помощи

сверки с результатом на доске.

Характеристика ответа.

V. Повторение изученного.

Закрепление умений решать задачи разных типов.

  1. Предлагает самостоятельно задачу № 310 с помощью чертежа. Обращает внимание на умение находить часть о числа.
  2. Предлагает сравнить площади фигур на полях стр. 66 учебника.

Самостоятельно выполняют решение на основе чертежа.

Осуществляют взаимопроверку.

В парах постоянного состава  сравнивают фигуры, выбирают удобную мерку для вычисления площади (клеточка), вычисляют и сравнивают площади фигур.

Индивидуальная,

парная

Взаимлпроверка.

VI. Рефлексия.

Обобщение полученных знаний на уроке.

Предлагает оценить работу на уроке, дополнив предложения своими словами:  

- Самое трудное задание –

-Самое интересное задание-

- Я пожелаю себе…

Организует обсуждение домашнего задания по выбору:

1 уровень - № 398 и № 309(2)

или

2 уровень - № 309(1) и № 311

Делают обобщение по теме урока.

Обсуждают  выполнение домашнего задания.

Запись д/з в дневник.

Фронтальная

Самооценка

Дополнительный материал

  1.                     Учебник, стр. 69  № 4 .                                                                                                              2.     Учебник, стр. 69   № 312                          

Приложение:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе "Решение задач разного вида"

Урок математики в 4 классе "Решение задач разного вида"...

План-конспект открытого урока в 3 классе "Решение задач разного вида"

План-конспект в соответствии с ФГОС для аттестации по УМК "Перспектива". Класс 3. Тема: Решение задач разного вида. Интегрированный урок (математика, окружающий мир). Цель: повторить и обобщить получе...

Решение задач разного вида 4 класс

технологическая карта урока...

Тест в системе голосования SMART и технологическая карта урока. Повторение. Решение задач разных видов. 3 класс.

Тест содержит задачи на нахождение пути, стоимости, производительности....

Урок математики в 4 классе тема "Решение задач разных видов"

Цель: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.Закреплять знания, полученные на предыдущих уроках; умение анализировать, логически мыслить, обогащать математическую речь; развивать...

Повторение и закрепление изученного в 4 классе: решение задач разных видов, действия с многозначными числами.

Презентация может быть использована на уроках математики в 4 классе при повторении и обобщении материала в конце года....