"Методика работы над задачами. Решение задач разного вида."
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Конспект урока математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt_uroka_matematiki_-_09.07.2013_g.odt | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Орг/момент.
На парте лежат:
Сформулируем тему урока.
Чтобы определить тему урока, над чем мы будем работать сегодня, вам
надо отгадать ребус.
На слайде картинки: заяц, 2, чашка - за да ча
Правильно, мы будем работать над задачами.
Но чтобы хорошо и правильно решать задачи, надо быстро считать.
Устный счет.
Прочитать выражение и указать порядок действий:
3х800+32000:40-400х4= ( 1600 )
Объяснить приемы вычислений, найти значения:
264:12= ( 240+24 ):12 ( 22 )
396:18= ( 360+36 ) :18 ( 22 )
880:16= ( 800+80 ):16 ( 55 )
660:15= ( 600+60 ):15 ( 44 )
Разность чисел 230 и 70 увеличить в 3 раза: (230-70)х3= ( 480 )
На сколько произведение чисел 16 и 5 больше произведения чисел 9 и 8?
( 16х5)-(9х8)= ( 8 )
Решение задач - методика работы над задачей.
Давайте вспомним, что такое задача.
На одной грядке выросло 60 морковок, а на другой на 35 меньше.
Будет ли это задача?
Нет.
Почему нет?
Нет вопроса задачи.
Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в 1 действие.
Сколько морковок выросло на 2-ой грядке?
Какая это задача?
Простая.
Поставьте вопрос, чтобы задача стала составной.
Решим ее. 60+ ( 60-35 )= ( 85 морковок )
Какие же части необходимы в задаче?
Условие, вопрос, решение, ответ.
Что значит решить задачу?
Ответить на поставленный в ней вопрос.
Слайд
Прочитайте условие и вопрос задачи: В школе надо было « полечить » ?
учебников. Второй класс выполнил 1/10 часть работы, а третий класс в 2 раза больше.
Сколько учебников еще не отремонтировано?
Можем мы решить ее.
Нет. Недостаточно числовых данных.
Подберите нужное число и запишите решение задачи на своих
индивидуальных досках по действиям. Но помните, что число должно
делиться на 10.
- 480:10х1=48 ( книг )
- 48х2=96 ( книг )
3) 48+96= 144 ( книги )
4) 480-144=336 ( книг )
Письменная работа.
Слайд.
Задача 1.
На слайде рисунок.
помид | огурц | карт | деревья | цветы |
Задача. На прямоугольном участке ½ площади занята помидорами, огурцами и
картофелем. На второй половине посажены деревья и цветы. Цветы занимают
1/20 часть второй половины. Под деревья занято 400 м2. Какова площадь всего
участка.
Составляем краткую запись - рисунок цветными карандашами.
Как будете решать задачу?
400:20х1=20 ( м2 )
400+20=420 (м2 )
420х2=840 ( м2 )
Слайд.
Задача 2.
Посмотрите, что написано?
Краткая запись задачи - таблица.
Изделие | Расход ткани на 1 изделие | Количество изготовленных изделий | Расход ткани |
Простыни | 4 м | 25 | 130 м |
Наволочки | 2 м | ? |
Составить по краткой записи задачу.
Было 130 м ткани. Из нее сшили 25 простыней и несколько наволочек. На 1
простынь пошло 4 м, а на 1 наволочку 2 м. Сколько сшили наволочек?
Какая это задача?
Задача составная.
Почему составная?
Состоит из нескольких простых задач.
Выделите 1 простую задачу, 2 простую задачу, 3 простую задачу.
Кто составит выражение по задаче?
( 130-4х25):2=15 ( наволочек )
Слайд.
Задача 3. Решаем задачу синтезом.
Цена | Количество | Стоимость | |
Липы | ? одинаковая ? | 360 | ? |
Клен | 440 | ?, на 2000 рублей больше |
Что узнаем в 1 действии?
На сколько больше купили саженцев клена?
Во 2 действии?
Какова цена 1 саженца?
В 3 действии?
Какова стоимость 360 лип?
В 4 действии?
Какова стоимость 420 кленов?
Молодцы! Решайте самостоятельно по действиям.
Слайд.
Задача 4. Анализ.
Два водителя выехали навстречу друг другу. Один ехал со скоростью 60 км/ч,
а другой со скоростью 68 км/ч. В пути они были 4 часа.
Сколько километров каждый из них ехал до встречи?
Читаем условие задачи.
Что в задаче известно?
Скорость обоих водителей и время, которое они были в пути.
Что неизвестно?
Сколько км каждый из них ехал до встречи.
Что обозначает число 60?, 68?, 4?
60 - скорость, с которой ехал 1 водитель; 68 - скорость, с которой ехал 2
водитель; 4 - это время, которое они были в пути.
Составьте краткую запись задачи - чертеж на индивидуальных досках.
Покажите, что у вас получилось.
А ______________________________________Б
Анализ задачи: чтобы узнать, сколько км проехал каждый водитель, надо
знать, сколько проехал 1 и сколько проехал 2 в отдельности.
Чтобы узнать, сколько км проехал 1 водитель, надо знать его скорость и время.
Чтобы узнать, сколько км проехал 2 водитель, надо знать его с корость и время.
Мы это знаем, значит можем приступать к решению.
Решите задачу по действиям двумя способами.
1 способ 2 способ
60х4=240 ( км ) 60=68=128 (км/ч )
68х4=272 ( км ) 128х4=512 ( км )
240+272=512 ( км )
Слайд.
Задача 5.
В субботнике участвуют:
1 -ых классов - 4, по 30 учеников; ( 120 учеников ) ( всего 390 чел. )
2 -ых классов - 2, по 30 учеников; ( 60 учеников )
3 -их классов - 3, по 30 учеников; ( 90 учеников )
4 -ых классов - 4, по 30 учеников. ( 120 учеников )
Сколько человек участвует в субботнике?
Каждый ученик соберет по 3 кг макулатуры в месяц. Мы учимся 9 месяцев.
80 кг макулатуры сохранит 1 дерево. Сколько деревьев сохранят ученики?
3х390=1170 (кг)
1170х9=10530 (кг)
10530:80=131 (дерево) ( и еще останется макулатура )
Убирали территорию школы и мыли классы - 150 человек.
Собирали макулатуру - ?
Всего участвовали в субботнике - 390 человек.
Сколько человек собирали макулатуру?
Составим уравнение: 150+х=390 Проверка:
х=390-150 150+240=390
х=240 390=390
Слайд.
Задача 6.
Купили 35 тетрадей на 630 рублей и 16 блокнотов. Цена блокнота на 12 рублей
дороже. Сколько стоят все блокноты?
Составим план решения задачи.
Рассуждаем, опираясь на схему.
Чтобы узнать, сколько стоят все блокноты, надо знать цену блокнота
и количество купленных блокнотов.
Стоимость 16 блокнотов |
Цена блокнота |
х | Количество блокнотов |
Цена тетради |
+ | На ? блокнот дороже |
Стоимость тетради |
: | Количество тетрадей |
Количество купленных блокнотов есть в условии задачи - 16, а цену блокнота
мы не знаем.
Чтобы узнать цену блокнота, надо знать цену тетради и на сколько блокнот
дороже тетради - на 12 рублей.
Чтобы узнать цену тетради, надо знать стоимость всех тетрадей и
количество тетрадей - 630 рублей и 35 тетрадей.
Эти данные нам известны.
Значит, можем приступать к решению задачи.
Мы прорешали несколько различных задач. Какой вывод можно сделать?
Вывод.
- Задачи можно записывать кратко разными способами: рисунок, таблица, текст;
решать их можно по действиям, выражением, уравнением; использовать схему
при составлении плана.
Проверка домашнего задания.
Что вам было задано на дом?
Покажите на индивидуальных досках решение задачи.
За 1 месяц в санатории отдохнули 420 человек, а в пансионате
за 1 месяц побывало 325 человек. Сколько человек отдохнуло в санатории за
год? Сколько человек побывало в пансионате за 3 месяца? Сколько всего
человек отдохнуло?
420х12=5040 ( человек )
325х3=975 ( человек )
5040+975=6015 ( человек )
Проверка.
1 ученик восстановит план в нужной последовательности ( план написан на
карточках не по порядку ).
2 ученик выкладывает выражение к задаче перевернутыми карточками,
пустой стороной вверх.
420х12+325х3=6015 ( человек )
А все остальные составляют задачи, обратные данной.
Обратные задачи.
Задача 1.
За год санаторий и пансионат при нем обслуживают 6015 человек. Пансионат
работает 3 месяца и обслуживает по 325 человек в месяц. Сколько человек
за один месяц принимает санаторий?
Задача 2.
Санаторий и пансионат обслуживают 6015 человек. Пансионат работает 3
месяца и обслуживает по 325 человек в месяц, а санаторий по 420 человек
в месяц. Сколько месяцев работает санаторий?
Задача 3.
Пансионат и санаторий за год обслуживают 6015 человек.
Санаторий обслуживает по 420 человек в месяц, Пансионат работает 3
месяца. Сколько человек обслуживает пансионат в месяц?
Задача 4.
Пансионат и санаторий за год обслуживают 6015 человек. Санаторий
обслуживает по 420 человек в месяц. Пансионат обслуживает по 325 человек
в месяц. Сколько месяцев работает пансионат?
Проверяем, как справились с заданием ученики у доски.
Задаем им дополнительные вопросы.
Анализируем ответ и ставим оценки.
Домашнее задание.
Итог урока.
Конспект
урока математики
в 4 — ом классе
Тема: « Методика работы над задачами.
Решение задач разного вида. »
Цель: упражнение в решении задач разного вида;
развитие памяти, внимания, воображения;
воспитание трудолюбия и желания
получать новые и интересные знания.
Копеина Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ Колонтаевской НОШ № 71.
Урок показан на семинаре для
директоров сельских школ
Ногинского района МО.
Январь 2009 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по математике "Закрепление. Решение задач и примеров изученных видов" 1 класс
Предложенный урок "Путешествие в сказку" является заключительным по математике в 1 классе. Попадая в сказку дети закрепляют материал, изученный в 1 классе....
Решение задач и примеров изученных видов.
Конспект урока математики с использованием здоровьесберегающих технологий....
Математика во 2 классе. Тема. Решение задач и выражений изученного вида. (с. 75, 2 часть)
УМК "Школа России"...
Методика обучения младших школьников решению задач на движение
В работе представлена методика обучения решению простых задач на движение, задач на встречное движение и движение в противоположном направлении. На конкретных примерах показана организация работы над ...
Контрольная работа по теме: «Решение задач разного типа»
Контроль по теме: "Решение задач разного типа", выполняется по вариантам...
План - конспект «Математика и природа» (Закрепление. Решение задач и примеров изученных видов) 2 кл
План - конспект интегрированного урока по математике с элементами экологии(Закрепление. Решение задач и примеров изученных видов)....
Технологическая карта урока по математике Решение задач и примеров изученных видов.
Урок - космическое путешествие. Ребята превратятся в космонавтов и отправятся путешествие по различным планетам....