Конспект урока для 2 класса по математике "Периметр прямоугольника"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Биксалиева Альфия Шамилевна

Подробный конспект  открытого урока для 2 класса по математике "Периметр прямоугольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г.о. Саранск

2  «В» класс

УМК «Школа России»

Составила: Биксалиева Альфия Шамилевна

Учитель начальных классов

Саранск 2020

УМК: «Школа России»

Предмет: Математика 2 класс

Авторы учебника: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова

Авторы учебно-методического пособия: Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф.

Тема урока: Периметр прямоугольника.

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с разными способами нахождения периметра прямоугольника; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые  результаты:

Личностные:
Выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предметные:

Умение находить периметр прямоугольника разными способами; уметь использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических неравенств; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. 

Ресурсы урока:

Презентация,  учебник,  рабочая тетрадь

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, линейка, памятка.

Ход урока

Слайд 1 (Модуль урока: Математика, число, классная работа)

I. Организационный момент урока

− Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Будьте все внимательны

А ещё старательны.

– Я рада вас приветствовать на уроке математики. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.

– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте, тихо сели (хлопнули друг друга в ладоши).

− Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

− Откройте тетради и запишите дату и классная работа, чистописание  (две строчки)

− Отложите ручки и тетради.

II. Актуализация знаний

  1. Устный счет

− Устный счет, устный счет 

Ум в порядок приведет.

Величины будем знать,

В жизни точно применять.

Складывать и вычитать,

Задачки хитрые решать.

Устный счет, устный счет –

Приготовьтесь он идет.

Задачи

Устно решите задачи.

  • В книге 30 страниц. Таня прочитала 8 страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать? (22)
  • На полке было 20 книг. Сколько книг взяли с полки, если их осталось 7? (13)
  • В первой пачке 40 книг, во второй 30 книг. На сколько книг во второй пачке меньше, чем в первой? (10)

Устный счёт

  слайд 2

  • Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5 (4 - е).
  • К сумме чисел 7 и 8 прибавить 3  (18 - м).
  • Найдите периметр прямоугольника со сторонами  5 и 2 см  (14 - г)
  • Уменьшаемое 34, вычитаемое 12, найдите разность  (22 - е).
  • Какое число больше 17 на 6?  (23 - о)
  • Одна открытка стоит 5 рублей, сколько стоят 3 такие открытки? (15 - я)
  • На сколько число 43 больше, чем 20? (23 - т)
  • Найдите периметр квадрата со сторонами 4 см (16 - р)
  • Увеличьте число 54 на 6 единиц, сколько получится?  (60 - и)

 На экране появляются буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и

− Попробуйте составить слово, что получилось?  (геометрия)

слайд 3(1, 2)

 − В словаре Ожегова даётся следующее понятие геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. (демонстрация на экране)

− Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.

 Самоопределение к деятельности 

   слайд 4 (1, 2)

−Из каких геометрических фигур состоит замок? На какие две группы можно разделить все эти фигуры? (многоугольники и круг) 

− Убираю круг 

 слайд 5 (1, 2)

− Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (треугольники и четырёхугольники) 

− Убираю треугольники

слайд 6 (1, 2, 3)

− Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (четырёхугольники)

− На какие две группы их можно разделить? (фигуры с прямыми углами и без прямых углов)

− Убираю трапецию

слайд 7

− Какие фигуры остались? (прямоугольники)

− Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники (4 стороны, 4 угла, все углы прямые, противоположные стороны равны)

− Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? (2)

− Что можно узнать, зная длину сторон прямоугольника? (Периметр)

− Попробуйте сформулировать тему урока  (Периметр прямоугольника)

слайд 8 (1, 2, 3)  (демонстрация на экране темы: «Периметр прямоугольника»)

− Что такое периметр? (сумма длин всех сторон)

 − Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? (противоположные стороны прямоугольника  равны)

слайд 9 (1, 2, 3, 4, 5)

IV. Работа по теме урока

  1. Вывод формул (практическая работа)

Работа в группах

− Сейчас поработаем в группах, на парте у руководителя группы лист для работы  (всего 6 групп)

слайд 10

− Постройте прямоугольник со сторонами 3см и 5см и подпишите длину сторон. Покажите вашу готовность.

 слайд 11 (1, 2)

− Найдите периметр прямоугольника. Покажите вашу готовность и выскажите своё мнение (5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см))

слайд  12 (1, 2)

5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см) 

− Это первый способ нахождения периметра прямоугольника

− Сумму каких слагаемых можно заменить умножением?   (3 + 3 и 5+ 5)

−Замените. Выскажите своё мнение. (3 • 2 + 5 • 2 = 16(см))

слайд 13 

3 • 2 + 5 • 2 = 16(см)

− Это второй способ нахождения периметра прямоугольника

− Но можно по-другому записать это решение.

− Посмотрите на свой прямоугольник. Сколько разных сторон у него? (две: длина и ширина)

− Запишите их сумму (3 + 5)

− Сколько раз в прямоугольнике повторяется эта сумма? (2) 

− Подумайте, какой ещё способ можно использовать. Выскажите своё мнение ((3+5) • 2 = 16 (см))

слайд 14 (1, 2, 3)

(3+5) • 2 = 16 (см)

− Это третий способ нахождения периметра прямоугольника. Молодцы, хорошо поработали, садитесь на свои места.

− Сейчас мы с вами составим памятку нахождения периметра прямоугольника (на доску вывешивается название памятки)

− Обозначим длину прямоугольника латинской буквой а , а ширину – буквой в. Подставим в наши решения. Мы получим три формулы нахождения периметра прямоугольника (вывешиваются  буквенные обозначения)

− Заменим наши три способа буквенными выражениями, получилась первая формула  (вывешивается на доске) Что мы сделали?  (сложили все стороны)

− Вторая формула (вывешивается на доске) (сумму слагаемых заменили умножением)

− Третья формула   (вывешивается на доске) (сумму длин сторон умножили на два)

− У вас на партах памятки зелёного цвета, взяли  в руки и положили перед собой.

Памятка «Нахождение периметра прямоугольника»

а – длина

в - ширина

Р1 = а + в + а + в

Р2   = а • 2 + в • 2

Р3 = (а + в)  2

 слайд 15   памятка с формулами  

  1. Работа по учебнику (с.52)

− Открыли учебник на странице 52

№1 (устно)

− Посмотрите, как находили периметр прямоугольника.

− Что сделали сначала? (измерили стороны прямоугольника)

− Объясните как находили периметр под пунктом 1 (сложили все стороны)

− Под пунктом 2 (сумму  слагаемых  заменили умножением)

− Под пунктом 3 (сумму длин сторон умножили на  2)

− Совпадает ли это решение с теми формулами, которые мы только что вывели?  (совпадает)

№2

Открыли тетради записали №2, прочтите задание (Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см и вычислите его периметр)

− Сколько способов нахождения периметра вы знаете? (3)

− Начертите прямоугольник, найдите периметр этого прямоугольника разными способами, опираясь на памятку.  Назовите выражения.

  1. Физминутка

− Сейчас отдохнём и порисуем геометрические фигуры в воздухе.

Слайд 16

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику (с.52)

№3

− Прочитайте задачу (У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые. Сколько было белых кроликов?)

− Назовите  условие задачи. (У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые)

− Что нужно узнать? (Сколько было белых кроликов?)

− Сделайте схематический чертёж (схема одинарная)

 − Как решить данную задачу? (12-8=4 (к.)) (У доски ученик)

− Составьте по схеме обратные задачи и решите их. Что мы будем искать? (сколько чёрных кроликов, а потом сколько всего кроликов)

− Какие задачи называются обратными? (это задача в которой искомое и заданное поменялись местами) (дети решают самостоятельно, затем, записывают на доске решения к задачам)

№7(по вариантам,  столбиком)

− 1 вариант – 1-2 примеры,    2 вариант – 3-4 примеры. (Два ученика у доски) (Ответы: 36,  95, 11, 100)

№6 (по вариантам)    (1 вариант   k – 8,      2 вариант  k + 8   (самостоятельно))

  1. Физминутка  для глаз

Слад 17-24

  1. Закрепление изученного материала

Работа в парах

− Поработаем в парах.  На партах у вас лист белого цвета, на нём изображены три геометрические фигуры. 

Слайд 25

− Проведите в каждой два отрезка так, чтобы, разрезав по ним фигуры, можно было получить в каждом случае 1  прямоугольник и  2 треугольника.  Вырежьте эти фигуры.

Слайд 26

  1. Рефлексия

− На странице 52 под чертой задания для самопроверки, решите и запишите только ответы. Взаимопроверка, оцените на поле карандашом соседа по парте. (74, 14, 90)

X . Подведение итогов урока.

− Какое открытие вы сделали на уроке? (Составляли памятку нахождения периметра прямоугольника)

− Сколько способов нахождения периметра прямоугольника существует? (3)

Первый способ (сложили все стороны)

− Второй способ (сумму  слагаемых  заменили умножением)

Третий способ (сумму длин сторон умножили на два)

XI. Оценивание учащихся

− Молодцы! Сегодня хорошо поработали и получили отметки…..

Слайд 27

  1. Домашнее задание

− с.52 №4,8

−Урок окончен.  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 кл. "Прямоугольник"

Открытый урок по математике во 2 классе, разработан по новым стандартам, с соблюдением учебных универсальных действий. В архиве 4 файла:- конспект урока - включающий в себя этапы проведения урока и кр...

Конспект урока: "Формулы периметра и площади прямоугольника"

Тема: Формулы периметра и площади прямоугольника.Цели: сформировать у детей понятие о формуле, учить записывать с помощью формул правила нахождения периметра, площади, выражать зависимость между велич...

Конспект урока по математике по теме прямоугольник

Тема урока: «Прямоугольник.» Тип урока: комбинированный.Цель: Обеспечить усвоение понятия «прямоугольник»; сформировать умения инавыки находить отличительные признаки прямоугольника о...

Конспект урока математики на тему "Периметр прямоугольника"

Конспект рассчитан на бучающихся 2 класса.Задачи:Образовательные: овладение кругом ЗУНов по теме «Периметр прямоугольника»: вспомнить что такое периметр, уметь найти разными приемами перим...

Конспект урока 2 класс математика "Прямоугольник" Школа России

Тема: ПрямоугольникТип урока: открытие новых знанийЦели:формировать представление о прямоугольнике, как о четырехугольнике, у которого все углы прямые;совершенствовать вычислительные навыки,...

Конспект урока "Вычисления площади и периметра прямоугольника. Решение учебной задачи."

конспект урока по теме"Вычисления площади и периметра прямоугольника. Решение учебной задачи." по технологииСмешанного обучения....

Конспект урока по математике «Свойство диагоналей прямоугольника» ( 4 класс УМК "Школа России")

Тема урока «Свойство диагоналей прямоугольника» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: познакомить учащихся с понятием «диагональ» и со свойствам...