Конспект урока по математике «Свойство диагоналей прямоугольника» ( 4 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тема урока «Свойство диагоналей прямоугольника»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «диагональ» и со свойствами диагоналей прямоугольника.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Учить проводить диагонали в многоугольниках
  2. Формировать умение решать задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника
  3. Совершенствовать навык работы с линейкой

Развивающие:

  1. Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  2. развивать и совершенствовать логическое мышление, внимание, пространственное представление

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать аккуратность

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Класс: 4

Студент: Меркасимова Алина

Группа: 401НК

Тема урока «Свойство диагоналей прямоугольника»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «диагональ» и со свойствами диагоналей прямоугольника.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить проводить диагонали в многоугольниках
  2. Формировать умение решать задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника
  3. Совершенствовать навык работы с линейкой

Развивающие:

  1. Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  2. развивать и совершенствовать логическое мышление, внимание, пространственное представление

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать аккуратность

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

И, Ф, метод: словесный

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку

Создание эмоционального настроя

- Доброе утро, сегодняшний урок математики проведу я, меня зовут Алина Руслановна

Присаживайтесь, пожалуйста.

- Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На ваших столах должен быть учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте старательными и внимательными. А за активную работу и правильные ответы вы будете получать наклейки. В конце урока мы посмотрим, у кого их больше и кто в классе самый активный.

Запишите сегодняшнее число и вид работы: классная.

Показывают готовность к уроку.

Включение в учебный процесс.

Р: вырабатывает учебную мотивацию, устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Л: формирует готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.

Презентация

наклейки

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И, метод: практический;

Чистописание: используя цифры 4,5,6 составьте всевозможные трехзначные числа так, чтобы цифры в числе не повторялись. Запишите эти числа.
Устный счет.
- найдите разность 72 и 4.
- какое число надо увеличить в 7 раз, чтобы получить 63?
- на сколько надо увеличить 16, чтобы получить 96?
-найдите сумму наибольшего трехзначного числа и 1.
- во сколько раз 14 меньше, чем 84?
- замените суммой разрядных слагаемых числа: 831, 250, 406


Расшифруйте слово:
л 649 – 40 – 9  д  250 + 700
г 3 26 – 18  о  482 – 60
и 4 + 96 : 2  н  560 : 7 4
н 80: 16 9  а  8 8 – 6 7
Шифр: 950, 52, 22, 60, 422, 320, 22, 600, 45.
Д и а г о н а л ь
-Какое слово получилось?
-Слышали ли вы уже это слово?
-Кто-нибудь из вас знает, что это слово обозначает?

  • Сегодня на уроке мы узнаем, что такое диагональ, будем учиться проводить диагонали прямоугольника и узнаем о свойствах диагоналей прямоугольника.

456,546,465, 564, 645,654

68

9

80

1000

В 6 раз

831= 800+ 30+1

250= 200+50

406= 400+6

Расшифровывают слово

Прямоугольник это четырехугольник, у которого все углы прямые.

П: выполняет задания, знает, как его надо выполнить

К: умеет выражать свои мысли. Умеет сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение.

знает, что такое десяток;

-знает способы сложения чисел с переходом через разряд;

- знает состав чисел первого десятка, решать простые задачи.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф, диалог, моделирование, пробное задание

Сформулируйте тему нашего урока.

Мы с вами будем разбирать свойство диагоналей прямоугольника


- Какие новые понятия мы разберем на уроке?
- Какую поставите цель вашей дальнейшей деятельности?.
все верно.

План урока:

  1. Узнаем, что такое диагональ и  какие свойства диагоналей имеет прямоугольник
  2. Научимся проводить диагонали
  3. Закрепим получившие знания

Ставят перед собой цель урока. Осознают учебную задачу.

Диагональ, свойства диагонали

К: умеет оформлять свои мысли в устной речи и понимает речь других.

Метапредметные результаты:

Анализирует учебную задачу и принимает её,

сравнивает свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушает; умеет выражать свои мысли.

Презентация, наклейки

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

И, Ф метод практический, наглядный; составление алгоритма

Задает наводящие вопросы для создания алгоритма. Объяснение нового материала

        Знакомство с новым материалом:

-что такое прямоугольник?

-начертите прямоугольник с длиной 6 см, а шириной в 3 раза меньше.

- какие свойства сторон прямоугольника вы можете назвать?

-назовите этот прямоугольник. Как вы прочитаете его название?

- соединим вершины А и С, В и D отрезками. Эти отрезки в геометрии называются диагоналями.

Запишем: АС, BD – диагонали прямоугольника.

- Найдите точку, где эти диагонали пересекаются. Назовем ее точка О.

-сравните по длине диагонали, т.е. отрезки AC, BD. Какой вывод можно сделать?

Итак, первое свойство диагоналей прямоугольника: диагонали прямоугольника равны.

- теперь сравните отрезки OA, OB, OC, OD. Что можно сказать об этих отрезках?

Второе свойство диагоналей прямоугольника: все отрезки, которые получаются при пересечении диагоналей прямоугольника равны.

- какие два свойства диагоналей прямоугольника мы с вами сформулировали?

Попробуйте убедиться в том, что наши выводы верны, поработав с прямоугольником самостоятельно. Начертите в тетрадях прямоугольник со сторонами 4 см и 3 см.

- расскажите, в чем вы убедились? какие свойства имеют диагонали прямоугольника?

-Давайте вспомним, как найти периметр прямоугольника?

Что такое периметр?

Запишем решение.

Р = (а+в) 2, при а = 4 см, в= з см

(4+3) 2 = 14 (см)

Ответ: Р = 14 см.

Ответ: S=12 см.

Прямоугольник это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Чертеж прямоугольника.
Противоположные стороны прямоугольника равны.
Назовем его ABCD. Читать его название будем по часовой стрелке.
Соединение отрезков. Получение диагоналей.
Запись в тетради.
Обозначение точки пересечения диагоналей буквой О.
Сравнение диагоналей по линейке. Диагонали равны.
Сравнение отрезков по линейке. Отрезки раны.
Диагонали прямоугольника равны. Все отрезки, полученные при пересечении диагоналей прямоугольника равны.
Повторение свойств диагоналей.
Периметр это сумма длин всех сторон.
Запись решения в тетради.
Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину..

Метапредметные результаты:

Регулятивные:    

оценивает ход и результат выполнения задания; сравнивает свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельно создает алгоритм деятельности.

Презентация, наклейки.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Уусвоение нового способа действий

П; метод: практический

Работа с учебником:
Откройте с. 16. Объясните с помощью чертежа в учебнике свойства диагоналей прямоугольника.
Найдите №76. Объясните представленные вычисления.
-вспомните, какое условие надо проверять, выполняя деление с остатком?
Выполним №77.
612 : 7 = 87 (ост. 3) 847 : 3 = 282 (ост. 1)
3<7 1 < 3
792 : 6 = 132 (ост. 0) 968 : 9 = 107 (ост. 5)
0 < 6 5 < 9
№78 выполните самостоятельно.
Взаимопроверка.

Исследовательская работа.
а) А сейчас я предлагаю вам заняться исследованием. Снова будем работать в парах. Учащиеся I варианта достанут из конвертов жёлтые квадраты, а II варианта — зелёные. Проведите в квадратах по 1 диагонали. Сравните диагонали путём наложения. Сделайте вывод.

Верно! Молодцы!

А почему?
б) Исследуем свойства квадрата. Посмотрите чертёж на доске и в учебнике ( стр. 17.)
О А В Измерьте циркулем отрезки диагоналей, полученные при их Пересечении. Какие они?
Исследуем углы, образовавшиеся при пересечении диагоналей.
Что нам для этого понадобится?
С Д Какие все углы?

Прочитайте вывод в учебнике.

Ответы детей

Объяснения детей. Повторение свойств диагоналей прямоугольника.
Чтобы правильно выполнить деление с остатком, нужно помнить, что остаток меньше или равен делителю

Выполняют работу

Они равны.

Квадрат – это тоже прямоугольник.

 Равные.

Прямоугольный треугольник

прямые

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивает ход и результат выполнения задания;  

Презентация, наклейки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике "Периметр многоугольника" 2 класс Школа России

конспект урока по математике "Периметр многоугольника" 2 класс Школа России. Изучение нового материала....

Урок по математике "Свойства сторон прямоугольника"2класс школа России

Ребята знакомятся со свойствами противоположных сторон прямоугольника. На уроке применяется работа парами и групповая.Выполняя практические задания ребята делают вывод....

Конспект урока по математике "Свойство противоположных сторон прямоугольника" 2 класс

Коспект урока по математике УМК "Школа России" 2 класс "Свойство противоположных сторон прямоугольника"...

Конспект урока по математике "Квадрат. Закрепление" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по математике "Виды треугольников", 3 класс Школа России

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет МатематикаУрок № 112Тема урока: «Виды треугольников»Тип урока: Урок «открытия» нового знания...

Конспект урока по математике "Обобщение знаний", 2 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: повторение учащимися изученного материала, подготовка к контрольной работе.Планируемые результаты:Предметные: знать способы решения математических задач; уметь складывать и ...

Конспект урока по математике. Тема: «Площадь прямоугольника» (УМК "Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.Планируемые результа...