Дополнительная общеобразовательная программа «Школа юных математиков»
рабочая программа по математике (4 класс)

Олейникова Евгения Николаевна

Рабочая программа «Школа юных математиков» направлена на интеллектуальное  развитие обучающихся 4 классов в образовательной области «Математика».

  Содержание курса носит развивающий характер; не содержит дублирования программного материала по математике,     углубляет, расширяет, дополняет основную образовательную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oleynikova_programma.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 20»

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Школа юных математиков»

 

Возраст обучающихся: 4 класс

Срок реализации программы: 26 недель

Автор – составитель:

 Олейниковой Е.Н.,

учитель начальных классов

г. Междуреченск,  2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Школа юных математиков» направлена на интеллектуальное  развитие обучающихся 4 классов в образовательной области «Математика».

  Содержание курса носит развивающий характер; не содержит дублирования программного материала по математике,     углубляет, расширяет, дополняет основную образовательную программу.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники  имеют высокую  мотивацию к обучению математике, данная область знаний им интересна, они стремятся развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о  данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес учащихся к познавательной деятельности,  способствует  развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Программа предусматривает включение   заданий, трудность которых определяется не столько их содержанием, сколько новизной и необычностью   ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также способствует формированию умений работать в условиях поиска, развивает сообразительность, любознательность. Программа предусматривает освоение учащимися некоторых способов и приемов решения нестандартных заданий, умение оформить решения с помощью математической речи. Кроме того, программой предусмотрено овладение учащимися понятиями «способ» и «вариант» решения, а так же овладение  решения задач разными способами.

Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей учащихся, на формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу, вести научный спор.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

    Цель программы: усвоение  способов решения  олимпиадных  задач, повышение  и углубление общего уровня знаний  по  математике.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях знаний;
  • пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе с разными видами заданий
  • развивать творчество и обогащать словарный запас;
  • формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с разными источниками информации
  • развивать умение делать доступные выводы и обобщения, умение обосновывать свои мысли.

Преобладающие формы занятий – групповая, парная и индивидуальная.

Достижения предметных результатов по данной программе отслеживаются посредством запланированных контрольных точек, фиксация результатов в виде оценки данная программа не предусматривает.

Содержание программы

Геометрические задачи.

 «Разрезные фигуры», сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. «Разные фигуры из одних и тех же частей». Перестроение одной фигуры в другую. Симметричные фигуры и их разбиение, построение. Нестандартные задачи на нахождение площади.

«Спичечная геометрия»

Решение логических задач на основе построений из « спичек». (счётных палочек)

Числовые головоломки

Числовые  и буквенные ребусы.  Способы их решения и оформления решения. Закономерности. Аналогии. Признаки делимости на 3, 5, 6, 9 многозначных чисел. Устные способы умножения многозначных чисел  на 5,  25, 11.

Решение логических  задач

Способы решения логических задач. Решение задач с помощью «дерева возможностей», таблиц, луча, графов.

Задачи на взвешивание

Задачи на уравновешивание. На определение массы, путём логических рассуждений. Сравнение масс предметов с гирями и без них в нестандартных задачах.

Задачи на переливание.

Задачи на переливание  без ограничения сосудов и с ограниченным количеством ёмкостей.

Текстовые задачи повышенного уровня.

Нестандартные задачи на приведение к единице, задачи на части, решаемые уравнением, задачи на движение, имеющие несколько вариантов решение, усложненной фабулой, текстовые  задачи  прикладного характера.

Уравнения  

Использование различных видов уравнений в решении задач.

Учебный план.

Тема занятия

Количество часов

Виды контроля

1

Арифметические ребусы и способы их решения.

2

2

Решение задач на части. Арифметический и алгебраический способы решения.

2

3.

Признаки делимости на 3, 5,6,9 многозначных чисел.

2

4

 Решение текстовых задач олимпиадного характера.

2

5

Решение задач на переливание жидкостей.

2

6

Решение логических текстовых задач.

2

7

Устные способы умножения на 5, 25 и 11 многозначных чисел.

2

Олимпиада № 1

8

Решение задач на взвешивание.

2

9

Решение задач на уравнивание.

2

10

Закономерности. Числовые цепочки, квадраты и т.д.

1

11

Геометрические задачи

2

12

Решение комбинаторных задач.

2

13

Текстовые задачи повышенной сложности.

2

Олимпиада

№ 2

14

Итоговое занятие

1

                                                                                     Итого 26 часов

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

 занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

сентябрь

19

12.20 – 13.00

игра

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек

26

12.20 – 13.00

игра

1

Головоломки и числовые ребусы

октябрь

3

12.20 – 13.00

игра

1

Чудесные превращения слов

10

12.20 – 13.00

практическая работа

1

Логические задачи

17

12.20 – 13.00

беседа

1

В гости к алфавиту

24

12.20 – 13.00

беседа

1

Интересные свойства чисел

ноябрь

7

12.20 – 13.00

практическая работа

1

Классификация предметов и явлений

14

12.20 – 13.00

самостоятельная работа

1

Турнир смекалистых

21

12.20 – 13.00

практическая работа

1

Задачи со сказочным сюжетом

28

12.20 – 13.00

игра

1

Прятки с фигурами

декабрь

5

12.20 – 13.00

игра

1

Загадки-смекалки

12

12.20 – 13.00

игра

1

Числа в крестиках

19

12.20 – 13.00

беседа

1

Секреты задач

26

12.20 – 13.00

практическая работа

1

Геометрические головоломки

январь

16

12.20 – 13.00

практическая работа

1

Шарады. Анаграммы. Ребусы.

23

12.20 – 13.00

беседа

1

Свойства, признаки и составные части предметов

30

12.20 – 13.00

игра

1

Развитие творческого воображения

февраль

6

12.20 – 13.00

игра

1

Часы нас будят по утрам

13

12.20 – 13.00

практическая работа

1

Дважды два - четыре

20

12.20 – 13.00

беседа

1

Математическое путешествие

27

12.20 – 13.00

игра

1

Путешествие точки

март

6

12.20 – 13.00

беседа

1

Геометрия вокруг нас

13

12.20 – 13.00

самостоятельная работа

1

Задачи на сравнение

20

12.20 – 13.00

самостоятельная работа

1

Задачи на переливание

апрель

3

12.20 – 13.00

практическая работа

1

Комбинаторные задачи

10

12.20 – 13.00

самостоятельная работа

1

Турнир «Умники и Умницы»

Основные требования к знаниям, умениям учащихся

К концу 4 класса обучения дети должны уметь:

  •  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  •  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, графиках;
  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме, приводить аргументированные доказательства своего решения;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, тьютора).
  • Решать математические задачи разного вида и уметь доказательно оформлять своё решение;
  • Работать с геометрическими фигурами;
  • Понимать различие понятий «способ»  и «вариант» решения.

Список литературы

  1. Богданова Л.А., Карпенко Т.Р., Лысенко Л.А. Готовимся к олимпиаде. – Кемерово: Изд. обл.ИУУ, 2001.
  2. Быкова Т.П. Тесты повышенной трудности по математике.  – М.: «Экзамен», 2014.
  3. Зак А.З. 500 занимательных логических задач для школьников. – М.:ЮНВЕС, 2002.
  4. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  5. Калинина А.Б., Кац Е.М., Тилипман А.М. Математика в твоих руках.  Москва. ВАКО, 2013г.
  6. Олимпиады по математике. 3 -4  классы. Огр А.О.Москва. «Экзамен», 2012г.
  7. Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников.- М.: ВЛАДОС, 1996.
  8. Языканова Е.В. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4класс М.: «Экзамен», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"

Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»

Кружок "Юный журналист"Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, даёт возможность ребёнку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельност...

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Юный книголюб"

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественно...

Конкурсный материал "Дополнительная общеобразовательная программа Юный инспектор движения" "Фестиваль педагогического мастерства 2022"

           Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, от...

дополнительная общеобразовательная программа "Юные помощники леса"

программа рассчитана на 1-4 класс, 1 раз в неделю....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный математик"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный математик"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...