Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»
рабочая программа на тему
Кружок "Юный журналист"
Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, даёт возможность ребёнку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не допускает использование готового опыта, не даёт возможность просто транслировать полученный объём знаний, а предполагает самостоятельное воплощение идеи, замысла и своего видения проблемы, согласно своей жизненной позиции. Словесное творчество, характерное для журналистской деятельности, затрагивает глубину мышления, тонкость чувств, видение мира. Обучение журналистике определяет не только знания, но и характер ребёнка. Воспитательный потенциал журналистики проявляется в формировании определённых умений, нравственных убеждений, коммуникативного опыта, жизненной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_zhurnalistike.docx | 115.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная
общеобразовательная программа
«Юный журналист»
Возраст детей: от 11 до 15 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
Е. Е. Бажуткина
/первая квалификационная категория/
с. Красный Яр
2017 год
Оглавление
- Пояснительная записка 3
- Учебно-тематический план 1 года обучения 6
- Прогнозируемые результаты 1 года обучения 7
- Содержание курса 1 года обучения 7
- Учебно-тематический план 2 года обучения 10
- Прогнозируемые результаты 2 года обучения 10
- Содержание курса 2 года обучения 11
- Предполагаемые результаты реализации программы. 14
- Мониторинг образовательных результатов 16
- Методическое обеспечение 19
- Материально-техническое обеспечение 19
- Литература 20
- Календарно-тематическое планирование первого года обучения. 21
- Календарно-тематическое планирование второго года обучения. 27
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, даёт возможность ребёнку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не допускает использование готового опыта, не даёт возможность просто транслировать полученный объём знаний, а предполагает самостоятельное воплощение идеи, замысла и своего видения проблемы, согласно своей жизненной позиции. Словесное творчество, характерное для журналистской деятельности, затрагивает глубину мышления, тонкость чувств, видение мира. Обучение журналистике определяет не только знания, но и характер ребёнка. Воспитательный потенциал журналистики проявляется в формировании определённых умений, нравственных убеждений, коммуникативного опыта, жизненной активности.
Программа «Юный журналист» построена на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов, способствует развитию мотивации обучающихся к познанию и творчеству, их самопознанию, личностному и профессиональному самоопределению.
Программа «Юный журналист» знакомит обучающихся с разновидностями информации, способами её отбора и анализа, включает основные понятия о средствах массовой информации, характеристику деятельности печатных и электронных СМИ.
Данная программа составлена на основе следующих нармативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04 .09.2014 г. № 1726-р;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (вступили в силу 3.10.2014);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 11-15 лет. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающихся.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные на занятиях кружка, в жизни, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Принципы образования, положенные в основу программы: принцип доступности, последовательности, наглядности.
Цель:
Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, социализация ребёнка посредством включения его в журналистскую деятельность.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности.
Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учётом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Формы занятий, предусмотренные программой:
- лекция преподавателя;
- выполнение творческих заданий;
- экскурсии и встречи с интересными людьми;
- практическая работа (подготовка материалов для публикации в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом из них ребёнок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрёл навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля, научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.
Дважды в течение учебного года (в декабре и мае) проводится мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности). Данные мониторинга заносят в диагностическую карту. Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в разделе «Мониторинг образовательных результатов»
Количество учащихся в учебной группе не менее 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. На первом занятии предусмотрен инструктаж по ТБ при работе с техническими средствами и в компьютерном классе.
- Учебный план курса
Первый год обучения
Содержание курса | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Контроль | |
1.Введение Инструктаж по ТБ. | 4 | 2 | 2 |
|
2.Журналистика как профессия | 10 | 4 | 4 | 2 |
3.Функции журналистики | 6 | 2 | 4 |
|
4.Требования к журналисту | 4 | 1 | 3 |
|
5.Язык журналистики | 4 | 1 | 3 |
|
6.Профессиональная лексика | 4 | 2 | 2 |
|
7.Название, рубрика, заголовок | 10 | 2 | 8 |
|
8.Малые жанры журналистики (заметка) | 10 | 4 | 4,5 | 0,5 |
9.Композиция материала | 6 | 2 | 4 |
|
10.Основные типы построения текста | 4 | 2 | 2 |
|
11.Анализ газетных и журнальных публикаций | 4 | 1 | 3 |
|
12.Различные виды сбора информации | 16 | 1 | 14 | 1 |
13.Статья как жанр публицистики | 4 | 2 | 2 | |
14. Особенности журналистской профессии. | 10 | 4 | 6 | |
15. Практические навыки журналиста | 20 | 4 | 16 | |
16 Теория | 14 | 5 | 9 | |
17.Заключительное занятие Проекты | 6 | 1 | 3 | 2 |
всего | 140 | 40 | 94,5 | 5,5 |
- Прогнозируемые результаты 1 года обучения
- обучающийся должен знать основные понятия: журналист, корреспондент, респондент, редакция;
- должен уметь собирать нужную информацию, создавать публицистическое высказывание;
- обладать навыками выпуска индивидуальной малоформатной газеты;
-соблюдать правила поведения в образовательном учреждении, ответственно относиться к заданиям и коллективным формам деятельности.
- Содержание курса
(Первый год обучения).
Раздел 1. Вводное занятие. (4 часа)
Теория. Введение. Журналист – корреспондент – кто это такой. Цели и задачи кружка.
Инструктаж по технике безопасности труда.
Практическая работа. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.
Раздел 2. Журналистика как профессия. (10 часов)
Теория. Разнообразие профессий в области человек-человек. Особенности профессии журналиста. Общественная значимость журналистики.
Виртуальная экскурсия в издательство газеты.
Контроль: тестирование.
Раздел 3. Функции журналистики. (6 часа)
Теория. Понятие «Функция». Функции журналистики: информационная, коммуникативная, формирование общественного мнения.
Практика. Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты.
Раздел 4. Требования к журналисту. (4 часа)
Теория. Профессиональные требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение этических норм. Специальные требования: широта интересов, владение литературным языком.
Практика. Структура школьной редакции.
Раздел 5. Язык журналистики. (4 часа)
Теория. Беседа о сущности слова. Понятие «язык» и «речь». Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Практика. Групповая творческая работа - репортаж «Моя малая родина – с. Шилан».
Раздел 6. Профессиональная лексика. (4 часа)
Теория. Стилистика. Терминология. Образность, эмоциональность, экспрессивность - основные особенности публицистической речи. Профессиональные слова.
Практика. Работа с газетными и журнальными публикациями.
Раздел 7. Название, рубрика, заголовок (10 часов)
Теория. Понятие о рубриках. Анализ информационных изданий.
Практика. Посещение библиотеки, работа с книгами. Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция, верстка газеты.
Раздел 8. Малые жанры журналистики (заметка). (10 часов)
Теория. Что такое заметка. Разновидности заметок. Заметка информационного характера.
Практика. Написание заметок «Из школьной жизни».
Контроль: анализ заметок.
Раздел 9. Композиция материала. (6 часов)
Теория. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение Вступление, основная часть, заключение.
Практика. Создание текстов в соответствии с требованиями. Совместная деятельность с редколлегией школьной газет: отбор материала, композиция и верстка газеты.
Раздел 10. Основные типы построения текста. (4 часа)
Теория. Повествование: прямая и обратная хронология. Основные компоненты рассуждения: тезис, доказательства, аргументы, вывод.
Практика. Создание рассказа на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов построения текста.
Раздел 11. Анализ газетных и журнальных публикаций. (4 часа)
Теория. Основные пункты анализа: актуальность темы, кому адресован. Композиция, речь. Понятие о комплексном анализе текста.
Практика. Комплексный анализ текста.
Раздел 12. Различные виды сбора информации. (16 часов)
Теория. Сбор информации – работа в библиотеке. Информация через интернет. Сбор информации в форме беседы. Подготовка вопросов.
Практика. Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Составление вопросов для анкеты. Анкетирование одноклассников. Совместная деятельность с редколлегией школьной газет: отбор материала, композиция и верстка газеты.
Контроль: Обработка результатов анкетирования.
Раздел 13. Статья как жанр публицистики. (4 часа)
Теория. Роль статьи в газетах и журналах. Отличие от заметки. Виды статей: проблемные, аналитические, обличительные.
Практика. Создание статей на основе сформулированной проблемы. Совместная деятельность с редколлегией школьной газет: отбор материала, композиция и верстка газеты.
Контроль: анализ статей.
Раздел 14. Особенности журналистской профессии. (10 часов)
Теория. Кодекс принципов журналиста, вопросы конкуренции. О вреде плагиата.
Практика. Творческий конкурс работа.
Раздел 15. Практические навыки журналиста (20 часов)
Теория. Правила работы в текстовом редакторе Microsoft Offise Word, в редакторе создания публикаций Microsoft Offise Publisher, в программе для обработки изображений Paint и программе для создания презентаций Microsoft Offise PowerPoint.
Практика. Отработка практических навыков работы в текстовом редакторе Microsoft Offise Word, в редакторе создания публикаций Microsoft Offise Publisher, в программе для обработки изображений Paint и программе для создания презентаций Microsoft Offise PowerPoint. Работа на компьютере. Совместная деятельность с редколлегией школьной газет: отбор материала, композиция и верстка газеты.
Раздел 16. Теория.
Теория. Обсуждение роли газеты в жизни семьи, анализ СМИ.
Практика. Совместная деятельность с редколлегией школьной газет: отбор материала, композиция и верстка газеты.
Раздел 17. Заключительное занятие. (6 часов).
Контроль: Подведение итогов в форме защиты проекта, презентации. Портфолио ребят.
- Учебный план курса
Второй год обучения
Содержание курса | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Контроль | |
1.Вводное занятие Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | - | - |
2.Повторение изученного | 14 | 6 | 8 | 2 |
3.Малые жанры журналистики. | 16 | 6 | 10 | - |
4. Интервью. Особенности жанра | 20 | 4 | 14 | 2 |
5. Роль статьи в журналистике | 10 | 2 | 6 | - |
6. Виды репортажа | 16 | 7 | 9 | - |
7.Очерк | 8 | 3 | 5 | - |
8. Фельетон | 8 | 2 | 6 | - |
9. Газетные иллюстрации | 16 | 4 | 12 | - |
10. Рецензирование | 12 | 4 | 7 | 1 |
11. Форматы изданий и виды СМИ | 16 | 6 | 8 | 2 |
12.Заключительное занятие | 2 | 2 | - | - |
всего | 140 | 48 | 85 | 7 |
VI. Прогнозируемые результаты 2 года обучения
- обучающийся должен знать понятия вёрстка материала, рецензирование.
- должен уметь работать над созданием текстов с привлечением дополнительного материала, писать очерки, статьи, эссе, развивая тему аналитического характера, рецензировать и редактировать тексты,
- должен уметь проводить социологические опросы, выпускать стендовую газету.
VII. Содержание курса
( Второй год обучения).
Раздел 1. Введение. (2 часа)
Цели и задачи, стоящие в этом учебном году. Знакомство с тематикой занятий. Распределение поручений в газете. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Повторение изученного. (14 часов)
Теория. Функции журналистики, язык журналистики, стилистические фигуры речи, основные типы построения текста. Слово и понятие. Многозначность слова. повествование, рассуждение, описание.
Практика. Подбор материала под основные рубрики.
Контроль: Тестирование и написание статьи.
Раздел 3. Малые жанры журналистики. (16 часов)
Теория. Эссе как форма газетного сообщения. Сжатость изложения, высокая оперативность.
Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические,
политематические, хроникальные подборки. Заметка информационного характера.
Практика. Написание и взаимное обсуждение заметок.
Раздел 4. Интервью. Особенности жанра. (20 часов)
Теория. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Коллективное интервью, анкета Логика интервью. Моделирование
Практика. Составление вопросов для интервью.
Контроль: Интервью у одноклассников, родителей, учителей.
Раздел 5. Роль статьи в журналистике. (10 часов)
Теория. Отличительные черты статьи: целеустремлённость и доходчивость, логичность, точность, яркость языка. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.
Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, Обзор печати – особый жанр.
Практика. Создание статьи на основе сформулированной проблемы.
Раздел 6. Виды репортажа. (16 часов)
Теория. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный
Практика. Репортаж на заданную тему.
Раздел 7. Очерк. (8 часов)
Теория. Близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого лица. Очерки портретные, событийные, путевые. Документальность, образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практика. Создание очерка.
Раздел 8. Фельетон. (8 часов)
Теория: Фельетон. Виды фельетона: тематический, проблемный
Практика: Написание проблемного фельетона. Работа над выпуском газеты. Подбор материала под основные рубрики.
Раздел 9. Газетные иллюстрации (16 часов)
Теория: Основы оформления газеты. Понятия о видах иллюстраций: репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, карикатура, шарж, плакат, диаграммы, карты, зарисовки, орнаменты, виньетки, репродукции. Особенности составление фоторепортажа на заданную тему.
Практика: Создание заголовков в редакторе изображений и вставка заголовков в газете. Выбор и создание иллюстраций к статье в редакторе изображений. Съемка события и составление фоторепортажа на заданную тему.
Раздел 10. Рецензирование (12 часов)
Теория: Беседа «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?»
Практика: Редактирование текста
Раздел 11. Форматы изданий и виды СМИ.
Теория: Формирование представлений о профессии режиссёра и продюсера. История появления радиовещания в России. Школьный Интернет – сайт. Основные типы телепередач и радиопередач.
Практика: Написание сценария радиопередачи « День победы» Работа на ПК. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста. Выбор дизайна работы. Редактирование проекта. Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов. Выпуск теле- и радиопередач разной направленности по заданной тематике.
Раздел 12. Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов.
VIII. Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
1 уровень - приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
осознавать, исследовать и оценивать людей, их слова и поступки с точки зрения общепринятых норм и жизненных ценностей;
ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках;
2 уровень - формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
понимать чувства других людей и эмоционально откликаться на них;
выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
формировать эстетический вкус.
3 уровень - приобретение опыта самостоятельного социального действия:
налаживать коммуникативные связи
уметь брать интервью у знакомых и незнакомых людей
уметь строить беседу, собирать материал для создания продукции.
Средства достижения этих результатов – тематический материал периодической печати, встречи с интересными людьми, экскурсии.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять цель своей деятельности в школьной газете и конкретного задания;
проговаривать последовательность своих действий;
учиться высказывать своё мнение в устной и письменной форме;
учиться прогнозировать результат своего труда.
Познавательные УУД:
формировать умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладеть основными навыками журналистского мастерства;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
аргументированно высказывать и отстаивать свою точку зрения;
учиться работать в паре, группе.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека;
составлять вопросы для интервью, беседы;
знать особенности и создавать материалы в разных жанрах (заметка, статья, репортаж и т.д)
давать характеристику, оценивать героев своих статей.
Средствами достижения этих результатов являются разработки по темам;
тематический материал периодической печати; справочники и словари; наглядный материал.
Для достижения предполагаемых результатов планируется:
выход за пределы аудитории и ОУ: экскурсии в редакцию газеты «Красноярские новости»
организация мест демонстрации успешности учащихся – участие в конкурсах творческих работ, распространение печатной продукции на родительски собраниях;
выход в Интернет; размещение номеров газеты на школьном сайте.
участие в планируемых школой делах – освещение школьных мероприятий на страницах газеты.
IX. Мониторинг образовательных результатов
Мониторинг образовательных результатов деятельности объединения «Юный журналист» осуществляется в форме учебной игры «Сто к одному».
Рейтинг результативности «Сто к одному»
Фамилия, имя | Школа, класс | Посещение занятий (2балла) | Текст (5 баллов) | Конкус ( 10 баллов | Газета (15 баллов) | Интервью ( 10 баллов) | Всего |
Каждый член объединения набирает определённую сумму баллов за различные виды работы.
Корреспондент, набравший сто баллов, объявляется победителем игры и награждается благодарственным письмом и памятным подарком.
Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета проверяется с помощью:
- викторины «Что я знаю о профессии «Журналист»;
- кроссвордов «Журналистика», «Тропы и фигуры», «Жанры журналистики»
- игры «Путешествие во времени» (о создании первых газет). Критериями уровня освоения знаний являются правильность
выполнения заданий, уверенное владение словарём журналиста, умение использовать учебные понятия в практической деятельности.
Практические навыки проверяются в процессе сбора, обработки и использования материала для выпуска газеты «Живое слово». В течение учебного года, после выполнения заданий заполняется таблица.
№ | Ф.И. обучающегося | Участие в выпуске газеты (сентябрь) | ||||
материалы | оформление | редактиров ание | верстка | распростран ение | ||
1. |
Ежемесячно выставляется сумма баллов, а в конце года подводится итог мониторинга результативности образовательного процесса.
№ | Ф.И. | Рейтинг | ||||||
п\п | обучающегося | сентябрь | ноябрь | декабрь | февраль | апрель | май | Итого |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
Система баллов:
«2» -активно участвовал в выпуске газеты
«1» - участвовал, но периодически.
«0» - не участвовал в выпуске газеты
Показателями степени творческой активности детей является уровень поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей их настроение и позиция при выполнении какого-либо дела.
Данные заносятся в таблицу:
№ | Ф.И. обучающегося | Участие в конкурсах: | ||||
Турнир скорогов. | Декламация. | Лучшая зарисовка | Точная заметка | Актуальн. репортаж | ||
1. | ||||||
2. | ||||||
№ | Ф.И. обучающегося | Участие в Слете юных корреспондентов(роль обучающегося) | ||||
оформле ние | регистрац ия | ведущий | фотокор. | журналист | ||
1. | ||||||
2. |
В творческом объединении имеются папки достижений. В них складываются все работы учащихся, дипломы, грамоты, публикации в СМИ. Это своего рода история развития мастерства ребенка, которая позволяет педагогу проследить динамику его творческих способностей.
Личностные достижения обучающихся (участие и победы в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях разных уровней) также отслеживаются с помощью рейтинговой системы оценки.
Социально-педагогические результаты подводятся в процессе проведения социологических опросов, акций, выпуска детской газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации). Работая над созданием очередного номера газеты, обучающиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.
Критериями данного параметра являются социализация, адаптация ребенка; жизненное и профессиональное определение ребенка, умение общаться в кругу сверстников и взрослых.
X. Методическое обеспечение
Печатные пособия:
1.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
2.Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004
3.Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
5.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
6.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
7. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
8. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанром газеты. М,. 2004.
Цифровые ресурсы:
5.http://www.skazochki.narod.ru/index
XI. Материально-техническое обеспечение
- кабинет для работы детской редакции;
- компьютер;
- электронные ресурсы: программы, материалы на дисках, флэш- карте;
- множительная техника: сканер, принтер, ксерокс;
- аппаратура для проведения творческих командировок: цифровой фотоаппарат;
- книги, журналы, газеты;
- стенды для макетирования газеты;
- бумага для ксерокса, принтера, блокноты.
XII. ЛИТЕРАТУРА
Литература для руководителя:
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. Пособие для учителей. М.,Просвещение, 1977.
Замбржицкая В.А., Программа студии «Юный журналист». В ж. «Русский язык» (приложение к «1сентября») №2, 2007.
Ковалёва. Л.Е. Факультативные занятия по литературе в школе. М., Просвещение, 1974.
Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». Пособие для учителей. Сост.:Ладыженская Т.А. и др. М., Просвещение,1974.
Преображенский Е.П. Кружок русского языка в школе. Пособие для учителя. М.,Просвещение, 1966.
Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка. М., 1974
Эстетика и современность. Книга для учителя. Под ред Можнягуна С.Е. М., Просвещение,1978
Литература для учащихся:
1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.
2. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
3. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2004.
4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
5.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
6. Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М.,1974.
7. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание занятия |
| |||
Раздел 1 Введение 4 |
| ||||||||
1-2 |
|
| Водное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | Введение. Журналист – корреспондент – кто это такой. Цели и задачи кружка. |
| |||
3-4 |
|
| Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка | 2 |
|
| |||
Раздел 2. Журналистика как профессия 10 |
| ||||||||
5-10 |
|
| Виды средств массовой информации (СМИ) Особенности профессии. Журналистика в сфере других профессий. Школьная газета. Миссия и название школьной газеты. | 2 2 2 | Разнообразие профессий в области человек-человек. Особенности профессии журналиста. Общественная значимость журналистики. |
| |||
11-12 |
|
| Практическое занятие – виртуальная экскурсия в редакцию газеты. Распределение обязанностей | 2 | Виртуальная экскурсия в издательство газеты. Знакомство с организацией работы редакции, разделением полномочий, между сотрудниками редакции. |
| |||
13-14 |
|
| Обобщение и систематизация полученных сведений. | 2 | Тестирование и игра. |
| |||
Раздел 3. Функции журналистики 6 |
| ||||||||
15 16 |
|
| Функции журналистики: информационная, коммуникативная. Как и о чем писать для школьной газеты? | 1 1 | Понятие «Функция». Функции журналистики: информационная, коммуникативная, формирование общественного мнения. |
| |||
17-20 |
|
| Практическое занятие – отбор материала для школьной газеты | 4 | Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты. |
| |||
Раздел 4. Требования к журналисту 4 |
| ||||||||
21 22 |
|
| Профессиональные требования к журналисту. Взрослые правила для юных журналистов | 1 1 | Профессиональные требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение этических норм. Специальные требования: широта интересов, владение литературным языком. |
| |||
23-24 |
|
| Практическое занятие. Структура школьной редакции | 2 |
| ||||
Раздел 5. Язык журналистики 4 |
| ||||||||
25-26. |
|
| Репортаж «Моя малая родина – с. Шилан» | 2 | Групповая творческая работа - репортаж «Моя малая родина – с. Шилан». |
| |||
27-28. |
|
| Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. | 2 | Беседа о сущности слова. Понятие «язык» и «речь». Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. |
| |||
Раздел 6. Профессиональная лексика 4 |
| ||||||||
29-30. |
|
| Основные особенности публицистической речи | 2 | Стилистика. Терминология. Образность, эмоциональность, экспрессивность - основные особенности публицистической речи. Профессиональные слова. |
| |||
31 32. |
|
| Практическое занятие – работа с газетными и журнальными публикациями Подбор и использование занимательного материала в газете | 1 1 | Работа с газетными и журнальными публикациями. |
| |||
Раздел 7. Название, рубрика, заголовок 10 |
| ||||||||
33-36. |
|
| Темы, рубрики, полосы | 4 | Анализ информационных изданий. Создание рубрик, подбор тем и создание заголовков. |
| |||
37-38. |
|
| Виды обработки информации | 2 | Посещение библиотеки, работа с книгами |
| |||
39-42 | Практическое занятие – отбор материала для школьной газеты | 4 | Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты. | ||||||
Раздел 8. Малые жанры журналистики 10 |
| ||||||||
43. 44 |
|
| Публицистический стиль речи. Заметка. Разновидности заметок. | 1 1 | Общая характеристика публицистического стиля речи: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства Что такое заметка. Разновидности заметок. Заметка информационного характера. |
| |||
45-46. |
|
| Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни» | 2 | Написание заметок «Из школьной жизни». Анализ заметок. |
| |||
47-48. |
|
| Информационная заметка и информационная заметка с отрицательным содержанием | 2 | Понятие об информационной заметке. Отличительные особенности |
| |||
49 50 51 | Заметка – благодарность. Заметка – вопрос. Заметка - просьба | 1 1 1 | Просмотр презентаций «Слово и его значение» «Слова помощники» «Текст» | ||||||
52. |
|
| Практикум+Контроль: анализ заметок | 1 | Написание заметок «Из школьной жизни». Анализ заметок. |
| |||
Раздел 9. Композиция материала 6 |
| ||||||||
53-54. |
|
| Основные типы построения текстов Вступление, основная часть, заключение | 2 | Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение Вступление, основная часть, заключение. |
| |||
55-58 |
|
| Практическое занятие – отбор материала для школьной газеты | 4 | Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты. |
| |||
Раздел 10. Основные типы построения текста 4 |
| ||||||||
59-60. |
|
| Прямая и обратная хронология | 2 | Повествование: прямая и обратная хронология. Основные компоненты рассуждения: тезис, доказательства, аргументы, вывод. |
| |||
61-62. |
|
| Практическое занятие – создание рассказа. | 2 | Создание рассказа на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов построения текста. |
| |||
Раздел 11. Анализ газетных и журн. публикаций 4 |
| ||||||||
63-64. |
|
| Основные пункты анализа. Комплексный анализ текста | 2 | Основные пункты анализа: актуальность темы, кому адресован. Композиция, речь. Понятие о комплексном анализе текста. |
| |||
65-66. |
|
| Практическая работа. Комплексный анализ текста. | 2 | Комплексный анализ текста. |
| |||
Раздел 12. Различные виды сбора информации 16 |
| ||||||||
67-68. |
|
| Сбор информации. Работа в библиотеке. | 2 | Сбор информации – работа в библиотеке. Информация через интернет. |
| |||
69-70. |
|
| Практическое занятие. Работа с каталогом | 2 | Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Работа на компьютере. |
| |||
71-72 | Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати | 2 | Теория: Использование анкет в периодической печати. Практика: Поиск и анализ анкет | ||||||
73 74 75 76 | Составление собственной анкеты Анкетирование одноклассников Обработка результатов анкетирования Оформление полученных результатов для школьной газеты | 1 1 1 1 | Составление анкеты, с последующим анкетированием одноклассников, с целью использования результатов анкетирования для школьной газеты. | ||||||
77-78. |
|
| Сбор информации в форме беседы Контроль. | 2 | Сбор информации в форме беседы. Составление вопросов для беседы. |
| |||
79-82 | Практическое занятие – отбор материала для школьной газеты | 4 | Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты. | ||||||
Раздел 13. Статья как жанр публицистики 4 |
| ||||||||
83-84. |
|
| Роль статьи. Виды статей. | 2 | Роль статьи в газетах и журналах. Отличие от заметки. Виды статей: проблемные, аналитические, обличительные. |
| |||
85-86. |
|
| Практическая работа Создание статей на основе сформулированной проблемы. | 2 | Создание статей на основе сформулированной проблемы. Контроль: анализ статей |
| |||
Раздел 14. . Особенности журналистской профессии 10 |
| ||||||||
87-88. |
|
| Как расположить к себе людей | 2 | Беседа и игра |
| |||
89-90. |
|
| Газетный язык и авторский почерк | 2 | Просмотр обучающего видео |
| |||
91-92 93-94 95-96. |
|
| Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат. Эстетика | 2 2
2 | Беседа о кодексе принципов журналиста, вопросы конкуренции. И о вреде плагиата. Творческий конкурс работ. |
| |||
97-100 | Практическое занятие – отбор материала для школьной газеты | 4 | Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты. | ||||||
Раздел 15. Практические навыки журналиста 20 |
| ||||||||
101-102 |
|
| Навыки работы за компьютером (текстовый редактор) | 2 | Текстовый редактор (Microsoft Offise Word) |
| |||
103-104. |
|
| Навыки работы за компьютером (Microsoft Offise Publisher ) | 2 | Обзор редактора (Microsoft Offise Publisher) |
| |||
105-106 | Создание быстрой публикации в Microsoft Offise Publisher. | 2 | Практическая работа создания быстрой публикации. | ||||||
107-110. |
|
| Проекты и презентации в Microsoft Offise PowerPoint) | 4 | Обзор редактора создания презентаций Microsoft Offise PowerPoint. Создание собственной презентации |
| |||
111-112 | Работа с иллюстрациями в редакторе Paint | 2 | |||||||
113-116 | Навыки работы за компьютером: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата. | 4 | Написание статьи, набор теста в текстовом редакторе, размещение статьи в публикициях выбранного формата. | ||||||
117-120 | Практическое занятие – отбор материала для школьной газеты | 4 | Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты. | ||||||
Раздел 16. Теория 14 |
| ||||||||
121-122 |
|
| Анализ средств массовой информации | 2 | Газеты, журналы, телевидение, интернет | ||||
123-124 |
|
| Школьная пресса: достоинства и недостатки | 2 | Рефлексия. Анализ деятельности школьной газеты | ||||
125-126 |
|
| Обзор школьной печати. | 2 | Обзор школьных газет Красноярского района. | ||||
127-128 |
|
| Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи» | 2 | Беседа | ||||
129-130 |
|
| Развитие наблюдательности, оригинальности мышления, ассоциативного мышления. | 2 | Игровые тренинги | ||||
131-134 | Практическое занятие – отбор материала для школьной газеты. Специальный выпуск школьной газеты к концу учебного года | 4 | Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты. | ||||||
Раздел 17. Заключительное занятие. 6 |
| ||||||||
135-136 |
|
| Подведение итогов | 2 |
|
| |||
137-140. |
|
| Проекты и презентации | 4 | Подведение итогов в форме защиты проекта, презентации. Портфолио ребят. Коллективная оценка проектов и презентаций. |
|
Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание занятия |
| ||
Раздел 1. Введение. 2 |
| |||||||
1-2. |
|
| Вводное занятие. | 2 | Цели и задачи, стоящие в этом учебном году. Знакомство с тематикой занятий. Распределение поручений в газете. Инструктаж по технике безопасности Инструктаж то ТБ |
| ||
Раздел 2. Повторение изученного. 14 |
| |||||||
3-4. |
|
| Культура профессии журналиста. Функции журналистики. | 2 | Функции журналистики: информационная, коммуникативная, формирование общественного мнения. |
| ||
5-8. |
|
| Практическое занятие – работа над выпуском газеты | 4 | Подбор материалов под основные рубрики. |
| ||
9-10. |
|
| Язык журналистики | 2 | Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. |
| ||
11-12. |
|
| Практическое занятие – экскурсия. | 2 | Экскурсия в издательство местной газеты «Красноярские новости» |
| ||
13-14. |
|
| Основные виды построения текста | 2 | Повествование, рассуждение, описание. |
| ||
15-16. |
|
| Контроль | 2 | Тестирование и написание статьи. |
| ||
Раздел 3. Малые жанры журналистики. 16 |
| |||||||
17-18. |
|
| Что такое эссе. Разновидности эссе. | 2 | Эссе как форма газетного сообщения. |
| ||
19-20. |
|
| Заметка информационного характера. | 2 | Заметка информационного характера. Композиционные особенности и художественные особенности. |
| ||
21-22. |
|
| Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни» | 2 | Написание и взаимное обсуждение заметок. |
| ||
23 24 | Заметка. Путевая заметка | 1 1 | ||||||
25-26 27-28 | Отчет общий, тематический, с комментариями. Написание отчета | 2 2 | Написание отчета, анализ работ. | |||||
29-32. |
|
| Практическое занятие – работа над выпуском газеты | 4 | Подбор материалов под основные рубрики. |
| ||
Раздел 4. Интервью. Особенности жанра 20 |
| |||||||
33-34. |
|
| Что такое интервью. Интервью – монолог, интервью-диалог | 2 | Особенности жанра, его виды: интервью-монолог, интервью-диалог. Интервью-зарисовка. |
| ||
35-36 | Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. | 2 | Обзор и анализ различных видов интервью. | |||||
37-38 | Коллективное интервью | 2 | Понятие о коллективном интервью, просмотр видео | |||||
39-40 | Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. | 2 | Практическое занятие | |||||
41-42 43-44 |
|
| Игра «Интервью» Интервью-диалог с интересной личностью | 2 2 | Игра- интервью у одноклассников Задание: взять интервью у человека определенной профессии (учитель, библиотекарь, повар) |
| ||
45-46. |
|
| Практическое занятие. Обработка результатов. | 2 | Анализ материала.. |
| ||
47-48 |
|
| Контроль | 2 | Рецензирование интервью. Набор в печать |
| ||
49-52. |
|
| Практическое занятие – работа над выпуском газеты | 4 | Подбор материалов под основные рубрики. |
| ||
Раздел 5. Роль статьи в журналистике 10 |
| |||||||
53-54. |
|
| Роль статьи в газетах и журналах | 2 | Рассмотрение статей в местной печати и их анализ. |
| ||
55-56. |
|
| Проблемная статья и её отличительные черты. Обзор печати как особый жанр. | 2 | Отличительные черты статьи: целеустремлённость и доходчивость, логичность, точность, яркость языка. Обзор печати – особый жанр. |
| ||
57-58. |
|
| Практическое занятие – создание статей на основе какой-либо проблемы | 2 | Постановка проблемы. Работа в группах. Рецензирование работ. |
| ||
59-62. |
|
| Развитие наблюдательности, оригинальности мышления, ассоциативного мышления. | 4 | Игровые тренинги. |
| ||
Раздел 6. Виды репортажа 16 |
| |||||||
63-64. |
|
| Что такое репортаж Жанровое своеобразие репортажа | 2 | Понятие «репортаж» Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. |
| ||
65 66 67 68-70. |
|
| Событийный репортаж. Тематический репортаж Постановочный репортаж Практическая работа «Репортаж» | 1 1 1 3 | Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Написание репортажа. Анализ работ |
| ||
71-74 |
|
| Практическое занятие – работа над выпуском газеты | 4 | Подбор материалов под основные рубрики. |
| ||
75-76 77-78 | Фоторепортаж Создание фоторепортажа | 2 2 | Понятие фоторепортажа. Виды фоторепортажа. Особенности фоторепортажа Создание фоторепортажа на заданную тему. | |||||
Раздел 7. Очерк 8 |
| |||||||
79-80. |
|
| Виды очерков. Портретный очерк | 2 | Близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого лица. Документальность. |
| ||
81-82. |
|
| Очерки событийные и путевые. | 2 | Очерки событийные, путевые. Их отличительные особенности. Требования к очеркам. особенности языка. |
| ||
83-84 | Проблемный очерк | 2 | Требования к проблемному очерку. | |||||
85-86. |
|
| Практическое занятие. Создание очерка. | 2 | Работа в парах. Коллективное обсуждение работ. |
| ||
Раздел 8. Фельетон 5 |
| |||||||
87-88 | Фельетон. Тематический фельетон. | 2 | Фельетон. Виды фельетона: тематический, проблемный | |||||
89-90 | Проблемный фельетон | 2 | Написание проблемного фельетона | |||||
91-94 |
|
| Практическое занятие – работа над выпуском газеты | 4 | Подбор материалов под основные рубрики. |
| ||
Раздел 9. Газетные иллюстрации 16 |
| |||||||
95-96. | Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций. | 2 | Основы оформления газеты. Виды иллюстраций: репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, карикатура, шарж, плакат, диаграммы, карты, зарисовки, орнаменты, виньетки, репродукции) | |||||
97-98 | Размещение заголовков | 2 | Создание заголовков в редакторе изображений и вставка заголовков в газете | |||||
99-100 | Подбор иллюстраций к статье | 2 | Выбор и создание иллюстраций к статье в редакторе изображений. | |||||
101-102 103-106 | Фоторепортаж Самостоятельная работа создание фоторепортажа с комментариями | 2 4 | Особенности составление фоторепортажа на заданную тему Съемка события и составление фоторепортажа на заданную тему. Подбор комментариев к репортажу. | |||||
107-110 | Практическое занятие – работа над выпуском газеты | 4 | Подбор материалов под основные рубрики. | |||||
Раздел 10. Рецензирование 12 |
| |||||||
111-112 | Литературное редактирование | 2 | Признаки культурной речи | |||||
113-114 | Теория и практика литературной правки | 2 | ||||||
115-116 | Беседа «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?» | 2 | Беседа | |||||
117-118 | Деловая игра | 2 | Игра | |||||
119-120 121-122 | Час общения «Если бы я был редактором» Практическая работа. Редактирование текста | 2 2 | Беседа, просмотр перезентации | |||||
Раздел 11. Форматы изданий и виды СМИ 16 |
| |||||||
123-124 | Работа на телевидении | 2 | Формирование представлений о профессии режиссёра и продюсера. | |||||
125-126 | Первая радиопередача в России. Проект радиопередача «120 лет со дня рождения Сергея Есенина» | 2 | История появления радиовещания в России. | |||||
127-128 | Типы радио и телепередач. Проект телепередача «День гимназиста» | 2 | Основные типы телепередач и радиопередач. Задание: Написать сценарий радиопередачи « День победы» | |||||
129-130 | Интернет-журналистика. | 2 | Школьный Интернет – сайт. Работа на ПК. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста. Выбор дизайна работы. Редактирование проекта. Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов. | |||||
131-134 | Проект «Мое портфолио» | 4 | Итоговые занятия включают в себя выпуск теле и радиопередач разной направленности по заданной тематике. | |||||
135-138 |
|
| Практическое занятие – работа над выпуском газеты | 4 | Подбор материалов под основные рубрики. | |||
Раздел 12. Заключительное занятие. 2 |
| |||||||
139-140 |
|
| Подведение итогов | 2 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсный материал "Дополнительная общеобразовательная программа Юный инспектор движения" "Фестиваль педагогического мастерства 2022"
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, от...
дополнительная общеобразовательная программа "Юные помощники леса"
программа рассчитана на 1-4 класс, 1 раз в неделю....
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные космонавты»
Цель программы: формирование у младших школьников устойчивого познавательного интереса к космонавтике, астрономии, приобщение к мировым и отечественным достижениям в освоении космоса....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный математик"
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный математик"...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный Инспектор (ЮИД)»
сегодня дети ведут себя на улицах и дорогах неосторожно, выходят на проезжую часть дороги из-за деревьев, стоящих машин и других препятствий. В результате происходит дорожно-транспортное происшествие....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный пешеход"
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный пешеход" 1-4 кл....
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Юный инспектор дорожного движения» для слепых и слабовидящих детей
Программа имеет социально-гуманитарную направленность, нацелена на повышение культуры поведения всех участников дорожного движения, в том числе слепых и слабовидящих, и уменьшения травматизма, социали...