Дополнительная общеобразовательная программа "Школа Лидер"
рабочая программа (4 класс)
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_lider_1.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
02-05
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дом детского творчества»
Знаменского муниципального района
Омской области
Принята на заседании Методического совета «31» августа 2022 г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Дом детского творчества» ________ О.Н. Перовская «___»___________2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
Социально-педагогической направленности
«Школа лидер»
Возраст обучающихся 13-17 лет
Срок реализации – 1 год
Очная форма освоения
Уровень сложности - базовый
Продолжительность обучения 216 часов
Автор – составитель: педагог дополнительного образования
МБОУ «Дом детского творчества»
Егошина Кристина Сергеевна
с. Знаменское, 2022 г.
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
Союз детских объединений (СДО) Знаменского района «Юные северяне» берет свое начало с 2000 года, хотя работа пионерских организаций в школах района и не прекращалась, что помогло в непростых условиях сохранить кадровый потенциал и дееспособность организаций и интерес детей и взрослых к участию в социально значимой деятельности в рамках районной детской организации. Сегодня мы понимаем, что именно с названием «пионер» связана судьба многих поколений наших сограждан, высокие идеалы и устремления, интересная и содержательная деятельность.
Основателем и впоследствии председателем организации до 2005 года была Маркова Нина Ивановна. Она возродила систему слётов и занятий на районном уровне, сплотила все объединения школ района в один дружный коллектив. Нина Ивановна проводила слёты, семинары, беседы, вечера, праздники для вожатых и детей объединений.
В начале своего развития организация не имела официального названия и атрибутики, но с каждым годом численность и значимость организации возросла и появилась необходимость в систематизации работы организации и создании атрибутики: эмблемы, гимна, флага, отличительных знаков.
В 2003 году 26 ноября состоялась официальная презентация районной организации, которая получила название «Юные Северяне».
Ко дню рождения организации были приняты: устав, девиз, эмблема, гимн, флаг. Эмблема была разработана на основе нескольких вариантов эскизов, которые предоставили детские объединения на конкурсной основе. Автор гимна – Ковалёва Валентина Николаевна, учитель математики Знаменской средней школы. Флаг стал символом разных направлений, которые были основополагающими в работе организации.
Детское движение в районе сумело не только выжить, но и накопить новый потенциал. Наметилась явная тенденция к различным формам организации общих дел, общение и сплочение детей разного возраста, удовлетворение их интересов и потребностей.
Важно отметить, что и органы государственной власти, и общество в целом готовы сегодня поддержать идею возрождения лучших пионерских традиций, как основы деятельности детского движения в современных социально-экономических условиях.
Тем самым можно констатировать, что созрели необходимые объективные факторы для создания единой районной детской организации. При этом мы не собираемся копировать пионерскую организацию, которая была раньше, но хотим взять все самое лучшее, что было в ее 80-летней истории. Это решение было обусловлено необходимостью упорядочить массовое детское движение в районе, придать ему общественно-полезную направленность, идейно-нравственное содержание. Будучи общественной, детская организация «Юные северяне» помогает государству в воспитании подрастающего поколения, тем самым, осуществляя социальный заказ общества – «воспитание достойного Гражданина Отечества».
В Знаменском районе на базе школ и коррекционной школы работают детские объединения, которые входят коллективным членом в районную общественную организацию СДО «Юные северяне», действующей на базе МБОУ «Дом детского творчества» Знаменского муниципального района Омской области.
СДО «Юные северяне» работает по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Школа Лидер». Эффективная реализация программы предполагает действие многих заинтересованных структур и ведомств: Комитет по образованию, администрации школ, классных руководителей, старших вожатых, лидеров школьного самоуправления, руководителей и членов детских объединений.
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.
Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.
1.2. Индивидуальность программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школа Лидер» является модифицированной и разработана на основании Письма МО и МП РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844м «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». При составлении использовалась авторская программа «Школа Лидер», автор Порфирьева Ольга Владимировна, Чебоксарский район Чувашской республики, 2011 г.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Сроки реализации: 1 год.
Возраст обучающихся: 13-17 лет.
Отличительные особенности программы
Программа дает подросткам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.
Занятия проходят не только в лекционной форме, а также в форме игры и тренинга, конкурса и т.д., что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.
В программе принимают участие и активно работают ребята от 13 до 17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.
1.3. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для формирования у подростков навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции.
Задачи:
- способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководитель, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии;
- способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе;
- способствовать созданию условий для: нравственного становления обучающихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.
- Формы и методы обучения
Технологии:
- личностно - ориентированные технологии:
- гуманно-личностные технологии,
- технологии сотрудничества,
- технологии свободного воспитания.
- игровые педагогические технологии.
- коллективно-творческие дела по И.П. Иванова и другие.
Методы обучения
- Словесные
- Наглядные
- Практические
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной образовательной программы и возраста обучающихся (деловые и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских), проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, КТД, беседы и т.д.).
Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.
Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.
Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Данная форма формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой.
Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс «Лидер года» проводится ежегодно внутри СДО «Юные северяне» и направлен на реализацию «Я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участие в районном и областном конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха».
Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей.
Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.
- Режим работы объединения
В состав группы I года обучения входят по одному представителю от каждого детского объединения (это может быть президент школы, либо лидер, выбранный членами детского объединения на общем собрании), входящих в состав районной организации СДО «Юные северяне» - 15 человек.
На занятия отводится по 2 часа, 3 раза в неделю, 216 часов в год.
По дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Школа Лидер» запланированы ВКС, аудиторные и внеаудиторные часы.
ВКС (Видеоконференцсвязь) – это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видеоинформацией в реальном времени, с учетом передачи управляющих данных.
В связи с тем, что в состав группы входят лидеры детских объединений из школ района, некоторые из которых находятся далеко от райцентра, а 4 школы находятся за рекой Иртыш, где в весеннее-осенний период и вовсе нет переправы, проблематично часто собираться. А при подготовке к слетам, возникает масса вопросов, часть занятий проводится в режиме ВКС, где решаются текущие вопросы по подготовке к очередному слету, проводятся лекции по заданной тематике и т.д.
Аудиторные занятия проводятся 4 раза в год – слёты детских объединений, входящих в состав СДО «Юные северяне». На слёты приезжают делегации от каждого объединения, не менее 5 человек, а на заключительный слет – количество участников не ограничено. Каждое аудиторное занятие – это один из этапов муниципального конкурса «Лидер года». Лидеры объединений не только чему-то учатся на занятиях, но и выполняют определённые задания, которые оценивают компетентное жюри. По итогам работы на слётах определяются победители, все заработанные баллы заносятся в итоговую таблицу и в конце года определяется объединение – победитель муниципального конкурса «Лидер года». Победители конкурса представляют Знаменский муниципальный район на областных слетах РДШ.
Внеаудиторные часы, это часы, которые отводятся на самостоятельную работу лидеров детских объединений: самостоятельная подготовка к слётам, изучение каких либо вопросов по заданию педагога, подготовка портфолио, проектов, выпуск газеты и т.д. Педагог во время внеаудиторных занятий проводит индивидуальные консультации с лидерами детских объединений и старшими вожатыми, разрабатывает положения о слётах, составляет график проведения слётов (с учетом графика районных мероприятий, соревнований и наличия переправы через Иртыш), разрабатывает конспекты аудиторных занятий, подбирает и трансформирует необходимый материал, редактирует материалы и статьи о деятельности детских объединений школ района для публикации в группе В контакте (ссылка на страницу группы СДО «Юные северяне» - https://vk.com/public188202236 ), формирует состав жюри на каждый слет с учетом тематики и т.д.
При подготовке к участию в конкурсах на различных уровнях ведётся индивидуальная работа с лидерами детских объединений, входящих в состав СДО «Юные северяне».
При проведении аудиторных занятий, для сохранения и укрепления здоровья детей, в помещении необходимо соблюдать санитарно-гигиенический режим. Температура воздуха +18; +20 градусов, относительная влажность воздуха 30-70%. Световой режим, соответствующий на 1м.кв. приходится освещённость мощностью около 50Вт.
- Принципы, положенные в основу программы
- Принцип природосообразности.
- Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах.
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.
- Принцип культуросообразности.
- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
- Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.
- Принцип гуманизации.
Ведущей концептуальной идеей программы, подчинённой основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребёнка, является раскрытие и развитие потенциальных лидерских качеств заложенных в ребёнке.
- Планируемые результаты и контроль результатов обучения
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- готовность к саморазвитию и к самообразованию;
- потребность в самовыражении;
- формирование ответственного отношения к учению и уважительное отношение к труду;
- развития опыта участия в социально значимом труде;
- уважительное отношение к иному мнению;
- оптимизм в восприятии мира;
- позитивная моральная самооценка.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание, включая постановку новых целей;
- умение определять проблемные ситуации;
- умение определять пути решения проблемы, прогнозировать результат;
- умение составлять план работы;
- умение планировать пути достижения целей, поиска информации;
- адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;
- умение распределять время и контролировать его, умение осуществлять контроль.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить логическое рассуждение;
- умение определять необходимые ресурсы для решения поставленной задачи;
- умение осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии;
- умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- умение создавать и преобразовывать информацию для решения задач;
- умение представлять, информацию до других.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения;
- умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции воспитанников;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- высказывать собственное мнение, координировать его с позициями всех участников при выработке общего решения;
- умение адекватно использовать речь в ходе своей деятельности;
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- умение сравнивать разные точки зрения;
- овладение устной и письменной речью, специфической для данной образовательной программы;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Конечный результат деятельности СДО «Юные северяне», занимающихся по программе «Школа Лидер»:
- формирование у подростков понятий – лидер детской организации «Юные северяне»,
- формирование позитивного гражданского опыта взаимодействия в коллективе,
- выработка активной жизненной позиции,
- развитие разносторонне-развитой личности подростка посредством участия в детском общественном движении Знаменского муниципального района.
Итоги работы «Школы Лидер» за учебный год подводятся на последнем, заключительном слёте. Подсчитываются баллы, заработанные лидерами в течение учебного года, определяется объединение – победитель конкурса «Лидер года». Объединению - победителю вручается диплом и переходящий кубок.
1.8. Работа с родителями
Результат образовательного процесса во многом зависит от отношения родителей и лиц их заменяющих, к занятиям, увлечениям подростка.
В течение учебного года ведётся работа с родителями: собрания и индивидуальная работа с целью:
- сохранения контингента;
- ознакомления с результатами работы объединения;
- оказания материальной помощи.
- Учебно-тематический план
№ | Темы занятий | Количество часов | |||
Всего | ВКС | Аудиторные | Внеаудиторные | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | - |
2. | Слёты СДО «Юные северяне» | 168 | 22 | 24 | 122 |
2.1 | Туристический слёт | 24 | 4 | 6 | 14 |
2.2 | Обучающий слёт | 48 | 6 | 6 | 36 |
2.3 | Слёт – практика | 48 | 6 | 6 | 36 |
2.4 | Слёт - презентация | 48 | 6 | 6 | 36 |
3. | Группа В контакте СДО «Юные северяне» | 36 | 12 | - | 24 |
3.1 | Журналистика в России | 2 | 2 | - | - |
3.2 | Публицистический стиль | 2 | 2 | - | - |
3.3 | Методы сбора первичной информации | 2 | 2 | - | - |
3.4 | Интервью как метод сбора информации | 2 | 2 | - | - |
3.5 | Заметка как информационный жанр | 2 | 2 | - | - |
3.6 | Публикация заметок и статей в группе В контакте | 26 | 2 | - | 24 |
4. | Конкурсы | 8 | 2 | - | 6 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | - |
Всего: | 216 | 40 | 24 | 152 |
3. Содержание образовательной программы
- Вводное занятие (2 часа)
Форма проведения занятия - ВКС
Введение в образовательную программу.
Положение о муниципальном конкурсе «Лидер года»: этапы конкурса, критерии, требования к делегациям, приезжающим на слет и т.д.
Инструктаж по ТБ.
- Слёты СДО «Юные северяне» (168 часов)
2.1 Туристический слёт (24 часа)
Форма проведения занятия – ВКС (4 часа)
Программа слета, место проведения слета.
Положение о туристическом слете: конкурсы в рамках слета, критерии оценивания, максимальное количество баллов и т.д.
Текущие вопросы по подготовке к слету.
Инструктаж по ТБ участников туристического слета.
Внеаудиторные занятия (14 часов)
Лидеры: подготовка к туристическому слёту: эмблема, название команды, девиз, песня; подготовка домашнего задания в соответствии с положением о туристическом слёте на данный учебный год.
Педагог: разработка сценария слета, подготовка оценочных листов для жюри, организация работы жюри (состав, подвоз на место проведения слета), разработка и подготовка туристической тропы, подготовка необходимых материалов для проведения слета, уборка территории перед слетом, подготовка дипломов.
Аудиторное занятие (6 часов)
На слет прибывают делегации в составе 5 человек от каждого детского объединения школ Знаменского муниципального района.
Инструктаж по ТБ участников туристического слета.
Общее построение, представление команды, защита эмблемы, девиз, песня.
Конкурс «Туристическая эстафета».
Конкурс «Туристический бивак».
Конкурс туристических капустников «Вся наша жизнь туризм».
Подведение итогов слета.
- Обучающий слёт (48 часов)
Форма проведения занятия – ВКС (6 часа)
- Ознакомление с темой слета в соответствии с планом работы на учебный год, учитывающей знаменательные даты года, чему посвящен год в России.
- Программа слета, место проведения слета. Положение о слете: конкурсы в рамках слета, домашние задания, критерии оценивания, максимальное количество баллов и т.д.
- Текущие вопросы по подготовке к слету.
Внеаудиторные занятия (36 часов)
Лидеры: подготовка лидеров к обучающему слёту, по теме в соответствии с положением о слёте.
Педагог: разработка сценария слета, подготовка оценочных листов для жюри, организация работы жюри, разработка конкурсных заданий, подготовка дидактического материала, разработка мультимедиа презентации, подготовка дипломов и т.д.
Аудиторное занятие (6 часов)
На слет прибывают делегации в составе 5 человек от каждого детского объединения школ Знаменского муниципального района.
Аудиторное занятие проводится в форме, зависящей от темы слёта: лекция, дискуссия, проектная деятельность, деловая игра, тренинговое занятие и т.д.
- Слёт – практика (48 часов)
Форма проведения занятия – ВКС (6 часа)
- Ознакомление с темой слета в соответствии с планом работы на учебный год, учитывающей знаменательные даты года, чему посвящен год в России.
- Программа слета, место проведения слета. Положение о слете: конкурсы в рамках слета, домашние задания, критерии оценивания, максимальное количество баллов и т.д.
- Текущие вопросы по подготовке к слету.
Внеаудиторные занятия (36 часов)
Лидеры: подготовка лидеров к практическому слёту, по теме в соответствии с положением о слёте.
Педагог: разработка сценария слета, подготовка оценочных листов для жюри, организация работы жюри, разработка конкурсных заданий, подготовка дидактического материала, разработка мультимедиа презентации, подготовка дипломов и т.д.
Аудиторное занятие (6 часов)
На слет прибывают делегации в составе 5 человек от каждого детского объединения школ Знаменского муниципального района.
Аудиторное занятие проводится в форме, зависящей от темы слёта: защита проектов, конференция, деловая игра, конкурс и т.д.
- Слёт – презентация (48 часов)
Форма проведения занятия – ВКС (6 часа)
- Презентация детского объединения.
- Программа слета, место проведения слета. Положение о слете: конкурсы в рамках слета, домашние задания, критерии оценивания, максимальное количество баллов и т.д.
- Текущие вопросы по подготовке к слету.
Внеаудиторные занятия (36 часов)
Лидеры: подготовка лидеров к слёту – презентации «Моя организация».
Педагог: разработка сценария слета, подготовка оценочных листов для жюри, организация работы жюри, разработка конкурсных заданий, подготовка дидактического материала, разработка мультимедиа презентации, подготовка дипломов и т.д.
Аудиторное занятие (6 часов)
На слет прибывают делегации от каждого детского объединения школ Знаменского муниципального района. Состав делегации до 20 человек.
Аудиторное занятие проводится в форме презентации детской организации. Задача делегации красочно и в интересной форме представить свое детское объединение в течение 5-7 минут. Презентация включает в себя выступление делегаций детских объединений и может содержать: стихи, песни, танцевальные композиции, театральные постановки и т.д., то есть все, что может способствовать интересному, зрелищному и красочному представлению «Моя организация». Количество участников до 20 человек. Также на слете подводятся итоги муниципального конкурса «Лидер года».
3. Группа В контакте СДО «Юные северяне» (36 часов)
3.1 Журналистика в России
Форма проведения занятия – ВКС (2 часа)
Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.
3.2 Публицистический стиль
Форма проведения занятия – ВКС (2 часа)
Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.
Понятийный аппарат: стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.
3.3 Методы сбора первичной информации
Форма проведения занятия – ВКС (2 часа)
Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.
Понятийный аппарат: наблюдение, эксперимент, интервью, информация
3.4 Интервью как метод сбора информации
Форма проведения занятия – ВКС (2 часа)
Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.
Обучение составлению «правильному списку вопросов» при интервьюировании.
Понятийный аппарат: наблюдение, эксперимент, интервью, информация
3.5 Заметка как информационный жанр
Форма проведения занятия – ВКС (2 часа)
Заметка как информационный жанр. Хроникальное сообщение, короткая информация и расширенная заметка. Формы и методы написания заметки.
Понятийный аппарат: заметка как информационный жанр
3.6 Публикация заметок и статей в группе В контакте
Форма проведения занятия – ВКС (2 часа)
Группа В контакте СДО «Юные северяне». Формы и методы размещения материалов в группе. Подготовка и предоставление материалов о жизни детских объединений для публикации в группе.
Внеаудиторные занятия (24 часа)
Лидеры: подбор материалов для публикаций, написание статей, фоторепортажи, редактирование материалов и т.д.
Педагог: прием материалов, корректировка материалов, верстка, размещение материалов в группе, оценка материалов, предоставление лучших материалов в районную газету «Вперед».
4. Конкурсы (8 часов)
Форма проведения занятия – ВКС (2 часа)
Ознакомление с положениями о конкурсах на различных уровнях. Текущие вопросы по подготовке материалов на конкурсы.
Внеаудиторные занятия (6 часов)
Лидеры: подготовка материалов и участие в конкурсах на различных уровнях.
Педагог: прием и подготовка материалов для отправления на различные конкурсы в соответствии с требованиями. Отправка материалов.
5. Итоговое занятие (2 часа)
Форма проведения занятия – ВКС
Подведение итогов работы объединения за учебный год.
4. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Актовый зал для проведения слетов
№ п/п | Комплектация помещения | Кол-во штук |
1 | Огнетушитель | 1 |
2 | Компьютерный стол | 1 |
3 | Компьютер | 1 |
4 | Мультимедиа проектор | 1 |
5 | Экран | 1 |
6 | Колонка | 2 |
7 | Микшер | 1 |
8 | Микрофон | 2 |
9 | Стенды для плакатов | 2 |
10 | Стул | 60 |
11 | Трибуна | 1 |
Инструменты и материалы: могут быть разные в зависимости от темы и формы проведения слёта.
Методическое обеспечение
- Разработка программы мониторинговых исследований, подбор диагностических методик.
- Участие в работе методических объединений педагогов дополнительного образования.
- Участие в психолого-педагогических семинарах МБОУ ДТТ.
- Посещение занятий творчески работающих педагогов.
- Накопление методического фонда кабинета.
- Установление творческих связей с педагогами дополнительного образования других УДО.
- Укрепление творческих связей с редакцией районной газеты «Вперёд».
- Контрольно-оценочные средства
Спецификация
итоговой диагностики по социализированности
обучающихся объединения «Школа Лидер» (I год обучения)
Назначение диагностического инструментария:
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение его требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Социализированность обучающихся включает 4 параметра:
- Социальная адаптированность - активное приспособление индивида к условиям среды, то есть как учащихся чувствует себя в школе.
- Автономность, или самостоятельность, то есть насколько учащиеся самостоятельны.
- Социальная активность - готовность к деятельности, которая проявляется в сферах отношений, в том числе активность детей в жизни образовательного учреждения.
- Гуманность, нравственность, то есть насколько дети гуманны, готовы ли помочь окружающим, близким.
Подходы к отбору содержания
Так как дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школа Лидер» социально-педагогической направленности и основная цель программы: создание условий для формирования у подростков навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции, диагностика проводится по методике для изучения социализированности личности обучающегося, разработанной профессором М.И. Рожковым. По данной анкете выделяют 3 уровня социализированности: высокий, средний, низкий. Анализ отдельных компонентов социализированности личности позволяет выделить закономерные процессы, отражающие эффективность социализированности личности обучающегося.
Структура диагностического пакета
Методика изучения социализированности личности обладает простотой проведения и обработки результатов (включает 20 вопросов и 4 параметра) и наличием унифицированной шкалы оценки полученных результатов.
Оценка проводится по трем уровням ( высокий, средний, низкий) и четырем шкалам (социальная адаптированность, автономность, социальная активность и нравственность).
Время проведения диагностики
На выполнение диагностики отводится до 20 минут.
Необходимые материалы и оборудование
Лист с 20 суждениями, бланк ответов, в котором против номера суждения ставится оценка, ручка, кабинет.
Условия проведения
По «Методике изучения социализированности личности учащихся» проводится тестирование обучающихся 2 раза в год: в начале учебного года и в конце. Повторное тестирование проводится с целью выявления эффективности образовательной программы.
КИМ
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
( разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.
Ход проведения. Обучающимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения.
Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения. Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения.
Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств. Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень.
Если коэффициент меньше двух баллов – низкий уровень.
Затем производится подсчет количества учащихся в объединении, имеющих высокий, средний и низкий уровень развития социальных качеств.
Полученные результаты заносятся в карту социализированности.
Карта СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ
обучающихся объединения «Школа Лидер»
«____» __________20__ г.
Ф.И. | Социальная адаптированность | Автономность | Социальная активность | Нравствен-ность | Средний балл |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
Высокий уровень | |||||
Средний уровень | |||||
Низкий уровень |
КИМ
МЕТОДИКА «Я – ЛИДЕР»
(Авторы методики: Е.С.Фёдоров; О.В.Ерёмин, Т.А.Миронова)
Цель проведения: изучение коммуникативных умений обучающихся.
Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновением жизни в коллективе, управлять за собой, решать проблемы, влиять на окружающих, работать с группой и др.
Инструкция по проведению опроса
«Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения организовать различные дела и особенностях вашей личности. Я буду читать номер утверждения и самоутверждения, а вы должны записать в бланке ответов балл по шкале возможных ответов:
4б. – полностью согласен
3б. – скорее согласен, чем не согласен
2б. – трудно сказать
1б. – скорее не согласен, чем согласен
0б. – полностью не согласен».
Текст методики «Я – лидер»
- Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
- Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
- Я знаю, как преодолевать трудности.
- Люблю искать и пробовать новое.
- Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
- Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
- Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
- Все знакомые относятся ко мне хорошо.
- Я не умею распределять свои силы в учёбе и труде.
- Я могу легко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
- Я хорошо планирую своё время и работу.
- Я легко увлекаюсь новым делом.
- Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
- Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
- Ни один человек не является для меня загадкой.
- Считаю важным, чтобы те, кого организую, были дружными.
- Если у меня плохое настроение, я могу не показать это окружающим.
- Для меня важно достижение цели.
- Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
- Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
- Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
- У меня всегда всё получается.
- Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
- Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
- Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
- Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
- Не существует проблемы, которую я не могу решить.
- Принимая решения, перебирая различные варианты.
- Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
- Я умею правильно подобрать людей.
- В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
- Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
- Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
- Я никогда не поступлю так, как другие.
- Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
- Я никогда не поступал так, как другие.
- Нет человека, который бы устоял перед моим обаянием.
- При организации дел я учитываю мнение товарищей.
- Я нахожу выход в сложных ситуациях.
- Считаю, что мои товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
- Никто и никогда не испортит мне настроение.
- Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
- Решая проблемы, использую опыт других.
- Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
- Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
- Я умею контролировать работу моих товарищей.
- Умею находить общий язык с людьми.
- Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Бланк ответов
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
А – умение исправлять - № 1,9,17,25,33,41
Б – осознание цели (знаю, чего хочу) – № 2,10,18,26,34,42
В – умение решать проблемы - № 3,11,19,27,35,43
Г – наличие творческого подхода - № 4,12,20,29,36,44
Д – влияние на окружающих - № 5,13,21,29,37,45
Е – знание правил организаторской работы - № 6,14,22,30,38,46
Ж – организаторские способности - № 7,15,23,31,39,47
Сводная таблица результатов «Я – лидер».
№ п/п | Ф.И. ученика | Умение управлять собой | Осознание цели | Умение решать проблемы | Наличие творческого подхода | Влияние на окружающих | Знание правил организации работы | Организаторские способности | Искренность | Общий балл, уровень |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
Средний балл по группе | ||||||||||
уровень |
«Д» - достаточный, «С» - средний, «Н» - низкий.
Если сумма по качеству меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно. Если на каждый из вопросов «искренности» поставлено больше одного балла, то ответы подвергаются сомнению и требуют дополнительной работы с обучающимся.
Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии с ниже приведенной таблицей.
Уровень | Количество баллов |
Достаточный | 16-20 |
Средний | 11-15 |
Низкий | менее 10 |
Данные по группе представляются в виде таблицы. Итоговый уровень по каждому обучающемуся определяется как среднее арифметическое уровней лидерских качеств; итоговые уровни по классу в целом выражаются в процентах от количества учащихся в классном коллективе.
Примечание
1. В связи с тем, что 4 детских объединения, входящих в состав СДО «Юные северяне» находятся за Иртышом, график проведения аудиторных занятий – слётов составляется примерный и дата проведения может переноситься в связи с отсутствием переправы и невозможностью участия лидеров в работе «Школы Лидер». Также со стороны педагога возможны взаимозамены разделов и тем программы, а так же изменение количества часов на каждый раздел программы в зависимости от возникновения непредвиденных ситуаций.
2. При появлении новых технологий и наличии соответствующего материала, возможно, их включение в работу в не плана.
5. Литература
5.1 Литература, использованная в процессе разработки программы
1.Конституция РФ.
2.Конвенция ООН «О правах ребенка».
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России – М.: Просвещение, 2010.
4.Закон «Об образовании в Российской Федерации».
5.Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, направленных письмом Минобразованием России от 11.12.2006, № 06-1844.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования/ Министерство образования и науки РФ.- М,: Просвещение, 2010.
7. Программа «Школа Лидер», Порфирьева О. В., Чебоксарский район Чувашской республики, 2011 г.
5.2 Для педагога:
1. Баталова И.В.Программа тренинга конфликтной компетентности подростка// Классный руководитель-2006-№3.-С.80-92.
2. Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы программы СПО-ФДО «Игра – дело серьезное»/ Составитель Фришман И.И. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996 г.
3. Дереклеева Н.И.Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - М.:ВАКО,2008.-112 с.
4. И мастерство, и вдохновенье./ Сост. Р. Ж. Харисова – Набережные Челны, Городской центр детского творчества, 2004 г. -112 с. (Опыт педагогического творчества).
5. Комплекс учебно-демонстрационных игр образовательного проекта «Достижении» для педагогов и детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004 г.
6. Мастер общения / С. Касаткин - Санкт-Петербург , 2001 г.
7. Молодежные общественные объединения ЧР. Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 1. – Чебоксары, 2002 г.
8. Мы – будущее России! – Омск, 1999 г.
9. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №2/2001, №2/2002, №1/2003,№3-№4/ 2006 г.
10. Пескова М.Е.«Школа жизни». Программа занятий с классом.// Классный руководитель-2007-№3.-С.93-113.
11. Программа «Лидер»/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета
СПО-ФДО, 1992 г.
12. Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф.Анн.- СПб, 2003 г.
13. Психология общения: Тесты, упражнения, игры./ Сост. О.Г. Кирилловой. - Йошкар-Ола: Изд-во МИО, 1996 г.
14. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора/ Методическое пособие для организаторов детского движения. - Москва, НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996 г.
15. Торосян С.С. Цикл классных часов «Новый домострой». Праздники, торжества, вечеринки: как их организовать//Классный руководитель-2005-№3.-С.85-96
16.Филиппова Г.Г.Как обучать искусству общения//Классный руководитель-2003-№1.-С.100-116.
17.Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников//Классный руководитель-2007-№3.-С.39-71.
18. «Я и мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992 г.
5.3 Рекомендованная для родителей и обучающихся:
1. И мастерство, и вдохновенье./ Сост. Р. Ж. Харисова – Набережные Челны, Городской центр детского творчества, 2004 г. -112 с. (Опыт педагогического творчества).
2. Комплекс учебно-демонстрационных игр образовательного проекта «Достижении» для педагогов и детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004 г.
3. Мы – будущее России! – Омск, 1999 г.
4. «Я и мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992 г.
Глоссарий
Гол - мимо – упражнение для разрядки, привлечения и активизации внимания.
Де́тское обще́ственное объедине́ние — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.
Заседание, -я, ср. Собрание членов какой-н. организации для обсуждения чего-н. З. профкома. З. редколлегии.
Имитация – ролевая игра с использованием устоявшихся процедур (судебный процесс, общественные слушания и т.д.)
Коллективные творческие дела – это социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта).При этом не важно, если этот или похожий продукт был уже когда- либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.
Лидер(от англ. leader— ведущий, первый, идущий впереди)— лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Работа в малых группах – дает возможность всем участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать разногласия). Примеры: мозаика, дебаты, общественные слушания, имитации.
Разминки - короткие специальные упражнения, которые имеют целью привлечь или сконцентрировать внимание детей, дать им разрядку. Разминка может проводиться вначале, в середине и в конце занятия (разминка – знакомство и т.д.)
Ролевая игра – участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию («Место под солнцем»).
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Социально - психологический тренинг-совокупность методов развития коммуникативных качеств и рефлексивных способностей, умения анализировать поведение членов группы и свое, анализировать социальные ситуации и себя в них, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. С помощью социально-психологического тренинга корректируется личностное взаимодействие и общение.
Социальные проекты – самое эффективное средство обучения. Это деятельность детей под руководством педагога, которая приносит реальный социально-значимый эффект.
Творческие задания – задания, требующие от воспитанников не простого воспроизводства информации, а творчества. Примеры: подготовка эссе, реферата, письмо губернатору, письмо президенту, исполнение роли в имитационных методиках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения
Для кружка по изготовлению работ из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».
Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Лидер»
Цели и задачи деятельности объединения «Лидер» формируются, исходя из функционирования его и в целом МКУОШИ в конкретной социальной среде. К макро факторам, определ...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...