Проект урока математики в 4 классе
план-конспект урока по математике (4 класс)
проект урока математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы «Современные подходы к обучению и воспитанию
младших школьников в условиях ФГОС»
Зачётная работа
Проект урока по математике
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 г. Лысково
Павлунина Татьяна Николаевна
Квалификационная категория: первая
Стаж работы учителем начальных классов: 26 лет
Н.Новгород
2017
Проект урока математики в 4 классе (программа «Гармония»).
Тема: Постановка учебной задачи. Запись деления с остатком. Терминология.
Цель: понятие новой учебной задачи: овладение умением делить с остатком.
Задачи:
- формировать представление о делении с остатком, вывести алгоритм деления с остатком и тренировать умения применять его для нахождения значений выражений;
-развивать умения выполнять внетабличное умножение и деление;
-совершенствовать вычислительные навыки;
-способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов;
-содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные УУД : готовность к обучению, положительное отношение к учению; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: умение выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии;
выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые предметные результаты: выполнять письменное деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий;
уметь устно умножать и делить числа в пределах 100, используя разрядный состав чисел, взаимосвязь компонентов и результатов действий.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник (Истомина Н.Б. Математика: 4 класс: Учебник. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014), карточки для работы в группах и в парах, рабочая тетрадь (Математика: рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений/ Истомина Н.Б., Редько З.Б.- – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
I. | Этап самоопределения к деятельности. Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Методы: методы стимулирования и мотивации. | Чтение стихотворения :Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок. Вы на место тихо сели, На меня все посмотрели. Всем удачи пожелаем И работать начинаем. -С чего начнём работу на уроке? | -С устного счёта. | Личностные УУД: готовность к обучению, положительное отношение к учению. |
II. III. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цели для учителя: способствовать осознанию потребности построения нового способа действий; -организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Предметные результаты: закрепить умение устно делить числа в пределах 100, используя разрядный состав чисел, взаимосвязь компонентов и результатов действий. Методы: частично-поисковый. Форма работы: фронтальная. Постановка учебной задачи. Цель для учителя: зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Методы: методы стимулирования интереса к учению, проблемно- поисковый Форма работы: групповая. | Устный счёт: -Что общего в выражениях? -На какие группы можно разделить выражения? 28 : 4 56 : 8 3600 : 9 63 : 9 42 : 6 240 : 3 48 : 4 14 : 4 420 : 6 -Назовите эти выражения. - Вычислите значения выражений. - Какие выражения вызвали затруднения? Почему? - Какую цель поставим на уроке? Беседа: -Почему не смогли выполнить деление в выражении: 14:4? - Давайте вместе подумаем, как можно решить выражение 14:4? -Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания на карточках: 1 группа: 14:4. Нарисуйте 14 кругов и попробуйте выполнить деление. 2 группа: 14:4. Представьте число 14 в виде суммы удобных слагаемых и попробуйте выполнить деление. 3 группа: 14:4. Найдите число, которое меньше 14 и делится без остатка на 4. Выполните деление. Сколько единиц осталось? - В каждой группе в ответе получился остаток. Над какой темой работаем на этом уроке? (Тема урока: Деление с остатком). -Верно ли выполнили задания группы? – Одинаковые ли ответы получились? -Чему мы будем учиться? | -Все выражения на деление. -На табличное и внетабличное деление. 14 : 4 -Познакомиться с новым случаем деления. Число не можем разделить полностью. Предполагаемые ответы учащихся: -Взять 14 предметов или нарисовать и поделить на 4. - Действовать, как при внетабличном делении двузначного числа на однозначное: представить делимое в виде суммы удобных слагаемых и выполнить деление. Ответы капитанов групп. -Делить с остатком | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. |
IV. | Открытие нового знания. Цель для учителя: организовать усвоение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. Предметные результаты: выполнять письменное деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий. Методы: проблемное изложение Форма работы: фронтальная | Составление алгоритма действий: -Можем ли мы представить число 14 в виде суммы слагаемых, каждое из которых делится на 4? -Значит, надо подобрать такое число, которое делится на 4 и меньше 14. Какое это число? Разделите это число. -На сколько число 14 больше, чем 12? -Как это записать? 2 – это остаток. Что нужно сделать, чтобы найти остаток? Запись: 14:4=3(ост.2) 3-это неполное частное, 2-остаток. По ходу рассуждения составляется: Алгоритм выполнения деления с остатком: 1.Подобрать число, которое меньше делимого и делится без остатка. 2.Разделить это число. 3.Вычесть подобранное число из делимого и получить остаток. Работа с учебником. -Откройте учебник на стр.38 и сравните свои ответы с рассуждениями Миши и Маши. -Попробуйте объяснить, почему при решении в группах получились разные ответы. -Чему ещё необходимо потренироваться на уроке? | -Нет, не можем 12 12 :4 = 3 -На 2 14 – 12 = 2 Вычесть подобранное число из делимого. Ответы учащихся. Решать примеры на деление с остатком. | Познавательные УУД: уметь выполнять анализ, синтез, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи. |
V. | Первичное закрепление. Цель для учителя: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Предметные результаты: выполнять письменное деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий. Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. Форма работы: фронтальная | Физминутка. Комментированное выполнение учащимися деления с остатком с опорой на алгоритм: Работа с учебником № 103 -Объясните, что обозначает в записях под рисунком каждое число. Работа с учебником № 104 -Выполните такие же записи к другим рисункам. Работа с учебником № 105 -Выполни рисунки к равенствам. -Сделайте вывод: | -Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. | Познавательные УУД: уметь выполнять анализ, синтез, обобщение; выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
VI. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели для учителя: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону. Предметные результаты: выполнять письменное деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий Методы: -практический -метод контроля и самоконтроля -создание ситуации успеха Форма работы: парная. | -Сейчас предлагаю поработать в парах. Вспомните главное правило работы в паре? -Выполните деление с остатком (ТПО с 29 № 59) Зарядка для глаз. | Прислушиваться к мнению товарища, работать дружно. | Познавательные УУД: уметь выполнять анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. |
VII. | Включение в систему знаний и повторение. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действия, повторение и закрепление ранее изученного. Предметные результаты: выполнять письменное деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий Методы: метод самостоятельной работы; метод контроля и самоконтроля Форма работы: индивидуальная. | Дифференцированная самостоятельная работа учащихся. Выполнение задания № 57 и 58 , с.28-29 из рабочей тетради (Математика: рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений/ Истомина Н.Б., Редько З.Б.- – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015). Проверка по образцу. -Оцените свою работу по критерию «правильность». | Познавательные УУД: выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии; выстраивать логическую цепь рассуждений. Регулятивные УУД: осуществлять контроль, коррекцию, оценку. | |
VIII. | Рефлексия учебной деятельности Цели: зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Методы: метод контроля и самоконтроля Формы работы: фронтальная; индивидуальная. | -Подведём итоги нашей работы. -Над какой темой работали на уроке? -Какую цель ставили? Достигли ли поставленной цели? -Какую цель поставим на следующий урок математики? -Выберите высказывание, которое считаете подходящим для сегодняшнего урока. -Оцените свою активность на уроке (в тетрадях по шкале) -Спасибо за урок. -Домашнее задание: рабочая тетрадь № 60, учебник № 106 | -Учились выполнять деление с остатком. -Освоить новыц случай деления. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Самоанализ урока.
Содержание учебных заданий данного урока соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития учащихся.
Содержание урока построено с учётом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой (культура речи), обучения с жизнью.
На уроке используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в нестандартной ситуации. Новые знания не даются в готовом виде, а дети «открывают» новое сами, опираясь на связь с жизненными ситуациями. При закреплении изученного материала дети выполняют знаково-символические действия (моделирование правил). Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер. При введении в новую тему создаётся проблемная ситуация, из которой дети находят выход методом проб и ошибок.
Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Продумано соотношение частей урока.
Предусмотрено сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и группах.
На уроке используются проблемные методы обучения (частично-поисковый при открытии новых знаний), приёмы активизации познавательной деятельности, диалоговые технологии.
Используемая наглядность функциональна, т. е. используется для решения определённой учебно-практической задачи (знаково-символические средства для уточнения характера нового знания, Средства обучения используются с учётом возраста учащихся.
На уроке обеспечена положительная учебная мотивация, ведётся целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации.
Урок построен так, что учащиеся сами участвуют в целеполагании, ориентируются на планируемые результаты. Чётко прозвучала тема урока.
На уроке ведётся формирование познавательных УУД: умение выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии. Развитие познавательных УУД идёт и при постановке проблемы, выдвижении гипотез в затруднительной жизненной ситуации (этап «выявление места и причины затруднения»).
На уроке формируются и регулятивные УУД при формулировке цели урока, действии контроля, прогнозировании результата работы .
Развитие коммуникативных УУД происходит в процессе сотрудничества со сверстниками в поиске и сборе информации
№ п/п | Порядковый № в схеме, данной в ч.3 | Параметр оценки | Балл (3,2,1) | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | |||
1 | 1 | Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | 3 | |
2 | 2 | Реализация компетентностного подхода | 2 | |
3 | 3 | Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность | 3 | |
4 | 4 | Развивающая направленность заданий | 3 | |
5 | 6 | Логика построения урока | 3 | |
6 | 7 | Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора | 2 | |
7 | 8 | Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора | 3 | |
8 | 9 | Характер используемой наглядности | 2 | |
9 | 10 | Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | 2 | |
10 | 12 | Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей | 2 | |
11 | 13 | Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | 2 | |
12 | 14 | Постановка учебных задач. Организация целеполагания. | 3 | |
13 | 15 | Формирование познавательных УУД. | 3 | |
14 | 16 | Формирование регулятивных УУД. | 3 | |
15 | 17 | Формирование коммуникативных УУД. | 3 | |
Всего баллов | 39 |
№ п/п | Структурные части проекта и параметры их оценки | Балл (3,2,1) | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | ||
1 | Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы | 3 | |
2 | Качество диагностического блока проекта | 0 | |
3 | Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока | 3 | |
4 | Соблюдение требований к плану урока | 3 | |
5 | Качество теоретического обоснования | 3 | |
6 | Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект). | 2 |
Аннотация на статью Л.Ф.Климановой «Литературное чтение и стандарты»,
∕∕ Начальная школа – 2014 г.№9 с.25-29.
Я считаю, что цель данной статьи – знакомство с учебником «Литературное чтение» 1 класс, который открывает серию обновленных учебников для начальной школы, ориентированных на реализацию ФГОС.
Чтение – явление, которое определяет национальное самосознание, уровень образованности человека, его карьерные успехи, профессионализм. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает первоклассник, нельзя успешно осуществлять учебную деятельность.
В статье Л.Ф.Климановой «Литературное чтение и стандарты» подробно рассказывается об учебно-методическом комплекте по литературному чтению для 1-го класса УМК «Школа России». Все литературные произведения структурированы в темы, которые имеют жанрово-тематическую направленность. Автор рассказывает о формировании коммуникативно-речевой деятельности, читательской компетенции.
Центральным звеном урока является чтение и разбор изучаемого произведения. Л.Ф.Климанова обращает внимание, как правильно организовать эту работу. В статье говорится и о формировании различных речевых умений. Таким образом, автор доказывает, что коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия целенаправленно формируются с помощью учебника на уроках литературного чтения.
В конце статьи автор определяет последовательность действия учителя и учащихся с целью дальнейшего совершенствования навыка чтения. Эта статья будет полезна педагогам, работающим по программе «Школа России», как методический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический проект урока математики 4 класс
Тема: «Сложение и вычитание чисел больше 10 000. Решение задач».Тип урока: урок закрепления и систематизации знанийВид урока: урок-путешествие...

урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

Проект урока математики 2 класс
Тип урока. Закрепление полученных знаний и способов учебных действийТема урока. «Продолжаем вычитать».Цель урока. Закрепление умений выполнять вычисления чисел с переходом через десяток...

Проект урока математика 1 класс "Счет предметов"
Конспект урока математики для 1 класса по разделу "Простейшие представления"...
Проект урока математики 4 класс с использованием ЦЛО
Консект урока математики с использованием цифрового лабораторного оборудования на этапе целеполагания...

Проект урока математики 1 класс УМК Гармония
Проект урока по теме: «Число и цифра 5.Разбиение фигур на две группы» МатематикаВыполнил учитель начальных классовМБОУ СОШ №149Московского района г. Н.НовгородаВиноградов...