Интегрированный урок математики с элементами экологии.1 класс
методическая разработка по математике (1 класс)
Интегрированный урок по математике проводила в 1 классе. Тема " Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ( __ +, __ +9)."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1_klass.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа № 3 им.
Т.Б.Кечил-оола г. Кызыла РТ»
Интегрированный урок математики с элементами экологии в 1 классе
Тема: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида (□ + 8, +9)"
Автор: учитель начальных классов Симчитмаа
Айсу Шулууевна
Стаж в данной должности: 21 лет
Тема: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида (□ + 8, +9)"
Цель урока: рассмотреть случаи сложения 8+8, 9+8, 9+9.
Задачи урока :
1. Образовательные:
- организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток (прием разложения второго слагаемого на удобные слагаемые и дополнение 1-го слагаемого до 10);
- формировать навык практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток;
- повторить состав чисел 8, 9, 10
2. Развивающие:
- развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь, геометрические представления;
- развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувства бережного отношения к природе родного края, животным и окружающей нас среде;
- воспитывать целеустремлённость.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
- использование имеющихся знаний;
- исследование учебной задачи;
- установление логических, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
- применение знаково-символической схемы.
Регулятивные:
- оценивать уровень успешности
- производить контроль своих действий;
- определять цель учебной задачи;
- планировать свою деятельность, определяемую результатом;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение правильно выражать свои мысли;
- умение контролировать и корректировать действия других;
- оформление своей мысли в устной речи;
- обоснование своего ответа;
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
Личностные:
- самооценка своих возможностей;
- формирование положительного отношения к учению.
Методы и приемы работы: словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми, репродуктивный метод, частично-поисковый метод.
Формы организации учебной деятельности: совместная учебная деятельность, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Образовательные ресурсы: учебник «Математика» 1 класс (2 часть) М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова , презентация к уроку, рисунок весеннего дерева, картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели», картинки перелетных птиц, математические таблицы, карточки.
Ход урока
1 Организационно-мотивационный момент. (2 минуты)
Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Тает снег, бегут ручьи,
К нам торопятся грачи.
- Скажите, о каком времени года идет речь? (о весне)
- О каких весенних признаках говорится в стихотворении?
- Верно. Известный художник А.К. Саврасов написал знаменитую картину «Грачи прилетели» (демонстрация картины). На ней можно увидеть все эти признаки.
- Как вы думаете, почему они остаются на зиму? Чем они питаются? (ответы детей)
- Да, грачей уже не пугают зимние холода, птицы приспособились жить вблизи человека и питаться с грязных мусорных баков. Грачи не боятся зимних холодов. Все это говорит о потеплении климата и о санитарном состоянии города.
- Но, ведь кроме грачей есть и другие птицы, которые с наступлением весны спешат в наши родные края.
- После зимы наступит весна. В наши края вернуться перелетные птицы. Именно они поселятся на нашем дереве (открывается изображенное на ватмане дерево с распускающимися листочками), если мы справимся с заданиями.
2. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности. (5 минут)
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания” и выявления затруднений индивидуальной деятельности каждого.
2.1. Устный счет
- Какое число при счёте следует за числом 11; (12)
- Если из числа вычесть то же число, сколько получится; (0)
- На сколько 10 больше 6; (4)
- Какое число увеличили на 1, если получили 20; (19)
- Какое число стоит между числами 5 и 7; (6)
- Самое маленькое однозначное число. (1)
2.2. Игра “Найди пару” (карточки ) Состав чисел 8,9,10
Каждой паре выдаётся карточка с числами. Учащиеся записывают числа так, чтобы в сумме получилось число 8,9,10.
10= __+__ 10= __+__ 10= __+__
10= __+__ 10= __+__ 10= __+__
9=__+___ 9=__+__ 9=__+__
8= __+__ 8=__+__ 8=__+__
(Ученики выполняют задание, демонстрируя знание состава чисел 8,9, 10.)
- Какие знания нам пригодились, чтобы выполнить это задание? (Состав чисел 8,9, 10)
- Вы справились с этим заданием, к нам в гости прилетает первая перелетная птица жаворонок. ( учитель прикрепляет картинку журавля на дерево)
3. Постановка учебной задачи (проблемы). (5 минут)
Цель: Обсуждение затруднений (“Чего мы ещё не знаем?”) проговаривание темы и цели урока.
Заполнить пустые клеточки.
11 | |
9 |
|
8 |
|
| 4 |
6 |
|
12 | |
9 |
|
| 4 |
7 |
|
(Работа в группах. Ученики заполняют таблицу. Демонстрируют знания состава числа 11 и 12.)
Составить с числами примеры на нахождение суммы.
5+6 = 7+8 =
6+6 = 9+5 = 6+7= 7+4= 7+7 = 9+8=
Сначала детям предложить сравнить примеры в каждом столбике, если затрудняются, задать вопросы:
- Какие примеры мы с вами уже выучили?
- Какие примеры мы не научились решать?
(Дети выделяют выражение 9+8, так как другие примеры решали на прошлом уроке.)
- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
- Какие полученные знания нам пригодятся?
(Ученики определяют тему урока, предполагают, что на уроке будут продолжать учиться прибавлять число по частям. Знания состава чисел 8,9 и 10.)
- 1 апреля - День птиц.
- Как вы думаете, для чего придумали этот день?
(выслушать высказывания детей)
- Верно, людям необходимо напоминать о бережном отношении к птицам, о правилах поведения вблизи их гнезд. Птицы защищают наши леса и сады от вредителей, поднимают нам настроение веселым щебетанием. Вспомним, что нужно сделать и какие правила поведения нам необходимо соблюдать, чтобы птицам нравилось жить около нас и на следующий год они бы вновь вернулись: «Сделать скворечник, кормушку повесить, правильно закрепить на дереве, не шуметь вблизи гнезд, не разорять гнезда».
- Ребята, вы изготовили кормушки для птиц?
В знак благодарности за ваши знания и добрые дела к нам прилетела трясогузка
( прикрепляется иллюстрация к «дереву»).
- За ее ранний прилет эту пташку в народе называют ледоломкой.
4. “Открытие” детьми нового знания. (10 минут)
Цель: Формирование умения выбирать способ действия по прибавлению числа 8 и 9 к 6, 7, 8, 9.
1. Практическая работа. Учитель на наборном полотне демонстрирует приём.
На доске 8 синих кружков и 8 красных.
- Сколько синих кружков?
- Сколько нам надо прибавить красных?
- Как мы будем прибавлять 8 к 8?
- Сколько нам надо прибавить сначала? Почему?
- Значит, на какие части разложим число? Почему?
- Сколько прибавили сначала? Сколько прибавим потом? Сколько получим?
- Открывайте тетради (записываем число, классная работа) минутка красивого письма.
Запишем в тетради этот пример.
8+8=16
8+2+6=16
- Вспомним последовательность решения таких примеров:
1) Дополняем до 10.
2) Прибавляем оставшуюся часть.
- Рассуждая так же, объясним, как будем к
9 + 8=17 9+9=18
9+1+7=17 9+1+8=18
5. Физкультминутка. (3 минуты)
Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
6. Первичное закрепление. (5 минут)
Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
6.1. Работа по учебнику с.71 № 1 Читаем выражения грамотно и находим их значения
- Молодцы, задание выполнено верно, и у нас в гостях красивейшая перелетная птица – журавль. ( прикрепляется картинка к «дереву»).
6.2. Работа над пройденным материалом.
- Решение задачи № 2 стр. 71
- Пока ребята дописывают ответ, те, кто решил и проверил свою задачу, ответьте на вопрос:
- Какие птицы остаются рядом с нами переносить суровые условия зимы и почему?»
- Воробьи, голуби, синицы, грачи, галки, сороки, совы, филин. Приспосабливаются, собираясь в стайки. Многие перелетают поближе к человеку.
- Молодцы, все решили задачу, поэтому к нам в гости пришла еще одна пташка - ласточка ( прикрепляется картинка к «дереву»).
- Сколько прекрасных птичек к нам прилетело!
6.3. Работа с геометрическим материалом. Учитель просит учащихся рассмотреть фигуры, изображенные на полях учебника стр. 71 № 6
– На какие 2 группы можно разделить данные фигуры?
(I группа – многоугольники;
II группа – фигуры, не имеющие углов.)
– Можно ли каждую из названных вами групп разделить еще на две группы? (Можно.)
– Каким образом?
(Многоугольники:
I группа – четырехугольники;
II группа – треугольники.
Фигуры, не имеющие углов:
I группа – круги;
II группа – овалы.)
– Подумайте и скажите: возможно ли изображенные фигуры разделить на 2 группы по-другому? (Да.)
– Назовите эти группы.
(I группа – фигуры голубого цвета;
II группа – фигуры розового цвета.)
– Разделите фигуры внутри каждой группы еще на 2 группы.
(Фигуры голубого цвета:
I группа – многоугольники;
II группа – фигуры, не имеющие углов.
Фигуры розового цвета:
I группа – прямоугольник;
II группа – круги.)
- Из геометрических фигур составьте птичку
- Еще одна птичка опустилась на наше «дерево» – соловей, который прилетает к нам поздно, в мае, когда появляется много насекомых.
- На какую геометрическую фигуру похож клювик у птички?
(на треугольник).
- Молодцы!
7. Итог урока. Рефлексия деятельности. (4 минуты)
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Что вы усвоили и чему научились на уроке?
- Большое спасибо, всем, кто думал, был активен. Я думаю, прилетевшим птичкам у нас очень понравилось. Одни из них стали вить гнезда, другие ищут место, но все они весело щебечут и надеются на ваше доброе отношение.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.
Давайте оценим свою работу на уроке:
- если на уроке было интересно и легко – возьмите зелёный круг;
- если вы считаете, что вам не совсем было всё понятно, нужно ещё – жёлтый круг ;
- ну, а кому было не интересно и очень трудно на уроке – красный круг;
- Благодарю за урок!!
Аннотация
Данный урок математики проводится в 1 классе, при изучении темы "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида (□ + 8, +9)".
Урок позволяет установить связи между такими предметами, как математика и экология.
В наше время очень актуальны вопросы связанные с экологическим воспитанием учащихся.
Целью экологического воспитания является объединение математического содержания с проблематикой экологии и защиты окружающей среды. Ученик, изучая математику, одновременно познает окружающую нас природу и учится ее охранять. Такой подход способствует тому, что изучение математики становится более занимательным, а значит, и более результативным.
Особое место в начальной школе должны занимать задания экологического характера, так как именно в младших классах целенаправленно закладываются начала экологической культуры.
Систематическое использование заданий и задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор младших школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе.
Моя задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности в ответе за землю. И каждый может сохранять и приумножать её красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики с элементами экологии. 3 класс
На уроке закрепляются вычислительные навыки и умение решать задачи. Задачи все авторские, составлены учениками под руководством родителей и учителя. Задачи имеют экологическую тематику, связанную с пр...
Презентация к уроку математики с элементами экологии.
Презентация составлена как сопровождение ко всем этапам представленного урока....
Урок математики с элементами экологии "Числа больше 1000. Отработка вычислительных навыков"
Урок закрепления и обобщения знаний по нумерации многозначных чисел. Цели урока:1) Закрепить знания устной и письменной нумерации;2)...
Интегрированный урок математики во 2-ом классе ( математика, литература)
Урок математики. 2-ой класс. Учитель: Игошина Л.М. ГОУ СОШ № 1108Тема урока: "Сложение и в...
Интегрированный урок математики с элементами истории
Изучение приема письменного деления многозначного круглого числа на однозначное число. Петерсон Л.Г. Математика 3 класс....
Интегрированный урок математики с элементами краеведения по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100. Даты и числа из истории Куйбышевского района».
Интегрированный урок математики с элементами краеведения по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100. Даты и числа из истории Куйбышевского района»....
Урок математики с элементами экологии по теме "Деление с остатком"
Урок математики с элементами экологических знаний...