Урок математики с элементами экологии по теме "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Урок математики с элементами экологических знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_3_klasse_s_elementami_ekologii_meleshko_l.s.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
(с элементами экологии)
Учитель: Мелешко Лариса Сергеевна
Тема: «Деление с остатком»
Цель: научить детей выполнять деление с остатком с опорой на наглядность.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся со случаями деления с остатком (с опорой на наглядность), продолжить работу по формированию вычислительного навыка, расширить знания учащихся о зимующих птицах.
- Воспитывать любознательность, интерес к предмету, умение сотрудничать друг с другом, любовь к природе.
- Развивать математическую речь, логическое мышление, наблюдательность, навыки самоконтроля, память.
Формируемые в рамках урока УУД
- Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
- Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
- Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
- Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;
Оборудование: учебник, тетради, конверты (детали кормушек, силуэты птиц), карточки с индивидуальными заданиями, презентация.
ХОД УРОКА:
Ι. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний
- Урок начнём с небольшой разминки. Я буду читать вам задания, а вы записывайте решение в своей тетради.
Задания учителя | Запись в тетради |
| 18:2=9 28:7=4 48:8=6 32:4=8 35:7=5 |
- Проверьте, так ли у вас получилось (самопроверка с доски).
III. Целеполагание и мотивация.
- Чем похожи эти записи?
- Это примеры на деление двузначного числа на однозначное.
- Воспользуйтесь «ключом», подставьте к каждой цифре соответствующую букву, и вы узнаете, кто будет гостем нашего урока.
4 | 5 | 6 | 8 | 9 |
Т | Ы | И | Ц | П |
- Кто же будет гостем на нашем уроке? Какое слово у вас получилось?
- Птицы.
- Прочитайте примеры, называя каждый компонент при умножении и делении. Верно ответив на вопрос, вы узнаете, какую роль играет это число в жизни определённой птицы.
Пример | Название птицы | Познавательный материал |
45:9= | Королёк | Эта птица длиной со стрекозу, а её вес равен весу монеты в 5 рублей. |
32:8= | Тетерев | Ночует под снегом (и тепло, и от врагов прячется), проделывая там коридоры до 4 метров в длину. |
28:1= | Клёст | Единственная птица, которая выводит птенцов зимой, даже при 28 градусах мороза. |
72:6= | Дятел | Длина языка дятла достигает 12 см. Язык у него липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его кончик. |
80:4= | Сова | У неё отличный слух и зрение, мягкое оперение. Летает бесшумно. За ночь может выловить до 20 мышей. |
- Перед вами числа, связанные с жизнью этих птиц: 5, 4, 12, 28, 20.
- На какие две группы их можно разделить?
-Однозначные и двузначные.
- Круглые и некруглые.
- Чётные и нечётные.
- Каждое чётное число уменьшите в 4 раза.
- Каждое нечётное увеличьте в 3 раза.
- Всё, что мы с вами повторили на устном счёте, пригодится сегодня на уроке.
ΙV. Первичное усвоение новых знаний
-Птицы, о которых вы узнали несколько интересных фактов, живут в наших лесах круглый год.
-А каких птиц в зимнее время вы видите на улицах города? - Вороны, синицы, воробьи, снегири, голуби. - Что страшнее для них: голод или холод? - Для птиц зимой страшнее голод. - Как же помочь птицам? - Покормить, развесить кормушки. |
|
Решение задачи.
Для строительства одной кормушки потребуется 4 дощечки. Сколько кормушек можно сделать из 14 дощечек?
- Посмотрите на экран.
- Сколько раз по 4 содержится в числе 14?
- 3 раза.
- Сколько дощечек осталось?
- Осталось 2 дощечки.
- Записать это можно так: 14:4=3 (ост.2)
- У вас на столе конверты с воображаемыми дощечками. Постройте из 4 дощечек свои кормушки для птиц (по принципу сборки пазлов).
Индивидуальная практическая работа.
- Сколько дощечек у вас было? Сколько кормушек смогли построить? Сколько дощечек осталось? А могло остаться 4 дощечки? Почему?
- Прочитайте народные приметы о воробьях, записанные на ваших кормушках.
| - Воробей нахохлился – жди мороза. |
- Воробьи дружно расчирикались – к потеплению. |
- Эти птицы чаще других встречаются вам. Понаблюдайте за поведением воробьёв, и тогда вы сами научитесь предсказывать погоду.
Физминутка
- Что делают птицы, когда замёрзнут?
- Летают, жмутся друг к другу.
- А когда вы мёрзнете?
- Растираем ладоши, прыгаем, растираем уши.
Работа в парах
- Кормушку построили, теперь пришёл черёд птиц кормить. Возьмите другой конверт (один на двоих). Там силуэты птиц. Сейчас вы поработаете в парах. Рассадите птиц на две кормушки поровну.
- Сколько птиц было?
- Было 7 птиц.
- Сколько птиц на одной кормушке?
- 3 птицы на одной кормушке.
-Сколько кормушек занято?
- Две кормушки.
- Всем ли птицам хватило места?
- Одна птица осталась.
- Записать это можно так: 7:2=3 (ост.1)
- Чтобы всем птицам хватило корма, несите оставшуюся птицу мне на большую кормушку.
- Сравните две записи: 14:4=3 (ост.2)
7:2=3 (ост.1)
- Чем они похожи?
- В обоих случаях выполняется деление.
- В обоих случаях получается остаток.
- Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Деление с остатком.
V. Первичное закрепление
Работа с учебником
- Откройте с.24. Прочитайте, верно ли вы определили тему урока?
- Деление с остатком.
- Найдите №1. Рассмотрите рисунки.
OO|OO|OO|OO|OO|OO|OO|O
- Сколько красных кругов нарисовано?
- 15.
- Сколько раз по 2 содержится в 15?
- 7 раз.
- Сколько кругов остаётся?
- 1 кружок.
- Прочитайте запись по-разному.
- 15: 2=7 (ост.1)
- 15 разделить на 2, получится 7 и 1 в остатке.
- Делимое 15, делитель 2, частное 7, остаток 1.
Остальные записи рассматриваются аналогично.
- Переходим к выполнению №2. Читаем задание.
- Выполни деление, сделав рисунки.
- Для быстроты выполнения рисовать будем кружочки.
- Читайте первую запись.
- 7:3=
- Покажем, как будем выполнять деление при помощи рисунка.
OOO|OOO|O
- Какую запись сделаете в тетради?
- 7:3=2 (ост.1)
- Всегда ли большее число можно разделить на меньшее?
-Всегда, только иногда получается остаток.
- Прочитаем, верный ли вывод вы сделали?
- При делении большего числа на меньшее иногда получается остаток.
- Так на какие же группы можно поделить примеры на деление, которые мы записали на сегодняшнем уроке (сейчас и во время устного счёта)?
- Деление с остатком и без остатка.
ΙV. Контроль и самопроверка
- Сейчас я предлагаю вам командную работу. Каждая команда будет отличаться по цвету карточек с вашими именами и названию:
- Жёлтые карточки – команда «Синицы».
- Красные карточки – команда «Снегири».
- Коричневые карточки – команда «Воробьи».
- Сначала вы будете выполнять работу индивидуально. Задания у всех членов команды одинаковые.
Задания по группам (в зависимости от цвета карточек)
92:46= | 60:12= | 42:2= | |||
24:8•7= | (15-8):7= | 36:6•8= | |||
20+3•4= | 60+45:9= | 80-5•5= | |||
28+44-70= | 9•3:27= | 75-32-30= | |||
18•4•0= |
| 42:7•3= | 24•3= | ||
36:3= | 40-26:2= | 44:11= | |||
(30-6):24= | 76-36+40= | 4•8•1= |
- По мере выполнения задания, ребята объединяются по группам и проверяют правильность решения друг у друга. Затем, воспользовавшись ключом к шифровке, составляют ключевое слово – результат работы на уроке.
Ключ к шифровке (на доске):
0 | 1 | 2 | 4 | 5 | 12 | 13 | 18 | 21 | 27 | 32 | 45 | 48 | 55 | 72 | 80 |
И | О | С | К | М | Б | Ё | Д | П | Ц | А | Л | Я | Т | Р | Ы |
Команда «Синицы» Команда «Снегири» Команда «Воробьи»
92:46= | 2 | С | 60:12= | 5 | М | 42:2= | 21 | П | |||
24:8•7= | 21 | П | (15-8):7= | 1 | О | 36:6•8= | 48 | Я | |||
20+3•4= | 32 | А | 60+45:9= | 65 | Л | 80-5•5= | 55 | Т | |||
28+44-70= | 2 | С | 9•3:27= | 1 | О | 75-32-30= | 13 | Ё | |||
18•4•0= | 0 | И | 42:7•3= | 18 | Д | 24•3= | 72 | Р | |||
36:3= | 12 | Б | 40-26:2= | 27 | Ц | 44:11= | 4 | К | |||
(30-6):24= | 1 | О | 76-36+40= | 80 | Ы | 4•8•1= | 32 | А |
V. Подведение итогов. Рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Учились решать примеры на деление с остатком, учились считать.
- Что ещё узнали на уроке?
- Узнали интересные сведения о жизни птиц нашего края.
- Каков же результат вашей работы? Прочитайте, что получилось у вас на карточках.
- Спасибо! Молодцы! Пятёрка!
- Спасибо вам за работу! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики с элементами экологии. 3 класс
На уроке закрепляются вычислительные навыки и умение решать задачи. Задачи все авторские, составлены учениками под руководством родителей и учителя. Задачи имеют экологическую тематику, связанную с пр...
Презентация к уроку математики с элементами экологии.
Презентация составлена как сопровождение ко всем этапам представленного урока....
Урок математики с элементами экологии "Числа больше 1000. Отработка вычислительных навыков"
Урок закрепления и обобщения знаний по нумерации многозначных чисел. Цели урока:1) Закрепить знания устной и письменной нумерации;2)...
Час занимательной математики (с элементами экологии)
Данное внеклассное мероприятие можно использовать для дюбого УМК (в конце учебного года во 2 классе или в начале 3 класса)...
Урок по математике с элементами экологии. "Встреча на экологической тропе. Закрепление пройденного"
Тревожно звенит колокольчик. В гости к ребятам спешит Лесовичок. Он просит о помощи. В лесу случилась беда. Кто -то хозяйничает в лесу. Срубает деревья, стреляет из рогаток в птиц. Чтобы помочь Лесови...
Интегрированное занятие по математике с элементами экологии
Данное занятие разработанно для детей подготовительной группы ДОУ. Как показала практика, такой вид деятельности (путишествие, опыт) очень нравится детям....
Интегрированный урок математики с элементами экологии.1 класс
Интегрированный урок по математике проводила в 1 классе. Тема " Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ( __ +, __ +9)."...