Урок математики с элементами экологии. 3 класс
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

На уроке закрепляются вычислительные навыки и умение решать задачи. Задачи все авторские, составлены учениками под руководством родителей и учителя. Задачи имеют экологическую тематику, связанную с проблемами Астраханского региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_3_klass.docx799.68 КБ

Предварительный просмотр:

Полякова Елена Александровна

учитель начальных классов

НОУ «Школа – интернат №8 ОАО «РЖД»

УРОК МАТЕМАТИКИ

(3 класс)

Тема:  «Деление  и умножение на однозначное число. Решение задач с использованием экологических понятий и терминов»

 Цели: 

  1. формировать сознательные и прочные навыки вычисления;
  2. закрепить умение решать задачи разного вида, формировать опыт работы в группах;
  3. развивать экологические компетенции учащихся путём решения задач с экологической тематикой.

Ход урока 

1.Организационный момент. (слайд 1)

2.Сообщение целей урока.

Вступительное слово учителя.

  1. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок математики. На протяжении всего года мы накапливали опыт и знания по очень важному в современном мире предмету -  экологии. Проводили ознакомительные беседы, викторины, конкурсы, готовили сообщения, принимали участие в областном конкурсе детских спектаклей и поделок на экологическую тему. А сегодня  нам предстоит решать задачи. Эти задачи  - результат вашей исследовательской работы, которые собраны в наш «Классный экологический задачник».  А какую тему они раскрывают, мы узнаем, выполнив первое задание нашего урока.

3. Устный счёт. (слайд 2)

На доске         

           : :        :        :4

87                  29            72        24                             12

           :                :        :6

90        18         56        14                  16

           :        :5        :

50        25                       16          105        15

(На слайде открываем мозаику с соответствующим ответом, читаем тему экологических задач «Дорогое моё понизовье»)

4. Закрепление экологических понятий. (слайд 3)

Итак, сегодня на уроке мы будем и математиками, и экологами, так как составленные нами задачи, раскрывают экологические проблемы АО. Давайте вспомним, что такое ЭКОЛОГИЯ и кто такие ЭКОЛОГИ. (Вся работа с терминами проводится по словарю и дублируется в презентации) 

 - Над какими проблемами работают экологи нашего родного края?

Загрязнение воды (ГИДРОСФЕРА)  - 1команда (сточные воды очистительных сооружений, бытовой мусор, нефтепродукты, тяжёлые металлы; новые очистные сооружения, использование для очистки живых организмов, бережное отношение  - это карточки в конверте. Дети должны выбрать источники загрязнения, а после решения задачи показать пути решения экологической проблемы)

Загрязнение воздуха (АТМОСФЕРА) – 2команда (выбросы загрязняющих веществ, соединения серы и азота вызывают кислотные осадки,    выхлопные  газы автотранспорта, применение автомобильных катализаторов, озеленение окружающей среды, установка очистных сооружений)

Загрязнение почвы (ЛИТОСФЕРА) -3команда (нерациональное использование и нарушение норм хранения ядохимикатов и удобрений, попадание в почву загрязняющих веществ, содержащихся в воде при орошении, бытовые и промышленные отходы, использование отходов как вторичного сырья обезвреживания и складирования отходов на специально отведенных и обустроенных территориях.)

5. Физминутка. 

Астрахань – мой милый город!

Он - начало всех начал.

И когда я здесь родился,

Громко  А-А-А я закричал!

Вот теперь расту весёлый,

Астраханский ем арбуз.

Это ягода такая,

Очень сладкая на вкус!

Как весна настанет,

Мы на Волгу все!

С удочкой за воблой,

Рады все весне!

6. Решение задач.

А сейчас откроем наши классные экологические задачники и поработаем в группах.

1 команда решает задачу, связанную с проблемами гидросферы.

  1. Все большую тревогу у населения области вызывает загрязнение воды.  Десятки токсичных веществ, сбрасываемых в водоемы со сточными водами, оказывают отрицательное влияние на качество природных вод, донных отложений и состояние обитателей водоемов. В дельте обитает около 80 видов моллюсков. Все моллюски очищают воду, фильтруя ее в поисках пищи. Один моллюск за сутки очищает около 200л воды.

Сколько литров воды очищает один такой моллюск за летний период? Достаточно ли этого, чтобы наши водоёмы стали чистыми? (слайд 4)

2 команда решает задачу, связанную с проблемами атмосферы.

  1. Ежегодно промышленность и транспорт астраханской области выбрасывает в атмосферу около 200 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это означает, что на одного жителя Астраханской области приходится до 200 кг загрязнений.

Используя следующие данные, посчитай, сколько деревьев и каких должен посадить каждый житель нашего края, чтобы защитить себя от  вредного воздействия окружающей среды.

За сезон выделяет кислорода:

Клён – 2кг      Вяз – 14кг      Тополь – 42кг (слайд 5)

3 команда решает задачу, связанную с проблемами литосферы.

  1. Более 2 млн тонн мусора в год скапливается на свалках на территории Астраханской области, что привело к загрязнению почвы. Лучший способ снижения и загрязнения природных ресурсов, использование отходов как вторичного сырья. Сколько необходимо построить заводов по утилизации, если один завод перерабатывает 500 тысяч тонн мусора в год?

(слайд 6)

Решение каждой задачи записываем на доску и в экологический дневник.

Вывод по каждой задаче математический (вид задачи) и экологический (карточки в конверте).

7. Подведение итогов урока.

«Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш Зелёный дом. А дом нужно всегда беречь и защищать», -  говорят экологи.

Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. ( Слайд 7)

Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном, общем доме.

В последнее время человек осознал, какой вред наносит природе. Вот почему охрана окружающей среды стала одной из важнейших государственных проблем. Задача человека - вернуться к гармонии с природой. Что это значит?

  1. Соблюдать законы природы.
  2. Помнить, что человек не хозяин природы, а её часть, часть одного большого живого организма – биосферы.
  3. Понимать, что всё в природе взаимосвязано – вода, земля, воздух, растения, животные, человек – не могут существовать друг без друга.
  4. Науки тоже взаимосвязаны – математика может помочь решать экологические проблемы.

( слайд 8)

Любите родную природу – Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Сточные воды очистительных сооружений

бытовой мусор

нефтепродукты

тяжёлые металлы

новые очистные сооружения

использование для очистки живых организмов

бережное отношен

выбросы загрязняющих веществ

 соединения серы и азота вызывают кислотные осадки 

 

выхлопные  газы автотранспорта 

применение автомобильных катализаторов

 озеленение окружающей среды

установка очистных сооружений

нерациональное использование  ядохимикатов и удобрений

попадание в почву загрязняющих веществ при орошении

бытовые и промышленные отходы

использование отходов как вторичного сырья

обезвреживание и складирование отходов на специальных  территориях.

Гидросфера

Атмосфера

Литосфера

Использованные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики с элементами экологии.

Презентация составлена как сопровождение ко всем этапам представленного урока....

Урок математики с элементами экологии "Числа больше 1000. Отработка вычислительных навыков"

Урок закрепления и обобщения знаний по нумерации многозначных чисел. Цели урока:1)       Закрепить знания устной и письменной нумерации;2)...

Час занимательной математики (с элементами экологии)

Данное внеклассное мероприятие можно использовать для дюбого УМК (в конце учебного года во 2 классе или в начале 3 класса)...

Урок по математике с элементами экологии. "Встреча на экологической тропе. Закрепление пройденного"

Тревожно звенит колокольчик. В гости к ребятам спешит Лесовичок. Он просит о помощи. В лесу случилась беда. Кто -то хозяйничает в лесу. Срубает деревья, стреляет из рогаток в птиц. Чтобы помочь Лесови...

Интегрированное занятие по математике с элементами экологии

Данное занятие разработанно для детей подготовительной группы ДОУ. Как показала практика, такой вид деятельности (путишествие, опыт) очень нравится детям....

Урок математики с элементами экологии по теме "Деление с остатком"

Урок математики с элементами экологических знаний...

Интегрированный урок математики с элементами экологии.1 класс

Интегрированный урок по математике проводила в 1 классе. Тема " Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ( __ +, __ +9)."...