Сложение и вычитание чисел 2 и 3
учебно-методический материал по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Сложение и вычитание чисел 2 и 3».
Цели урока:
1. Закрепить знания и умения сложения и вычитания чисел 2 и 3, повторить состав чисел, закрепить умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
2.Развивать внимание, усидчивость, наблюдательность, формировать умение решать проблемы, совершенствовать процесс мышления
3.Прививать любовь к предмету, к природе окружающей нас, воспитывать доброго отношения к окружающему миру, чуткость, стремление к взаимовыручке.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Вид урока: заочная математическая экскурсия к знакомой зелёной ели, с постановкой творческих заданий.
Методы обучения: сочетание диалогического и практического.
Методы преподавания: информационно-объяснительный, побуждающий, стимулирующий
Методы учения: практический, репродуктивный, игровой
Методы воспитания: игра, беседа, творческие задания.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебники, тетради, индивидуальные карточки, изображения птиц, муляжи грибов, геометрический материал, записи музыки, письмо, костюм Деда Мороза, искусственная ель, новогодние игрушки, словарь Ожегова, цифрики.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Доброе утро ребята! Что означают слова - доброта, доброе, добрый?
( ответы детей)
Учитель: - В словаре Ожегова это слова комментируется так. . .
(даётся полное толкование слова – доброта)
- Выйдем из-за парт, встанем в круг, возьмёмся за руки, пожелаем
друг другу что-то очень искреннее, важное, доброе.
( взявшись за руки, дети высказывают свои пожелания друг другу)
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: -Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшую экскурсию в лес, к
нашей знакомой зелёной ели, но это будет непростая экскурсия, а заочно -
математическая. Здесь вам пригодятся знания, полученные на уроке
математики и окружающего мира.
- Кто мне ответит, а что обозначает слово - экскурсия?
- Какое время года мы наблюдаем в природе?
( ответы детей)
- А что вы можете сказать о зиме?
( дети вспоминают признаки прихода этого времени года)
- А какой самый радостный праздник мы встречаем зимой?
Дети: - Новый год!
- А что самое важное на этом празднике?
Дети: - Ёлка! Дед Мороз! Подарки!
Учитель: - И так, мы отправляемся в зимний лес, к нашей старой знакомой ели, что
бы нарядить её в самый красивый новогодний наряд.
Слайд 1. На доске появляется изображение леса, а рядом появляется старичок –
лесовичок.
- На протяжении всей экскурсии нас ждёт немало интересных встреч. По-
смотрите ребята, кто-то встречает нас около леса.
Учитель: - Чтобы войти в лес, мы должны показать старичку - лесовичку, умение правильно считать, отвечать на его вопросы
3. Устный счет.
Слайд 2. Вопросы старичка – лесовичка.
- сумма чисел 4 и 3.
- 7 увеличь на 3
- соседи числа 8.
- 4 без 2.
- Из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получилось 8?
- Какое число меньше 5 на 2?
- Сколько предметов в одной паре?
- Назови числа больше 5?
- Как нужно вести себя в зимнем лесу?
( дети работают с индивидуальными «цифриками»)
Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Доказали старичку, что мы
умеем считать, и знаем правила поведения в лесу. Он разрешает нам войти
в лес.
Слайд 3. На фоне леса появляются слова: « Добро пожаловать!»
4.Основная часть урока.
Учитель: - Мы с вами в зимнем лесу. Посмотрите, что случилось с этим
деревом?
Слайд 4. На экран рядом с изображением леса, помещают изображение дуба.
- Ветер дунул, лист сорвал, и ещё один упал.
А потом упало 5, кто их может сосчитать?
Дети: - Упало 7 листьев.
Учитель: - Как называется это дерево, и что вы знаете об этом дереве?
Дети: - Это лиственное дерево. Дуб последний из деревьев теряет свои листья.
Последний лист может упасть в середине зимы. Это лечебное дерево. Из
веток дуба заготавливают веники, а из коры настаивают лечебные настои,
плоды так же используются в пищу.
Слайд 5. Лес. Дерево. ЁЖ.
Учитель: - Кто расположился рядом с деревом
Дети : - Это ёж с маленькой корзинкой.
Учитель: - Ежик, ёжик, где ты шёл?
Где ты рыжиков нашёл?
8 положил в корзинку,
Остальные все на спинку.
Посчитайте поскорей,
Сколько угостит друзей?
Дети: - Он угостит 9 друзей (показ на цифриках)
Учитель: - Ребята, а можно ли встретить ежа зимой?
Дети: - Нет. Зимой он впадает в спячку.
Учитель: - А грибы, которые принёс ёж, можем встретить в лесу?
Дети: - Нет, они появляются в лесу только летом и осенью.
Учитель: - Молодцы, а какие грибы знаете вы?
( дети перечисляют грибы, которые они знают)
Учитель: - На какие 2 группы можно их разделить?
Слайд 6. Появление на экране названных грибов.
Дети: - Съедобные и несъедобные.
Учитель: - У нас на выставке расположились муляжи грибов, посмотрите, возьмите в
руки и запомните их.
( Дети подходят к выставке, берут в руки, произносят названия муляжа гриба.)
Слайд 7. Снова на экране лес, учитель обращает внимание на следующее дерево, в зимнем лесу, здесь нас кто-то встречает. На экране появляется белочка.
Учитель: - Кто это? Что она здесь делает?
Дети: - Это Белочка. Она запасает себе корм.
Учитель: - Давайте поможем набрать ей шишек. Но каждая шишка с секретом.
(На доске, рядом с экраном, разместили корзиночку. Дети по очереди берут настоящие шишки, достают записки с примерами из шишек и решают их. При правильном ответе, шишку кладут в корзиночку белочке.)
Учитель: - Замечательно! Теперь у белки есть свои запасы.
- А что ещё запасает белка на зиму?
Дети: - Грибы, орехи, жёлуди.
Учитель: - Может, поможем нашей белочке сосчитать жёлуди и грибы? Но с начало вспомним, из каких частей состоит задача?
Дети: - Условие, вопрос, решение, ответ.
Задача: У Белки было 4 гриба и 3 жёлудя. Два гриба она отдала своей подруге. Сколько грибов и желудей у неё осталось?
Слайд 8. По схеме, данной на экране, составляют и решают задачу.
( дети самостоятельно работают в тетрадях, проверка.)
Решение: (4-2)+3=5 ( шт.)
Ответ: осталось 5 грибов и желудей.
Учитель: - Много запасов теперь у нашей белочки, ей не страшен самый сильный
мороз. Но наш путь лежит дальше, к нашей зелёной ели.
Физкультминутка: Мы шагаем друг за другом.
Лесом и заснеженным лугом.
(Ходьба на месте)
Крылья пёстрые мелькают
Это птички всё летают.
( Взмахи руками)
Раз, два, три, четыре, пять
Можем птичками мы стать.
(Кружатся на месте)
Полетели, закружились
И на место опустились.
( Взмахи руками)
Учитель: - Каких птиц можно увидеть зимой?
Дети: - Дятел, синица, снегирь, зимородок, клёст…
Слайд 9. Появляются изображения этих птиц.
Учитель: - Как можно назвать этих птиц, одним словом?
Дети : - зимующие
- Что вы знаете о дятле?
Дети: - Его называют лесным доктором, т. к. он питается насекомыми, которые
вредят деревьям в лесу.
Слайд 10. Изображение дятла на дереве.
Учитель: - Произошло странное происшествие на нашем пути. Дятел так увлёкся
своей работой, что даже наши примеры пострадали. Нужно их восстановить.
Вместо точек расставить больше, меньше, равно
(Дети работают по индивидуальным карточкам)
7 * 9, 7+ 2 * 7, 5-2 * 3, 4-1 * 2
Учитель: - А как вы думаете, трудно ли птицам зимой?
Дети: - Конечно, очень трудно. Корма мало, он весь под снегом.
Учитель: - А как мы им поможем?
Дети: - Мы построим им кормушки и положим корм.
Учитель: - Верно, тогда они не погибнут от холода и голода. Посмотрите на экран.
Слайд 11. На экране появляются различные геометрические фигуры.
Учитель: - Назовите формы этих фигур.
Дети: - Треугольник, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, пятиугольник,
трапеция.
- Разделите прямоугольную кормушку так, чтобы получилось 4
треугольника.
( На партах лежат заготовки, дети с помощью линейки и карандаша делят прямоугольники.)
Учитель: - За увлекательной беседой, за решением примеров и задач мы незамено
подошли к ели. Давайте посмотрим на нашу красавицу!
Слайд 12. Снова на экране лес, а вместо ели стоит пенёк.
- Ребята, беда! Нет ели, а вместо неё пенёк. Что же случилось? Куда исчезла ель? Как же нам нарядить её?
(В класс незаметно подкидывается письмо. Учитель зачитывает его.)
Письмо- загадка: - Здесь я была.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Пушистый хвост - краса,
А зовут меня…
Дети: - лиса.
Учитель: - Как вы понимаете слова - хитрая плутовка?
( ответы детей)
-Она приготовила нам задания, хочет, чтобы мы выполнили их и тогда
ёлочка к нам вернётся.
( Выполняются групповые задания на логическое мышление, но елочки нет)
Учитель: - Настоящая обманщица.
-Ребята, а обманывать кого-то, это хорошо или плохо?
( ответы детей)
-Почему?
Дети: - Человеку бывает очень плохо и грустно. Пропадает настроение. Не
хочется ничего делать.
Учитель: - А у вас я смотрю, то же пропало настроение.
- Может, послушаем волшебную музыку и оно появится у нас?
Закрываем глаза и слушаем.
(Звучит музыка, в класс входит Дед Мороз)
Дед Мороз:- Здравствуйте детишки, озорники и шалунишки!
Учитель: - Что ты, Дед Мороз, в нашем классе только хорошие ребята обучаются.
Дед Мороз:- А почему скучные, не весёлые ребята в этом классе?
Дети: - Лиса украла нашу ёлочку, которую мы хотели нарядить сегодня.
Дед Мороз: - Это не беда, что-нибудь придумаем!
- Вот мешок, да не простой, а волшебный, стоит сказать волшебные слова,
что ни пожелаешь, то и появится здесь.
Дед Мороз: - Сосулька, снежинка, метла, несите ель скорее сюда!
( повторяют слова)
( Из мешка, Дед Мороз вытаскивает искусственную ель)
Слайд 13. На экране то же появляется ель.
Дед Мороз: - Вот ваша красавица ель. Из каждого непростого положения есть выход,
только нужно ребята, хорошо подумать!
5.Итог урока.
Учитель: - Дедушка Мороз, я приготовила игрушки, которые мы развесим на нашу
елочку. Каждый из вас, кто будет брать игрушку в руки, должен вспом-
нить и рассказать, чем занимались на уроке, кого встретили на математи-
ческой экскурсии? Только тогда разрешается повесит игрушку на елочку.
(Дети рассказывают, встают возле искусственной ели и развешивают игрушки.)
Дет Мороз: - Вот теперь можно встречать Новый год! Ребята постарались, ёлочку на
рядили. Получите от меня подарки, за хорошую работу.
( Дед Мороз раздаёт маленькие подарочки детям за работу на уроке)
Дед Мороз: - Пора ребята, проститься нужно. Всем я желаю от души - хорошего
новогоднего настроения, счастья, хороших отметок, а главное - крепкого
здоровья вам и вашим семьям.
( Звучит музыка. Дети провожают Деда Мороза)
Учитель: - Ёлочку нарядили, дедушку проводили. Всё запомнили, что он нам пожелал?
На этом наш урок-экскурсия в лес, к знакомой ели, закончен. Мы возвра-
щаемся в класс.
( Все дети возвращаются на свои рабочие места)
Учитель: - ребята, давайте ещё раз пожелаем друг другу что-то очень важное, доброе и хорошее на этот новый год!
( Дети встают и произносят пожелания под звуки музыки.)
6.Домашнее задание (творческое ):
- Зарисовать на альбомных листах лес, и тех, с кем встретились мы на этой математической экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК математики в 3 классе .Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Прибавление чисел 2,3,4.
Урок математике по теме сложение и вычитание чисел в пределах 20 для детей коррекционной школы 3 класса. Разработан и посвящен теме зимней Олимпиады в городе Сочи.На уроке дети знакомятся с символами ...
Тема: «Разрядный состав трёхзначных чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач.» 2 класс (УМК «Гармония»)
разработка урока математики во 2 классе с презентацией...
Конспект урока по математике на тему "Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. " (1 класс, "Школа России", ФГОС)
Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....
Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9."
Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9." Учащиеся научатся выполнять арифметические действия с опорой на знание состава чисел....
Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа
Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа...
Урок математики «Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Прибавление и вычитание числа 4».
Пров Урок математики в 1 А классе относится к разделу «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание в пределах 10. Тема урока: «Прибавить и вычесть...
Технологическая карта урока ««Сложение и вычитание непересекающихся множеств, свойства и аналогия со сложением и вычитанием чисел».
Урок математики в 4 классе по программе Петерсон по теме "Сложение и вычитание непересекающихся множеств, свойства и аналогия со сложением и вычитанием чисел"....