Русский язык
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Окружнова Наталья Ивановна,
Учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №586
4 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: Координатный угол.
Цель: Сформировать представление о координатном угле, координатах точки, научить называть координаты точек на плоскости и строить точки с указанными координатами.
Задачи:
Образовательные:
- развитие у детей пространственных представлений и умений ориентироваться на плоскости.
- систематическое поддержание интереса к предмету через творческое применение знаний;
- позитивная мотивация к дальнейшему овладению навыками.
Развивающие:
- развитие мышления (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания;
-развитие умения выделить проблему урока, провести рефлексию;
- развитие универсальных учебных действий.
Воспитательные:
- развитие коммуникативных навыков (умение вести диалог, договариваться в паре);
- создание здоровьесберегающей среды через снятие напряжения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивный комплекс.
Ход урока:
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Мы сегодня на уроке мы снова будем учиться рассуждать, обобщать, делать выводы. | Проверяют готовность к уроку. | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | -Откройте учебник на странице 69. Рассмотрите рисунок. Зверята пришли на футбольный матч и заняли места на трибунах. Можно ли определить местонахождение каждого из них? Что для этого надо знать? - Определите местонахождение Лисы, Льва, Удава, Обезьянки, Жирафа, Белки, Ежа. Давайте договоримся о том, что сначала будем называть место зрителя, а затем ряд, в котором он сидит. - Волк и Заяц тоже пришли на футбольный матч, но не могут определить свои места, т.к. потеряли свои билеты? - Волк помнит, номер места- 5, но не помнит номер ряда. Заяц помнит номер ряда- 4, но не помнит номер места. - Как вы думаете, смогут ли они определить свои места? -Почему? - Волку и Зайцу помог Медвежонок, который нашёл их билеты. - Чей билет жёлтый? Синий? - Теперь Зверята могут найти свои места? Между кем и кем место Волка? Зайца? - Ребята, давайте сделаем вывод, чтобы определить место в зрительном зале надо что знать? - То есть два числа. - А теперь, посмотрите внимательно на доску. Что видите на доске? - А что такое числовой луч? - Какой буквой обозначено начало лучей? - Прочитайте название лучей? - Чем отличаются эти числовые лучи? - Найдите на луче2 точку В соответствующую числу 3, точку М, которой соответствует число 5 и обозначьте их. - Посмотрите на числовой луч1. Назовите число, соответствующее точке К. - Назовите число, соответствующее точке Е. Определите число, соответствующее точке А. (Ситуация затруднения.) | - Место и ряд. - У Лисы место 4, ряд 2. -У Льва место 6, ряд 2. - У Удава место 2, ряд 1. - У Обезьянки место 3, ряд 1. У Жирафа место 6, ряд 3. - У Белки место 5, ряд 4. -У Ежа место 7, ряд 4. - Нет. - По одному числу нельзя определить место на стадионе. - У Зайца место 6, ряд 4. - У Волка место 5, ряд 2. Волк сядет между Лисой и Львом. Место Зайца между Белкой и Ежом. - Номер места и ряда. - Числовые лучи. Числовой луч – это луч, на котором с помощью единичных отрезков изображены числа. - Буквой «О» - Ох - Единичными отрезками. У луча1 единичный отрезок равен одной клетке, у луча2 единичный отрезок равен двум клеткам. Выходят к доске и выполняют задания. - Отвечают - К (3) Е (9) (Ситуация затруднения.) | Слайд 1 |
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) | - Почему не можем выполнить задание? - Какая у вас возникла проблема? - Что будем делать? - Могут ли существовать ещё точки, местонахождение, которых мы не сможем определить? Сколько их? Где они находятся? - Существует ли способ определить числа, соответствующие этим точкам? Давайте подумаем? | - Эта точка не лежит на числовом луче Проблема: Как определить число, соответствующее точке А с помощью числового луча? - Могут. Много. - Точки не лежат на числовом луче. - Ответы детей. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения Физкультминутка | - Вспомним, почему Волк и Заяц не могли найти места в зрительном зале? - То есть два числа. - Предположим, что, для того чтобы определить местонахождение точки А, надо тоже назвать два числа. - Одно число определим проведя пунктирную линию на луч Ох. Назовите число. - А второе число? - Попробуем добавить к данному числовому лучу ещё один числовой луч с таким же единичным отрезком. Проведём его так же из точки О вертикально имеющемуся лучу и назовёт Оу. - Как определить второе число, соответствующее точке А? - Назовите второе число. - Назовите числа, соответствующие точке А. Числа 2 и 4 называют координатами точки А Записывают так: А (2, 4) - Ребята, давайте проверим правильно ли мы находили координаты точки А: стр 70 - Посмотрите на луч Ох и луч Оу, исходящих из одной точки. Какая фигура получилась? На что похоже? -В математике у каждого элемента, геометрической фигуры есть своё название, имя. Давайте попробуем дать название этой фигуре. -Ребята, назовите тему сегодняшнего урока. - Лучи координатного угла тоже имеют своё название – горизонтальный луч -ось х, вертикальный – ось у. На чертеже направление осей обозначают стрелками. -Ребята, давайте обобщим нашу работу, сделаем вывод: 1) Для чего мы строили координатный угол? 2) Как определить координаты точки? - Ребята, это и будет целью нашего урока. Определять координаты точек, отмечать точки, зная их координаты. - Ребята, в каких жизненных ситуациях вы сталкивались с понятием координаты точки или координаты какого- нибудь предмета. | -Каждый помнил только одно число. - А чтобы определить местонахождение надо знать и номер ряда, и номер места. - 2 -Провести пунктирную линию на луч Оу. - 4 2,4 Дети читают. - Похоже на прямой угол. Уч-ся предлагают свои названия. Назовём его координатный угол. - КООРДИНАТНЫЙ УГОЛ 1) Чтобы определить координаты точек, не лежащих на числовом луче 2) Надо провести пунктирную линию на ось Ох. Это будет первая координата. Провести пунктирную линию на ось Оу. Это будет вторая координата. - Шахматы, шашки, морской бой, зрительный зал, …. | Слайд 2 |
5. Первичное закрепление во внешней речи. | - Ребята, продолжим работу на стр 70 учебника по второму рисунку. Определите координаты точек. | - В (4; 7) Х (5;5) У (8;8) С (6;1) - К (3; 0) Е (9;0) Д (0; 3) М ( 0; 6) | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Стр 71 № 3 (работа в паре) или в ттз стр 35 № 113 (Проверка по палетке) | Дети проверяют свою работу, приложив к тетради палетку. | |
7. Включение в систему знания и повторение. | -Ребята, а хотели бы попасть на футбольный матч? Хотели бы сами быть игроками. Я предлагаю вам поиграть в математический футбол. Перед вами футбольное поле, на котором находятся мячи. Каждый мяч имеет свою координату. Один из вас будет нападающим игроком. Он должен выбрать мяч и назвать его координаты. Другой будет вратарём. Его задача: не пропустить мяч в ворота и по названной координате найти мяч, который собирается забить в ворота нападающий. Если вратарь найдёт мяч, он забирает его себе, если пропустит, мяч достаётся нападающему. | ||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует беседу: – Над какой темой работали? - Чему вы научились на уроке? - Что дал вам урок для жизни? Пригодиться ли вам что-то? - Что было для вас трудно? Оценки | Отвечают на вопросы. - Координатный угол - Называть координаты точек, находить точки по их координатам. (Морской бой, шашки, шахматы) | |
9. Домашнее задание. | Ттз стр 34-35 № 111, 114 Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу. | Запись на доске |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....