Мир логики
рабочая программа по математике (2 класс)

Суханова Диана Валентиновна

Программа по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации МО ГО «Сыктывкар»

«Сыктывкар» кар кытшынмуниципальнöйюкöнлöн

администрациясайöзöсвелöдöмöнвеськöдланiн

МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина»

А.С.Пушкиннима гимназия МАВУ

Рассмотрена и рекомендована                                     Утверждена приказом

методическим объединением                                        №        301/2     от    01.09.2015 г.       учителей гуманитарного цикла                                    Директор                           Л.И.Гладкова

Протокол №1 от «29» августа 2015 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 "ЛОГИКА"

Уровень: начальное общее образование

возраст учащихся – 7-9 лет

общеинтеллектуальное  направление развития личности

Составитель Суханова Диана Валентиновна,

 учитель начальных классов

г. Сыктывкар

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интеллект человека определяется

не суммой накопленных знаний,

а высоким уровнем логического мышления.

А.З.Зак

Рабочая программа факультатива создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 г., Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного общего образования/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010г. (111с.) – (Стандарты второго поколения).

Целью курса является:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе;
  • совершенствование математических знаний, формирование приёмов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, активизации познавательного процесса к предмету – математики;
  • развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  • развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
  • развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
  • развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
  • развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
  • развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;
  • формировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

  • Основной идеей программы является то, что она предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
  • Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
  • Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
  • Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
  • Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
  • Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
  • Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.

Актуальность выбора курса «Логика» определена следующими факторами: у школьников слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому курс «Логика», развивающий логическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.

Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Как нельзя лучше решению этих задач может способствовать курс «Логика». Значение логики велико. Это определяется тем, что ребенок поступает в первый класс и для успешного обучения в школе ему необходимо помочь в развитии его психических процессов, становлении психических функций.

Ведь известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Это еще раз доказывает об актуальности этого курса.

Занятия по «Логике» способствуют повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в выбранном курсе создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Место курса в учебном плане

Курс «Логика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 9 лет. Курс «Логика» включает  одно занятие в неделю. 25 занятий во 2 классе (34 учебные недели)

Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет: 40 минут (2 класс) ,

Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Курс занятий внеурочной деятельностью даёт широкие возможности для проведения школьных олимпиад, математических конкурсов, внеклассных мероприятий.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); 
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других;
  • овместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и вне школы, и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

  • сравнивать предметы по заданному свойству; описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки; выделять существенные признаки предметов;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; проводить аналогии
  • определять последовательность действий; событий
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.
  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

В содержание и структуру курса входит освоение младшими школьникам важнейших (базовых) понятий начального курса математики: число, величина, геометрическая фигура; первые пространственные и временные ориентиры; знакомство с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; основные виды деятельности, на которых построена система заданий во всех учебниках. Они заявлены в каждом учебнике по-разному: «Рассмотри ...», «Сравни: чем похожи, чем отличаются ...», «Проанализируй ...», «Объясни, почему ...», «Сделай вывод ...», «Выбери верный ответ ...», «Найди и исправь ошибки ...» и др. Система заданий направлена на развитие логического стиля мышления, в частности, на формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и величинами, аргументировать предлагаемый ход решения того или иного вопроса, задачи.

^ Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
^ Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
^ Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
^ Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
^ Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. 

Содержание программы 2класса

  1. Свойства, признаки и составные части предметов.

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

  1. Сравнение.

Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

  1. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями.

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

  1. Комбинаторика.

Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

  1. Развитие творческого воображения.

Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .

Планируемые результаты освоения курса во 2 классе.

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию); учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД: учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть; последовательность действий;
  • устанавливать общие признаки; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие;

находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; находить истинные и ложные высказывания.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема занятия

Содержание занятий

 

Метапредметные  результаты, УУД

Дата проведения

1.

Вводное занятие.

Мир Логики.

 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Знакомство с понятием «логика». Формировать интерес к изучаемому предмету, знакомство с его содержанием. Формировать  навыки коллективной и организаторской деятельности.

 

2.

Выделение признаков

 Развитие концентрации внимания.

Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности.

Учитьнаходить и различать геометрические фигуры, предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер); находить лишний предмет в группе однородных; распределять внимание. 

 

3.

Различие

Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове.

Логически-поисковые задачи.

Отработка понятий: цифра, число, буква, звуки, согласные и гласные звуки, анаграмма, однокоренные слова, синонимы, орфограмма.

 

4.

 Сходство

Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы».

Задачи на развитие аналитических способностей.

Формирование логической грамотности; умения  строить рассуждения в форме связи простых суждений о понятии, его содержании, свойствах, признаках. Объяснять понятия, учить обобщать,  находить «лишнее».

 

5.

Существенные признаки.

 Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания

Учить формулировать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

 

6.

Упорядочивание признаков.

 Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек.

Учить делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

 

 

7.

Характерные признаки.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

«Первая одинаковая». Логические задачи.

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию.

 

 

8.

Правила сравнения.

Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи. Задачи на развитие аналитических способностей.

Развивать абстрактное мышление учащихся.

 

9.

Значение сравнения.

Тест «Сравнение».

 

 «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности.

Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица»..

 Учить делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова.

 

10.

Умозаключения

Тренировка внимания. «Лабиринт», игры и упражнения на развитие внимания, мышления.

Формировать умение делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова.

 

11.

Истинные и ложные высказывания.

Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления

Учить давать определение понятий, называя его признаки и свойства; задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

 

12.

Отрицание высказывания.

 

 Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности.

 Учить делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

 

13.

Правила классификации.

Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая – одинаковая». Игры и упражнения на развитие мышления.

Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно – образного мышления.

Развитие быстроты реакции.

 

14

  Вопросы.

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно – образного мышления.

 

 

15.

Алгоритм

Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …»

Составление ребусов.

 

 Учить отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

находить

закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику.

 

16.

Закономерности в числах и фигурах

Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку». 

Развивать логическое мышление обучающихся.

 

17.

Закономерности в буквах и словах

 

Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций.

Формировать умение делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова.

 

18.

Причинно-следственные цепочки 

Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».

 Формировать умение делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова.

 

19.

Комбинаторика.

Размещения.

 

Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов.

 Учить отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

находить

закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику. 

 

20.

Комбинаторика. Сочетания.

 Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность», «Первая – одинаковая». Тренировка слуха.

Формировать умение сравнивать предметы по заданным признакам; аргументировать свою точку зрения.

 

21.

 Причина и следствие.

Причинно-следственные цепочки.

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Развивать внимание и память обучающихся. Формировать умение аргументировать свою точку зрения. 

 

 22

Противоположные отношения между понятиями.

  Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова».

Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гл. и согл. звуки, многозначные слова, антонимы

Повторение понятий: правый, левый, вне, внутри.

 

 

23.

Отношения: род-вид.

Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово». Антонимы.

Учить называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

 

 

24.

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

 

Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы.

Учить выделять разные признаки объектов, сравнивать по этим признакам, обобщать; обучать школьников приему классификации формировать внимание, речь, сообразительность, мышление; повышать интерес учащихся к предмету. 

 

25.

 Виды отношений

Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

 

Учить точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами.

 

 

 

Итого

 

25 часа

 

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формы контроля

Обучение безотметочное. Оценка овладения учениками логических операций мышления отслеживается по тестам, олимпиадам, диагностическим заданиям. Оцениваются результаты проверочных работ в баллах. После изучения каждого раздела предлагается проверочная работа для определения степени овладения детьми логическими операциями мышления, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование способов самоконтроля. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовыйпозволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя).

Текущий

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; 
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

Также показателем эффективности занятий являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса «ЛОГИКА»

Материально-техническое обеспечение:

- для работы с интернет-ресурсами и создания мультимедийных презентаций, буклетов: компьютер с выходом в интернет – 1 шт; мультимедийный проектор – 1 шт.; многофункциональное устройство – 1 шт.;

- для групповой работы и организации встреч: ученическая мебель – на каждого ученика; учительский стол.

1. Литература.

А.А.Свечников, П.И.Сорокин Числа, фигуры, задачи. Москва; «Просвещение», 1977г.

В.А.Мирошниченко Геометрия для учащихся начальной школы 1-4класс Х; «Основа», 2011г.

Н.И.Гордиенко, С.А.Гордиенко «Моя книга логических игр» Х; «Основа», 2014г.

Е.Б.Березина Логика (90 интересных заданий, советы учителям и родителям) Х; «Основа», 2010г.

2. Инструменты и приспособления: бумага для рисования, тетради, ручки, ножницы, линейка, треугольник, циркуль, простой карандаш, цветные карандаши, клей, картон, фломастеры.

3. Методический фонд: конверты с чертежами, схемами, наглядные пособия, стенды, папки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "В мире логики"

Программа составлена в соавторстве с учителем начальных классов ГОУ СОШ №661 Санкт-Петербурга. Данная программа может быть реализована в рамках кружка. Представлено тематическое планирование, планируе...

Найди недостающую фигуру ( логика)

Материал для развития логического мышления, внимания.Можно использовать на ИД....

Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"

Программа рассчитана для 2 класса.  Требования ФГОС соблюдены. ...

Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру и логике.

Этот материал будет полезен учителям второго класса начальной школы при закреплении, обобщении и систематизации знаний: правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова,части речи, раз...

Методические рекомендации для учителей и родителей "Развиваем логику"

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логич...

Логика

Задачи для развития логического мышления...

Математическая газета "Логика" в рамках кружка "Логика" - II год обучения

Данный материал может использоваться как занимательные минутки на уроке математики, либо в кружковой работе....