Мастер-класс «Счётный материал на уроках математики с помощью учебных пособий фирмы “Спектра»
план-конспект по математике

Злобина Ольга Анатольевна

Приёмы работы с дидактическим развивающим материалом «Спектра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Счётный материал на уроках математики с помощью         учебных пособий  фирмы “Спектра»

        Подготовка учителя к уроку в начальной школе требует творческого подхода, умения заинтересовать детей, сделать процесс обучения занимательным и в результате успешным. Важным фактором создания таких условий стало появление дидактического развивающего материала «Спектра».

       Приятная фактура настоящего дерева, яркая окраска пособий сразу привлекают к себе внимание не только детей, но и взрослых. Стало понятным, что данные пособия помогут разнообразить деятельность учащихся на уроках, сделают процесс формирования универсальных учебных действий живым, увлекательным. Пособия позволяют легко осваивать материал, без особого напряжения, усталости, помогают развивать тактильные центры, благотворно влияют на зрение, так как они крупные и красочные. Работа с пособиями позволяет детям чаще двигаться на уроке, а учителю позволяет построить урок так, чтобы он был динамичным и интересным, что в свою очередь благотворно сказывается на здоровье детей.

Хочу поделиться опытом своей работы по использованию таких пособий, как  Кораблики, Бусы.

1.  Кораблики

            Деревянная основа с двумя рядами фишек: с одной стороны красного, а с другой  синего цвета. На обороте деревянной основы имеются цифры. Вводятся понятия:  «математические кораблики», «кораблик», «фишка», цвет, ряд чисел (с изнаночной стороны),  «ящик-пенал», в котором хранятся «кораблики»

Оборудование влияет на развитие различных сторон мышления:

  • Наглядно-действенного
  • Наглядно-образного
  • Словесно-логического

Математические кораблики  можно использовать при формировании: 

  • понятия числа и развития вычислительных навыков; 
  • навыков прямого и обратного счета  в пределах 20;
  • знания числовой последовательности и порядкового счета;
  • знаний о составе чисел первого и второго десятков;
  • отношений «больше на…», «меньше на…»;
  • о  свойствах сложения и нахождения неизвестных компонентов;
  • умения решать текстовые задачи арифметическим способом с опорой на модель.

 Ознакомлю вас с некоторыми заданиями и формами работы:

1.Прямой и обратный счёт. Пересчитывание фишек.  Если кораблики перевернуть, то на обратной стороне будут цифры от 1 до 20. (Распределите роли в паре: один ведет прямой счет, а другой - обратный);    

     2. Игра на закрепление последовательности ряда чисел.

«Кораблики» следуют один за другим и загружены фишками синей стороной вверх (от1 до 10). Все цифры закрыты фишками. Под диктовку учителя дети постепенно переворачивают фишки красной стороной вверх.

- Обозначьте красной фишкой число, которое:

  • следует за числом 6;
  • стоит перед числом 3;
  • стоит между числами 5 и 7;
  • стоит перед числом 2;
  • больше числа 2, но меньше числа 4;
  • самое большое однозначное число;
  • следует за числом 9;
  • стоит перед числом 5.
  • стоит между числами 4 и 6.

- Какое число закрыто синей фишкой? (8)

(В результате действий под синей фишкой осталось число 8. Это показывает, что ученик правильно выполнил работу.)

          3. Знакомство с числом и цифрой. Например, с числом 6:  к 5 красным фишкам добавить 1 синюю. Сколько всего фишек стало? Какой цифрой обозначим? (делают вывод: прибавить к числу 1, значит назвать число, которое следует за ним при счете);

4.Знакомство с составом числа 6: Дети, работая в паре выставляют 6 фишек красного цвета в двух корабликах, затем переворачивают сначала одну фишку (1+5), затем вторую (2+4), затем третью (3+3) и т.д. (развивается умение слушать друг друга, делать выводы, умение договориться, кто будет перед классом представлять свою работу);

5. Решение примеров на + и - с переходом через разряд. Например, 6+5. Детям предлагается выложить 6 фишек синего цвета в 1 и во 2-ом корабликах, в 3-м – 5 красных. Затем дети дополняют 2-й кораблик  до 10 красными фишками и видят, что в 3-м кораблике осталась одна фишка. Опираясь на свои знания: прибавить 1, значит назвать следующее при счёте число, т.е. 11 или 10 и 1, получится 11 (происходит открытие нового знания, установление закономерностей, использование уже имеющихся знаний);

      На этапе закрепления и отработки вычислительных навыков я использую «Альбом заданий». Альбом состоит из карточек, на каждой карточке дан образец выполнения задания (работа с карточками способствует  развитию навыков самостоятельной и парной работы): «Угадай номер фишки», «Счёт на ощупь», «Выкладывание фигурок из 4,5,6 или 7 фишек», Игра «Расположи всеми способами».

       «Математические кораблики» я применяю и для развития логического мышления. Умение расставлять, располагать, размещать предметы, составлять узоры, перемещать, передвигать фишки развивает комбинационные способности.   Например: Игра «Вазы вдоль стены» (в квадрате расставить7 ваз-фишек так, чтобы  у трёх стен (сторон) было по 2 фишки, а у третьей -3.

Оборудование может быть использовано не только при изучении нового материала, но на уроках закрепления и проверки знаний.    

В своей работе я использую и «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ БУСЫ». В комплекте демонстрационные и индивидуальные бусы. Для удобства они окрашены в два цвета (синий и красный), по пять штук.  Это оборудование помогает в изучении тем:

- Счёт предметов, состав чисел, сложение и вычитание в пределах 10,20,100.

- Присчитывание и отсчитывание по единице.

- Уменьшить на… Увеличить на…

- Переместительное свойство сложения.

-Сложение и вычитание «круглых» десятков.

 - Решение простых задач на уровне символов.

        Виды заданий при работе с данным оборудованием:

  • пересчёт бусин на веревочке (далее это упражнение можно выполнять с закрытыми глазами);
  • Отложи 4 бусины. Добавь к ним ещё 2. Сколько бусин стало? Запиши это числовым выражением.
  • Отложи 5 бусин. Уменьши их количество на 2. Сколько бусин осталось? Запиши это числовым выражением.
  • Сделай иллюстрацию к задаче. На веточке сидело 3 воробья. 2 птички улетели. Потом прилетели 4 синицы. Сколько птиц стало?
  • Давайте найдём значение длинного числового выражения:      

2+5-4+1+4-2=

     Возможности  бус не ограничиваются математическими упражнениями, их  можно использовать для развития мелких мышц пальцев и  рук, а также  для релаксации.

Упражнения  для пальчиков:

  • левой рукой бусы держать  навесу, правой передвигать бусины по веревочке, и наоборот;
  • взять бусы так, чтобы  бусины были между ладоням, потереть ладошки.

Палитра

Так же на уроках математики можно использовать развивающее пособие «Палитра». Это пособие применяется на этапе закрепления для отработки  навыков счета по теме «Сложение и вычитание». Служит хорошим средством для развития у детей навыков самоконтроля и проверки своих знаний. Можно использовать в парной и групповой работе. Набор карточек в «Палитре» систематизирован по темам и разным уровням сложности. (дети имеют право выбора: выбрать задание себе по силам, сильный ученик может помочь слабому)

Для работы представлены следующие темы:

  1. Восприятие и внимание 1,2
  2. Нумерация.
  3. Счет в пределах 10,20,100,1000
  4. Табличное умножение.
  5. Устное умножение многозначных чисел.

Карточки каждого набора разно уровневые.

Методика работы. Ученик кладет карточку на доску так, чтобы она точно попала в пазы. Иначе решение при проверке окажется неверным. Учитель должен дать четкую установку детям: Не переворачивать карточку без разрешения. Затем все “краски” выкладываются на парту.

Теперь ребенок приступает к решению задания. Например, он выбирает пример ,  смотрит, какой цвет указан рядом с примером, решает его, находит нужную “краску” на парте, затем должен найти точно такой же ответ за кругом и около него установить соответствующую “краску”. После этого операции повторяются до тех пор, пока все “краски” не будут разложены по местам.

Проверка работы. Когда работа закончена, то карточку переворачивают на другую сторону и цвет выбранной краски должен совпасть с цветом на карточке.

Существует несколько методов проверки выполненной работы.

1. Проверка учителем. При обнаружении ошибок, учитель снимает неверные “краски” и предлагает ребенку исправиться или просто называет количество ошибок, ученик должен найти их сам. После чего учитель выдаёт более сложную/простую карточку или другое задание.

2. Проверка в парах. При завершении работы, соседи по парте могут обменяться своими палитрами и проверить работы друг друга (Переворачивая или не переворачивая карточку на сторону с ответами). А затем уже обменяться карточками и продолжить работу далее. 3. Самопроверка. Ребенок, решив карточку, может самостоятельно перевернуть карточку и проверить свой результат.

Возможности применения. Использовать данное пособие можно на разных этапах учебной деятельности.

1. На уроке, на этапе закрепления. Дети работают в паре: один работает с красками без дырочек, второй с дырочками.

2. Во время дополнительных занятий, консультаций, как с отстающими, так и с мотивированными детьми.

3. Во внеклассных мероприятиях. (Конкурсы, математические соревнования и т.д.)

4. На математическом кружке. (Здесь некоторые карточки можно давать с опережением программы.  Возможность использования зависит от уровня подготовки учащихся)

    Дети с огромным удовольствием работают с данным пособием. Им нравится, что здесь не нужно писать, ошибку легко исправить и конечно, их привлекает именно делание, работа руками. Кроме того, данное пособие красочное, яркое. Сделано из прочного материала. Ребята постоянно ждут встречи с данным пособием. Интересуются, а будем ли мы работать с ним. Поэтому, я считаю, что для формирования положительной учебной мотивации пособие “Палитра” необходимо регулярно использовать в процессе обучения.

Дети любят работать и с математической мозаикой «Пирамида» - это набор пластиковых карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. Чтобы собрать все карточки в пирамиду, нужно решить около 30 примеров на сложение (вычитание). Проблема мотивации уже решена - ведь ребенок играет, а значит, ему не скучно! Правильность сборки определяется так: каждая сторона треугольника имеет один цвет, внутри большого треугольника образуются круги одного цвета.

На своих уроках я использую и  карточки KLARO.  Они позволяют быстро проверить качество знаний, позволяют выявить пробелы в знаниях. Карточки КЛАРО из серии СПЕКТРА снабжены «волшебными» фломастерами. Ребёнок записывает ответы на решённые примеры на прозрачной плёнке, а перевернув вкладыш может их проверить самостоятельно.

Работая с данными математическими пособиями,  мы развиваем у детей такие важные учебные навыки как: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. В результате использования дидактических пособий создаются благоприятные условия для развития личности каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Применение технологии УДЕ на уроках математики"

Считаю, что данная технология известна давно, но применение технологии УДЕ на уроках математики всегда актуально....

Мастер-класс «Проблемно-диалогические технологии на уроках математики»

Цель: познакомить участников методического объединения с применением проблемно-диалогической технологии на уроках математики в 1 классе.Задачи:1.Обобщить опыт работы;2.Формирование творческих спо...

Мастер-класс "Компетентностно – ориентированные задания на уроках математики"

Почему  компетентностно – ориентированные задания?Во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном дл...

Мастер-класс Тема: «Создание методического конструктора урока с учетом приемов учебной мотивации».

Использование методического конструктора при планировании позволяет фиксировать количество приемов повышения учебной мотивации, варьировать их, избегать повторения или слишком большого количества одно...

Мастер-класс «Счётный материал на уроках математики».

Учебные пособия  фирмы “Спектра” как средство для совершенствования предметно-развивающей среды....

Мастер-класс для учителей по проведению урока математики в 1 классе по теме "Ломаная линия" (УМК "Школа России")

Презентация мастер-класса для учителей по уроку математики в 1 классе на тему "Ломаная линия". Выделены цели и задачи урока, отражены этапы урока....