Методическая разработка урока математики в 1 классе
методическая разработка по математике (1 класс)
Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме: "Сантиметр - единица измерения длины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_uroku_matematiki.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Математика.
Класс: 1
Тема: САНТИМЕТР – ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Цель урока: Применение усваиваемых предметных знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных заданий средствами технологии мультимедиа, знать единицу измерения длины – сантиметр; уметь измерять длину отрезков при помощи линейки; развивать практические умения интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; закреплять знания учащихся о составе чисел первого десятка; развивать навыки рефлексии; развивать речь, логическое мышление, внимание учащихся; показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях.
Планируемые результаты: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке, договариваться работая в паре; отвечать на вопросы учителя, одноклассников.
Познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины, уметь работать с моделями, разделять модели на составные части в практической деятельности.
Личностные: совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; проявлять интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну).
Методы обучения: проблемный; объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесно-логический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная; индивидуальная; парная.
Дидактические средства: « математический веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; полоски – мерки для измерения длины полоски; линейка, сигнальная карточка «светофор», образец полосок большего размера, большая линейка с делениями,
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика: М. Моро, М. Просвещение, 2014г., 1ч. Рабочая тетрадь на печатной основе «Математика»: М. Моро, Волкова С. И., М. Просвещение, 2017г., 1 часть, с. 24.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийная доска, электронное приложение «Экспресс.Медиа» при работе с мультимедийной доской – 1 класс (раздел 8, 23, 24),(или СД –электронное приложение к учебнику Тема «Сантиметр»), музыкальные физминутки.
Форма использования мультимедиа – проектора: – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, объяснении нового материала учителем.
Время реализации урока: 35 минут.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок . Девиз наших уроков:
Слушай внимательно,
Работай старательно.
– На уроке математики мы учимся …(считать, думать, рассуждать).
2. Актуализация знаний.
Устный счёт.
-Начинаем устную разминку. Проверим, кто из вас хорошо знает числовой ряд.
Считаем хором по рядам: 1 ряд – от 2 до 7, 2 ряд – от 9 до 3, 3 ряд – от 4 до 10, все вместе от 10 до 1.
Работа в парах с использованием математического веера: (покажите)
-«Соседей» числа 4, 6, 8, 5;
- Как можно получить число 4? (3+1,2+2);
- Покажите число на 1 больше 5, 7, 2;
- Число на 1 меньше 10,9;
- Какое число следует за числом 5? 8?
- Как называются эти числа?
-Какое число стоит перед числом 4,7;
- Как эти числа называются?
Устное решение задач:
-У Вити 8 карандашей. Он отдал 3 карандаша Свете. Сколько карандашей осталось у Вити?
(8 – 3 = 5)
-Миша построил домик из 5 кубиков, и Вася из 4. Сколько кубиков пошло на постройку двух домиков? (5 + 4 = 9)
- Рыбак поймал 6 карасей и 2-х щук. Сколько всего рыбёшек поймал рыболов? (6 + 2 = 8)
-Тыква весит 4 кг, а дыня - 2 кг. Что тяжелее и на сколько кг тыква тяжелее? (4 – 2 = 2)
Работа с мультимедийной доской (раздел 8 : Сложение и вычитание в пределах 10):
Подраздел 3: решение логической задачи (изображён кошелёк и монеты).
Задание: Какими монетами можно получит сумму, равную 10 копейкам? (5+5, 5+2+2+1, 2+2+2+2+2).
-Давайте подведём итог, кто был внимателен и не ошибся при выполнении заданий. (Учащиеся проводят самооценку при помощи «светофорика». Контроль со стороны учителя).
3. Физминутка. (использование аудиозаписи «Весёлая зарядка».).
4. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на инструменты, которые лежат у вас на партах и у меня на столе. Назовите их. С какой целью используют линейку и карандаш? Определите, чему мы должны научиться. (Измерять отрезки разной длины) Прочитайте тему урока. С помощью «светофорика» оцените свои знания по этой теме (правильно чертить и измерять отрезки).
5. Создание проблемной ситуации.
- Прослушайте отрывок из сказки Григория Остера «Зарядка для хвоста».
…Удав напомнил, что он просил, чтоб его меряли.
– Сейчас! – сказал Попугай. – Уже начинаю. Я измерю твой рост в попугаях.
– В попугаях? – хором удивились Слонёнок и Мартышка.
– Как это? – растерялся Удав.
– А так, – сказал Попугай. – Сколько попугаев в тебе поместится, такой у тебя и рост!
Попугай шагнул и наступил Удаву на хвост.
– Ой! – тихонько сказал Удав. Но Попугай ещё раз шагнул и пошел по Удаву от хвоста к голове.
Попугай шел и считал шаги. Дойдя до головы, Попугай спрыгнул на землю и сообщил Удаву:
– Твой рост будет ровно тридцать восемь попугаев! Вот какой у тебя рост!
– Ух ты! – восхитился Удав. – Тридцать восемь!
– А чем ещё можно мерить рост? – спросила у Попугая Мартышка.
– Всем! – сказал Попугай.
– И мартышками можно?
– Можно!
Мартышка подскочила к Удаву и стала по нему кувыркаться.
– Раз, два! – кричала Мартышка, кувыркаясь. – Левой, правой! Дважды… – И тут Мартышка, которая начала кувыркаться с головы, докувыркалась до хвоста. – Всё! – разочарованно сказала Мартышка. – Он уже весь кончился!
– Пять мартышек! – объявил Попугай.
– А теперь… давайте слонёнками! – предложил Слонёнок.
Слонёнок стал возле хвоста Удава, шагнул и сказал: «Раз!».
Потом он ещё шагнул и сказал: «Два». И когда он сказал: «Два», он уже оказался возле головы Удава.
– Два! – вздохнул Слонёнок. – Только два…
– Два слонёнка! – объявил Попугай.
– Ура! – прошептал счастливый Удав. – Ура!!! – закричал он изо всех сил. – Ура!!! Прекрасно! Просто здорово! Спасибо вам, друзья! Тебе, Попугай! Тебе, Мартышка! И тебе, Слонёнок! Ну, как бы я измерил свой рост, если бы не вы?!
– А теперь, – сказал Удав, – теперь я знаю, что мой рост…
– Два слонёнка! – сказал Слонёнок.
– Пять мартышек! – сказала Мартышка.
– Тридцать восемь попугаев! – сказал Попугай.
– Почему длина удава выходила всё время разной?
– Можно ли таким образом определить длину любого другого предмета? Почему?
– Как же быть, если нам необходимо узнать длину какого-либо предмета? (Высказывания учащихся. – Измерить, т.е. выбрать мерку. )
6. Практическая работа. Работа в парах. Решение проблемной ситуации.
- У вас на парте лежит белая полоска.
– Можно ли измерить длину этой полоски при помощи мерки?
Задание: при помощи цветных шаблонов мерок измерьте длину полоски, путём наложения. Результат измерения продиктуйте мне (запись на доске: красных 2, зелёных – 5, голубых – 6)
- Что получилось? (Число мерок на полоске разное).
- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные).
- Кто знает какое решение нашей проблемы?
(На данном этапе можно использовать электронное приложение (диск) к учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др., ):
- Посмотрите, у лисички и ежика та же проблема? Анализ ситуации на слайде).
7. Ознакомление с понятием «сантиметр». Объяснение материала.
- Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. (таблица мер длины) И одна из них – это сантиметр. (На мультимедийной доске слайд раздела 23 (Величины. Длина часть1, подраздел 2) «САНТИМЕТР (СМ)»).
- Возьмите линейку, рассмотрите её. Что вы увидели? (Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см)
8. Правила пользования линейкой.
- Вот сейчас мы и научимся с помощью линейки(учитель показывает на большой линейке с делениями) измерять длину разных отрезков и предметов. (Правила пользования линейкой: «0» должен совпадать с началом измеряемого объекта...
-Посмотрите как можно измерить предмет. (Работа с мультимедийной доской. Раздел 23, подраздел 3: измерение длины морковки, и т.д.).
9. Практическая работа.
Работа с учебником.
– Рассмотрите чертежи на странице 66 учебника.
– Что изображено? (Отрезки.) Докажите.
– Какой отрезок самый длинный? Какой короче других?
– Есть ли одинаковые по длине отрезки? Как вы это узнали? Измерьте длину отрезков.
10. Физминутка для глаз.
Продолжение практической работы.
Работа в тетрадях на печатной основе.(с. 24)
Измерьте длину карандаша и запишите (6 см), счётной палочки (7 см), красного карандаша (4 см), зелёного карандаша (3 см).
11. Закрепление материала.
Работа в парах.
Повторение правил работать в парах. (меть находить общее решение, не ссориться, распределить кто будет измерять , а кто записывать). Учащимся предложены карточки с изображением предметов. Задание: измерить длину предмета при помощи линейки и записать длину в кружочке.
Карандаш 5 см | Сосновая шишка 6 см |
Ключ 6 см | Дубовый лист 6 см |
Огурец 5 см | Бабочка 7 см |
Жучок 3 см | Жёлудь 5 см |
Проверка проводиться при помощи сигнальной карточки - «светофорика».
12. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины?
- Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики?
13. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
- С какой единицей длины мы познакомились?
- Чему учились на уроке? Чему научились?
– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
- Оцените теперь с помощью «светофорика» (сигнальная карточка с двумя цветами: зелёный и красный) свою работу на уроке.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – красный цвет .
Дополнительный материал: Просмотр справочного материала на мультимедийной доске: раздел Величины ч.2 Подраздел 3 «Старинные меры длины)
Знакомство со старинными единицами измерения
– Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины только данными мерками?
– Вот какими были мерки на Руси у наших предков.
Шаг – длина человеческого шага.
Ладонь – ширина ладони.
Дюйм – ширина большого пальца.
Фут – длина стопы.
Сажень – расстояние между концами пальцев распростёртых рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков математики 2 класс
1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...
Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...
Методическая разработка урока математики 1 класс
Тема урока: Состав чисел 2, 3, 4...
Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...
Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"
Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....
Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"
Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....
Методическая разработка урока математики 3 класс "Цена. Количество. Стоимость"
В данной методической разработке представлен первый урок по теме "Цена. Количество. Стоимость". На уроке вводятся данные понятия. Дети знакомятся со способом нахождения стоимости....