Конспект урока "Знакомство с числом и цифрой 0"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Чубарева Татьяна Сергеевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000273ee-ffeb9717.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с числом и цифрой 0.

Цель: Создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.

 Задачи:

Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении  и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.

 

Парная работа: карточки с домиками для игры «Заселим домик».

                                                      Ход урока        

1.Орг. момент.        

- Громко прозвенел звонок –

   Начинается урок.

   Наши ушки на макушке,

   Глазки широко раскрыты –

   Слушаем, запоминаем,

   Ни минуты не теряем!

- Проверка готовности детей к уроку. Слайд 1

- Приветствие гостей.        Проверка осанки.

Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие внимания и памяти, подготовка к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух.

2. Устный счет. 

А) Приготовьте  веера цифр и покажите только ответ.

1) слайд 2

На качели, на качели

В зоопарке звери сели.

Два пятнистых леопарда

Солнцу улыбаются

И со старым добрым львом

Весело качаются. Ответ 3

2) ) слайд 3

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

Потерялся и отстал.

А теперь ответ скажи:

Сколько мишек впереди? Ответ 5

3) ) слайд 4

Вот и осень наступает.

Орехи белка запасает:

Десять орешков с куста сорвала,

Из них четыре в дупло унесла.

Вы сидите, не зевайте,

Сколько осталось снести, посчитайте? Ответ 6

4) ) слайд 5

 «Четыре  сыроежки,

           два рыжика

                          и груздь.

Собрала грибов я много,

А подсчитать боюсь!»  Ответ 7

5) ) слайд 6

В карманах у Нины

Лежали мандарины:

В левом – пять, а в правом – два.

Три штуки Нина отдала.

Сколько мандаринов

Осталось у Нины? Ответ 4

Б) Парная работа: карточки с домиками для игры «Заселим домик».

- А сейчас ребята, я предлагаю поработать в паре с соседом, но для этого надо вспомнить правила работы в паре.

Вы должны вписать нужную цифру в пустое окошко, так чтобы в результате сложения получилось число, которое записано в крыше домика.

Проверка: слайд 8

3. Введение в тему урока. Целеполагание  урока. Слайд 9

Я хочу вам рассказать об одном мальчике. Вот послушайте, что с ним приключилось.

Повезло опять Егорке,

У реки он сел не зря:

Два карасика в ведёрке

И четыре пескаря.

Но смотрите - у ведёрка

Появился хитрый кот,

И всю рыбу из ведерка

Съел быстрей этот проглот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесёт? 

 Ничего не принесёт,  всё съест хитрый кот.)

2. Определение цели урока

- Каким числом можно выразить число рыб, которые остались у Егорки? (числом 0)

- Как сказать по другому? (Ничего или ноль).

- Покажите количество предметов на рисунке с помощью веера цифр.

– По-моему, мы еще на уроках не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?

- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня?

(Знакомство с числом и цифрой 0.) слайд 10

Ребята, давайте использую слова – помощники поставим для себя цели на урок.

 ФИЗМИНУТКА  (хомка)

4. Изучение нового материала.

– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль».

- Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Вы согласны, ребята? Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль. (20, 30, 100 и т.д.)

- В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Слайд 11

Ребята, а на что похожа цифра ноль?

Слайд 12.

Ноль собой весьма хорош:

На бараночку похож

И на бублик, и на шар,

И на круглый самовар.

Очень этот ноль хорош

На смешариков похож.

        

Работа по учебнику. С. 50

Задание 1

– Сколько пирожков лежит на тарелке? (9.)

– Все пирожки съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? (Ни одного пирожка.)

Запись: 9 без 9 – это .      9 – 9 = . Слайд 11

Учитель демонстрирует карточку с цифрой 0.

Задание 2 .

Рассмотрите рисунок. Сколько уток было на озере? Все утки улетели, сколько осталось?

– Сколько птиц было в клетке сначала? (Ноль.)

– Сколько птиц стало? (2.) Сколько птиц посадили? (2.)

Запись: 0 + 2 = 2.

Задание 3.

– Рассмотрите рисунок, на котором изображена линейка. Найдите и покажите число 0.

– Сколько шагов от числа 4 до числа 0? (четыре шага      

– Сколько шагов от числа 0 до числа 5? (Пять шагов.)

– Сколько шагов от числа 0 до числа 8? (Восемь шагов.)

- Перед каким числом стоит число 0 (Стоит перед 1.)

- Почему? (Потому что ноль - самое маленькое число.)

ФИЗМ ИНУТКА (Самолеты)

2. Работа в тетради. Письмо цифры 0

Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

– Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля.

2. Работа в печатной тетради

 

Получение и чтение записей вида: 3 и 0 – это 3.

Поиск треугольников в фигуре. Слайд 23-24

 Установление закономерности в записи цифр и письмо цифр в соответствии с установленной закономерностью.

 Прослеживание (проведение) линии от цветной фигуры к карточке с числом.

 Сопоставление начала узора и его описания (пошаговый контроль выполненного этапа работы).

 Продолжение узора.

 Тренировка в написании изученных цифр.

8. Итог урока.        

А теперь давайте использую слова – помощники подведем итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цифру научились писать?

- Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0?

– Что обозначает число 0?

Формирование самооценки        

9. Рефлексия.        

На доске дерево успеха. У вас на партах – листочки. Возьмите листочек нужного цвета и подойдите, приклейте к дереву.

Желтый листочек – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Оранжевый – я могу работать лучше, у меня не все получалось на уроке. Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Число и цифра 8"

Урок математики для 1 класса по программе Л.Г.Петерсон...

Конспект урока математики."Число 10. Цифра 10"

Конспект урока математики. 1 класс. УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС II поколения....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Конспект урока математики "Число и цифра 3. Треугольник" 1 класс

Конспект урока математики "число и цифра 3. треугольник"   УМК "Перспектива"...

конспект урока математики " число и цифра ноль" ,презентация

Конспект  урока объъяснение нового материала" число и цифра ноль"...