Конспект урока "Знакомство с числом и цифрой 0"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с числом и цифрой 0.
Цель: Создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.
Задачи:
Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.
Познавательные: общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.
Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.
Парная работа: карточки с домиками для игры «Заселим домик».
Ход урока
1.Орг. момент.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты –
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
- Проверка готовности детей к уроку. Слайд 1
- Приветствие гостей. Проверка осанки.
Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие внимания и памяти, подготовка к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух.
2. Устный счет.
А) Приготовьте веера цифр и покажите только ответ.
1) слайд 2
На качели, на качели
В зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда
Солнцу улыбаются
И со старым добрым львом
Весело качаются. Ответ 3
2) ) слайд 3
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
Потерялся и отстал.
А теперь ответ скажи:
Сколько мишек впереди? Ответ 5
3) ) слайд 4
Вот и осень наступает.
Орехи белка запасает:
Десять орешков с куста сорвала,
Из них четыре в дупло унесла.
Вы сидите, не зевайте,
Сколько осталось снести, посчитайте? Ответ 6
4) ) слайд 5
«Четыре сыроежки,
два рыжика
и груздь.
Собрала грибов я много,
А подсчитать боюсь!» Ответ 7
5) ) слайд 6
В карманах у Нины
Лежали мандарины:
В левом – пять, а в правом – два.
Три штуки Нина отдала.
Сколько мандаринов
Осталось у Нины? Ответ 4
Б) Парная работа: карточки с домиками для игры «Заселим домик».
- А сейчас ребята, я предлагаю поработать в паре с соседом, но для этого надо вспомнить правила работы в паре.
Вы должны вписать нужную цифру в пустое окошко, так чтобы в результате сложения получилось число, которое записано в крыше домика.
Проверка: слайд 8
3. Введение в тему урока. Целеполагание урока. Слайд 9
Я хочу вам рассказать об одном мальчике. Вот послушайте, что с ним приключилось.
Повезло опять Егорке,
У реки он сел не зря:
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведёрка
Появился хитрый кот,
И всю рыбу из ведерка
Съел быстрей этот проглот.
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
Ничего не принесёт, всё съест хитрый кот.)
2. Определение цели урока
- Каким числом можно выразить число рыб, которые остались у Егорки? (числом 0)
- Как сказать по другому? (Ничего или ноль).
- Покажите количество предметов на рисунке с помощью веера цифр.
– По-моему, мы еще на уроках не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?
- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня?
(Знакомство с числом и цифрой 0.) слайд 10
Ребята, давайте использую слова – помощники поставим для себя цели на урок.
ФИЗМИНУТКА (хомка)
4. Изучение нового материала.
– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль».
- Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Вы согласны, ребята? Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль. (20, 30, 100 и т.д.)
- В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Слайд 11
Ребята, а на что похожа цифра ноль?
Слайд 12.
Ноль собой весьма хорош:
На бараночку похож
И на бублик, и на шар,
И на круглый самовар.
Очень этот ноль хорош
На смешариков похож.
Работа по учебнику. С. 50
Задание 1
– Сколько пирожков лежит на тарелке? (9.)
– Все пирожки съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? (Ни одного пирожка.)
Запись: 9 без 9 – это . 9 – 9 = . Слайд 11
Учитель демонстрирует карточку с цифрой 0.
Задание 2 .
Рассмотрите рисунок. Сколько уток было на озере? Все утки улетели, сколько осталось?
– Сколько птиц было в клетке сначала? (Ноль.)
– Сколько птиц стало? (2.) Сколько птиц посадили? (2.)
Запись: 0 + 2 = 2.
Задание 3.
– Рассмотрите рисунок, на котором изображена линейка. Найдите и покажите число 0.
– Сколько шагов от числа 4 до числа 0? (четыре шага
– Сколько шагов от числа 0 до числа 5? (Пять шагов.)
– Сколько шагов от числа 0 до числа 8? (Восемь шагов.)
- Перед каким числом стоит число 0 (Стоит перед 1.)
- Почему? (Потому что ноль - самое маленькое число.)
ФИЗМ ИНУТКА (Самолеты)
2. Работа в тетради. Письмо цифры 0
Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
– Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля.
2. Работа в печатной тетради
Получение и чтение записей вида: 3 и 0 – это 3.
Поиск треугольников в фигуре. Слайд 23-24
Установление закономерности в записи цифр и письмо цифр в соответствии с установленной закономерностью.
Прослеживание (проведение) линии от цветной фигуры к карточке с числом.
Сопоставление начала узора и его описания (пошаговый контроль выполненного этапа работы).
Продолжение узора.
Тренировка в написании изученных цифр.
8. Итог урока.
А теперь давайте использую слова – помощники подведем итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цифру научились писать?
- Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0?
– Что обозначает число 0?
Формирование самооценки
9. Рефлексия.
На доске дерево успеха. У вас на партах – листочки. Возьмите листочек нужного цвета и подойдите, приклейте к дереву.
Желтый листочек – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Оранжевый – я могу работать лучше, у меня не все получалось на уроке. Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Число и цифра 8"
Урок математики для 1 класса по программе Л.Г.Петерсон...
Конспект урока математики."Число 10. Цифра 10"
Конспект урока математики. 1 класс. УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС II поколения....
Конспект урока математики. Число и цифра 9. Занков. 1 класс
конспект урока...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Конспект урока математики "Число и цифра 3. Треугольник" 1 класс
Конспект урока математики "число и цифра 3. треугольник" УМК "Перспектива"...
Конспект урока математики "Число и цифра 9" в технологии деятельностного метода, автор учебника Петерсон.
Конспект урока разработан в технологии деятельностного метода....
конспект урока математики " число и цифра ноль" ,презентация
Конспект урока объъяснение нового материала" число и цифра ноль"...