Конспект урока математики "Число и цифра 3. Треугольник" 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Харитонова Наталия Владимировна

Конспект урока математики "число и цифра 3. треугольник"   УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Число и цифра 397.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема урока: 

Число и цифра 3. Треугольник.

Тип:  урок ознакомления с новым материалом.

Задачи:

  • учить определять под руководством учителя учебную задачу урока
  • учить планировать выполнение учебной задачи урока
  • учить работать в парах
  • формировать знания о способах образования натуральных чисел;
  • учить отличать треугольник от других фигур;
  • учить чертить треугольник и давать ему имя буквами алфавита
  • научить писать цифру 3

Планируемые результаты

Предметные:

  • Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа
  • Определять место каждого числа в этой последовательности
  • Писать цифры от 1 до 3
  • Соотносить цифру и число 3
  • Образовывать следующее число прибавлением 1 к  предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.
  • Составлять  числа от 2 до 3 из пары чисел.

Метапредметные:

регулятивные -  учится принимать  учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

познавательные -  ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)), понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения.

коммуникативные -  использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

  • проявлять положительное отношение к учебному предмету
  • проявлять интерес к новому учебному материалу.
  • проявлять уважительного отношения к иному мнению
  • проявлять  самостоятельность, личную ответственность за свои поступки
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества;

Ресурсы урока: учебник «Математика» (1 класс, часть 1),  Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.,Рабочая тетрадь по математике (часть 1), электронное приложение к учебнику «Математика», репродукция картины Ф. Васнецова «Три богатыря»

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, классная доска  с набором приспособлений для крепления наглядности, магнитная доска, документ-камера, компьютер с монитором, индивидуально у каждого учащегося  веер с цифрами, счетные палочки

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

  1. Организационный момент

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация необходимых знаний

Мотивация познавательной деятельности. Постановка проблемы

Устный счет.

  1. Какое сегодня число?
  2. Какой месяц? Время года?
  3. Назовите третий по счету осенний месяц.
  4. Назовите третий по счету день недели.
  5. Сколько богатырей на картине Ф.Васнецова «Три богатыря»? Кто такие богатыри?
  6. Покажите число, следующее при счете за числом 1
  7. Покажите число, предшествующее при счете числу 4
  8. Покажите число, которое на 1 меньше, чем число 2.
  9. Покажите число, которое на 1 больше, чем число 2.
  10. Назовите «соседей» числа 3.
  11. Числа «заблудились». Расположи числа в порядке возрастания:  2,1,4, 5,7,6, 8,9,10
  12. Какое число пропущено? 3
  13. Счет от 3до 10 и обратно.

Какое число в устном счете встречалось чаще других?

Догадались ли вы, какая тема нашего урока?

На уроке мы узнаем, как образуется число 3, научимся писать цифру 3, будем составлять числовые выражения и равенства с число 3

Отвечают на вопросы, для ответа используют сигнальные карточки с цифрами

Восстанавливают последовательность чисел на доске

Устный счет хором, по рядам, индивидуально, в парах

Число 3

Число и цифра три.

  1. Физкультминутка. Скороговорки. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

                                                         Три сороки тараторки тараторили на горке.

  1. «Открытие» нового знания детьми

Работа в тетради. Графический диктант.

  1. Нарисуй фигуры:
  • Поставь точку, не отрывая карандаша, проведи линии по инструкции: 1 клеточка вниз, три клеточки вправо, 1 клеточка вверх, три клеточки влево. Какая фигура получилась? (прямоугольник, все углы прямые) Как по другому можно назвать? (четырехугольник, 4 стороны, 4 угла, 4 вершины)
  • От нижнего правого угла четырехугольника отсчитай вправо  3 клеточки, поставь точку и, не отрывая карандаш, проведи следующие линии: 2 клеточка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево.

Какая  фигура получилась? (6-ти угольник)

  • Рассмотрите фигуры. Что интересного заметили?

Что общего? Чем отличаются?

  • Как можно получить число 3?
  • 1+1+1 , 2+1 или 1+2  - запись на доске
  • Можно ли между этими выражениями поставить знак =? Да

  • Придумай свою фигуру из трех клеточек.

   

  • Чертят фигуры в тетради

Сравнивают фигуры:

  • Обе фигуры состоят из 3 клеточек, но образованы разным способом.
  • 1+1+1 , 2+1 или 1+2  
  • Запись в тетради: 1+1+1=2+1=1+2

Физкультминутка.

Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за парту сесть опять,
Семь — начинаем мы писать.

  1. Первичное закрепление

Работа с ЭП к учебнику

Задание № 1

Образование числа три

Сравнение печатной и письменной цифры 3

Письмо по образцу цифры 3 в тетради (сначала смотря мультимедийную презентацию «Письмо цифры 3»,

Оказывает  индивидуальную помощь

Учебник стр. 58

  • Рассмотрите картинки вверху страницы.  

Три  цыпленка стоят.

На скорлупки глядят.

7 яичек в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей,

Сколько будет цыплят

У наседки моей?  

  • Сколько цыплят вылупилось сначала?
  • Сколько цыплят вылупилось потом?
  • Сколько всего цыплят вылупилось?
  • Найди в числовом ряду цифру 3. Назови числа, которые  меньше 3 (они расположены левее цифры 3)
  • Где еще можно увидеть цифру 3? (На часах, всего 3 точки в овале, 3 цыпленка)
  • Рассмотри множество точек в овале
  • Сколько всего точек в множестве? 3
  • На сколько частей разделено множество точек? На 2 части: множество синих и множество красных точек.
  • Сколько из них синих точек? 2
  • Сколько из них красных точек? 1
  • Какие числовые равенства можно составить по рисунку?

2+1=3

1+2=3

3-1=2

3-2=1

Формулируем вывод:

  • если сложить части, получим целое,
  • из целого отнять одну часть, останется другая часть

Задание №1стр. 58 в учебнике

Счет тройками.  Тройка лошадей.

Какие предметы удобно считать тройками? (по три)

Сколько троек? Сколько всего предметов?

Треугольник. Работа с палочками.

  • Возьмите одну счетную палочку
  • Сколько палочек нужно взять, чтобы стало 3?
  • Как получили три палочки?
  • Как еще можно получит три палочки?
  • Какую фигуру можно сложить из 3 палочек? сложите
  • Какую фигуру называют треугольником? Показывает стороны, углы, вершины треугольника на чертеже
  • Возьмите еще три палочки. Сколько всего палочек?
  • Составьте из 6 палочек треугольник
  • Сравните треугольники? Чем похожи? Чем отличаются?

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,
Надоело нам писать.
Мы немножко постоим,
Отдохнем и помолчим.
А потом опять
Из учебника решать.

Практическая работа.

Начертить в тетради треугольник, следуя инструкции учителя:

Поставьте точку в углу клеточки, отсчитайте вправо 4 клетки, поставьте вторую точку, от первой точки отсчитайте вправо 2 клетки и три клетки вверх, поставьте третью точку, соедините точки по линейке отрезками.

Проверь себя по образцу (образец на интерактивной доске)

Обозначьте треугольник печатными буквами А, Б, В

Физкультминутка. Упражнения для глаз

Выполнение заданий №2,№3,№.4,№5 + проверочная работа  в ЭП

Смотрят, проговаривают, пишут в воздухе за учителем, прописывают цифру 3 самостоятельно по образцу из учебника стр. 59

3 да 7 всего 10

  • 1 цыпленок
  • 2 цыпленка
  • 1 да 2 всего 3 цыпленка
  • 1 и 2. Эти числа меньше 3. Они расположены левее цифры 3 в числовом ряду
  • На часах, всего 3 точки в овале, 3 цыпленка)

  • 3 точки всего

  • На 2 части: множество синих и множество красных точек
  • 2 синих точки
  • 1 красная точка
  • Пишут в тетради:

2+1=3

1+2=3

3-1=2

             3-2=1

Повторяют вывод, состав числа три

  • 2 палочки
  • к 1 палочке прибавили еще 2
  • к 2 прибавить 1, или 1+1+1
  • треугольник, составляют из 3 палочек треугольник

  • составляют треугольник из 6 палочек
  • сравнивают: треугольники  похожи по форме, но отличаются по размеру, количеству палочек в составе

Чертят треугольник в тетради и обозначают печатными буквами

(выполнятся коллективно – правильный ответ «хлопают», неправильный – тишина)

Дополнительный материал к уроку

 Задачки в стихах:

В класс вошла Арина,

А за ней Полина,

А потом вошел Игнат,

Сколько в класс вошло ребят?      1+1+1=3

 

На полянке у дубка

Крот увидел 2 грибка,

А подальше у осин

Он нашел нще один.

Кто ответить нам готов?

Сколько крот нашел грибов?   2+1=3

На забор взлетел петух.

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?         1+2=3

Сколько ушей у 3 мышей?  2+2+2=6

В корзине 3 яблока. Как разделить между тремя детьми яблоки, чтобы всем досталось по яблоку, а одно осталось лежать в корзине?

(одному отдать яблоко вместе с корзиной)

8. Итог урока

  1. Что нового узнали сегодня на уроке?
  2. Какое задание вам показалось самым интересным?
  3. Какое задание вам показалось самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Число нуль. Цифра 0" 1 класс

Данный урок выстроен в соответствии с системно-деятельностным подходом к обучению. Автором использована технология проблемного диалога. Тип урока - открытие нового знания. Формы работы: полилог на осн...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Конспект урока по математике с презентацией,1 класс. Тема: "Число и цифра 3".

Материал может использоваться в детских садах ,в начальной школе на уроках математики и обучению счёту....

Конспект урока по математике УМК "ПНШ" 1 класс Число и цифра 4

Тема: «Число и цифра 4»Цель урока: формирование понятия числа ЧЕТЫРЕ как количественной характеристики эталонного множества лап у кошки (четырех ножек стола, стула, кресла) без анализа адд...

Конспект урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник." 1 класс

Конспект урока в 1 классе "Число и  цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник." Программа "Перспектива"....

План-конспект урока по математике в 1 В класс на тему: "Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем"

Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс     Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой, познакомить со свойствами ...