Конспект урока математики "Число и цифра 9" в технологии деятельностного метода, автор учебника Петерсон.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Конспект урока разработан в технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_i_tsifra_9.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 10
Тип урока: открытие нового знания
Тема: «Число и цифра 9».
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 9 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 9, фиксировать движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 8.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока:
2) изображение дороги:
3) ворота:
4) изображение корабликов:
5) изображение кораблика для задания на пробное действие:
6) модель числового отрезка;
7) графическая модель числа 8 (см. урок 7, часть 2, М-1);
8) образец цифры 9 на квадратном листе (1/2 А-4) без стрелок и звездочки:
9) состав числа 9:
11) образец для самопроверки работы в парах:
12) образец выполнения задания № 2 , стр. 18:
Раздаточный материал:
1) карточка с заданием для пробного действия:
2) 9 двусторонних кругов;
3) эталоны к уроку 10, часть 2, М-1, из пособия 2Построй свою математику»;
4) карточка с заданием 3 для этапа 6:
5) сигналы для самооценивания 3-х цветов: красный, желтый, зеленый.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске открыт девиз урока Д-1:
- Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
- Как вы его понимаете?
- Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
- А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)
- Чему вы учитесь на любом уроке? (Мы учимся учиться.)
- Напомните, что это значит? (Учиться – это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)
- Что изучали вы на прошлых уроках? (Мы изучали число 8.)
- Сегодня на уроке вы продолжите изучать числа. Настройтесь на работу.
- Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
- Я вдруг подумала, а не засиделись ли мы в классе? Может, стоит нам немного попутешествовать? Давайте отправимся не в простое путешествие, а в морское математическое путешествие! Готовы? Хотите?
- В путь!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 — 8 и цифрой;
2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 8, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 8, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
- С чего начнёте путешествие? (С повторения.)
- Для чего вы будете повторять? (Это нам необходимо для открытия нового.)
- Итак, для начала вам надо попасть в порт. Это не так просто сделать, ведь это секретный объект. Но я думаю, что вы разгадаете все секреты и добьётесь успеха.
1) Актуализировать умение устанавливать порядок на множестве чисел от 1 до 8, соотносить графические модели с числом и находить числа, смежные с заданным числом.
Учитель открывает на доске изображение дороги (Д-2), ведущей к воротам (Д-3) (ворота пока закрыты листом бумаги).
- Посмотрите, дорога в порт зашифрована. Подберите ключи к шифру.
- Разгадайте запись. (Между числами 1 и 3 стоит многоточие. Оно обозначает пропуск числа, значит, надо назвать число, которые при счёте стоит между 1 и 3. Это число 2. Оно состоит из двух единиц, его графическая модель две точки.)
Пропущенные числа объясняются аналогично и соотносятся с графической моделью.
- Назовите предыдущее число 7. (6.)
- Назовите последующее число 3. (4.)
- Какое число стоит между числами 2 и 4? (3.)
- Какое число стоит слева от 3? (2.)
- Какое число стоит справа от 4? (5.)
- Назовите соседей числа 6. (5 и 7.)
Работа организуется фронтально.
- Отлично! Молодцы! Вот вы добрались до ворот в порт.
Учитель открывает изображение ворот Д-3 (снимает лист бумаги).
2) Актуализировать вычислительные навыки в пределах 8.
- Но на воротах – кодовый замок. Чтобы добраться до корабликов, надо открыть этот замок. Для этого надо найти значение выражений.
Работа проводится фронтально, ответы фиксируются на доске и записываются в тетрадь.
- Установите закономерность и назовите следующие три числа.
- Вы успешно справились с заданием, и вас не только пропускают в порт, но и дают право быть штурманами на корабликах.
Учитель «раскрывает» ворота (разводит в стороны, как двери лифта). За воротами (или на крыле доски) открывается изображение 4 кораблей (Д-4).
3) Состав числа 8.
- Ваша задача – правильно разместить пассажиров в кораблях. В каждый может поместиться только 8 человек. Часть пассажиров уже нашли свои места. Помогите разместиться остальным пассажирам. (8 – это 7 и 1; 8 – это 2 и 6, и т.д.)
По ходу ответов детей учитель прикрепляет к пустым окошкам карточки с соответствующими числами.
4) Задание для пробного действия.
- Всё, что вам необходимо для продолжения математического путешествия, вы повторили.
- Что дальше? (Будет задание с чем-то новым.)
- Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.)
- Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.)
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-1, аналогичное задание «открывает» на доске Д-5.
- Вы продолжите путешествие на особом корабле. Чем этот корабль отличается от предыдущих? (В предыдущих кораблях было известно все число пассажиров, а для этого корабля это число надо найти.)
- Попробуйте определить число пассажиров для этого корабля.
Задание выполняется в течение 1-2 мин.
- Итак, у кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
- Что показало вам пробное действие? (Мы не смогли определить число пассажиров.)
- У кого есть ответ?
Учитель фиксирует варианты ответов. В случае наличия неверных, учитель проводит анализ с целью указания на их неверность.
- Кто получил число 9, обоснуйте свой ответ.
Учащиеся обосновать не могут, так как нет эталона.
- Что показало вам пробное действие? (Мы не можем обосновать свои результаты.)
- На вашем пути встретилась трудность. Что вы предпримете? (Остановимся и подумаем.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание выполняли? (Мы должны были найти число пассажиров на корабле.)
- Каким действием? (Сложением.)
- В чем возникло затруднение? (В поиске ответа, в обосновании ответа.)
- Почему возникло затруднение? (Мы не изучали число 9, у нас нет эталона.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Изучить число 9.)
- Назовите тему урока. (Число и цифра 9.)
Учитель открывает тему урока на доске.
- Вспомните, как вы изучали числа. Как вы будете изучать число 9? (Мы сначала определим место его на числовом отрезке, потом определимся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 9, а потом откроем состав числа 9.)
- Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник, геометрическое лото, числовой отрезок.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи и состав числа 9 на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Дальнейшую работу можно организовать в группах. Группам предлагается задание:
1. Определить место числа на числовом отрезке.
2. Дать характеристику числу 9.
3. Построить графическую модель числа 9.
4. Изобразить число 9 цифрой.
5. Записать состав числа 9.
На работу отвести 5 минут. Каждая группа отвечает на один из вопросов, остальные группы дополняют. В случае, если группы затрудняются выполнить, какое-либо задание, организовать подводящий диалог.
1) Обозначение места числа 9 на числовом отрезке.
- Что вы знаете о числе 9? (Это число стоит после 8, оно больше 8 на 1.)
- Как получить число 9 на числовом отрезке? (Нужно продлить имеющийся числовой отрезок на один единичный отрезок.)
- Как покажите? (Стрелочкой +1.)
Учитель достраивает числовой отрезок до числа 9 (Д-6.)
2) Согласование графической модели числа 9.
- Какой наш следующий шаг? (Построить графическую модель числа.)
- Что вам поможет? (Графическая модель числа 8.)
Учитель открывает на доске графическую модель числа 8 (Д-7).
- Как же получить графическую модель числа 9? (Надо добавить еще одну точку.)
Один из учащихся достраивает графическую модель.
3) Согласование записи цифры 9.
- Какой следующий шаг? (Узнать, как правильно писать цифру 9.)
- Что вам надо сделать, чтобы научиться писать эту цифру? (Внимательно рассмотреть эту цифру в учебнике, как она пишется в клетке, вспомнить, где встречались с этой цифрой, на что она похожа…)
Учитель прикрепляет к доске цифру 9 (Д-8), написанную на квадратном листе и просит детей рассказать, как пишется цифра 9. Дети устно проговаривают последовательность действий, учитель фиксирует шаги звездочкой и стрелочками:
4) Работа над составом числа 9.
- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Выяснить состав числа 9.)
- Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
- Положите перед собой 9 двусторонних кругов.
Учащиеся выкладывают перед собой круги Р-2.
- Определите состав числа 9.
Учащиеся в парах составляют пары чисел и записывают на индивидуальных планшетках.
- Как получили число 9?
Дети предлагают свои варианты. Учитель на доске фиксирует состав числа с помощью карточек Д-9.
- Как проверить свое открытие? (Посмотреть в эталон.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
- Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно открыли.)
- Можете ли вы сейчас выполнить задание на карточках? (Да.)
- Какое число нужно записать на корабле? (Число 9.)
- Можете ли вы обосновать, почему 9?
- Знаете ли вы, как правильно писать цифру 9?
- Запишите цифру 9.
Учащиеся записывают цифру 9 на карточках Р-1.
- Что теперь вы сможете делать? (Решать примеры на состав числа 9, …)
- Какой следующий шаг в нашем путешествии? (Тренироваться.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 9 и состав числа 9.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Посмотрите, нас встречает Водяной.
Учитель открывает изображение Водяного (Д-10).
- Поприветствуем его и расскажем о цели путешествия. Что вы узнали сегодня о числе 9? (Число 9 стоит на 9 месте в числовом ряду, «соседи» числа 9 - это 8 и 10, число 9 на письме обозначается цифрой 9 и т. д.)
Пропись, стр. 19
- Кто хочет по образцу рассказать, как пишется цифра 9?
Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру на ладошке.
Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.
- Найдите друг у друга и подчеркните самую красивую цифру.
Работа в парах.
- Давайте Водяному на память подарим букет цветов. Возьмите карточку с цветком.
Учащиеся достают из конвертов карточку Р-4.
- Раскрасьте пары чисел, составляющие 9, одинаковым цветом.
Учащиеся в парах выполняют задание. Проверка организуется по образцу Д-11.
- Кто из вас допустил ошибки?
- В чем ваша ошибка?
- Исправьте ошибки.
- А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность представления о составе числа 9.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 2, стр. 18
- Найдите № 2 на странице 18 учебника. Выполните это задание самостоятельно.
На работу отводится 3 - 4 минуты.
- Сравните свою запись с образцом.
Учитель открывает на доске образец Д–12.
- Если ошиблись, подчеркните место ошибки зеленой ручкой.
- Кто исправил свою ошибку?
Дети поднимают руки.
- Молодцы! Вы очень внимательны!
- У кого верно выполнены все задания?
- Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Где пригодятся нам знания о числе 9? (При решении примеров и т. д.)
№ 3, стр. 19
- Найдите № 3 на странице 19. Что нужно сделать в этом задании? (Найти значение выражений.)
- Что вам поможет? (Числовой отрезок.)
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
- Удобнее к 8 прибавить 1, для этого на числовом отрезке делаем один шаг вправо от числа 8, получаем число 9, затем делаем 5 шагов влево, получаем число 4.
Остальные выражения комментируются аналогично.
№ 4, стр. 19
- Молодцы! Вы хорошо потрудились, можно отправляться в обратный путь. Для этого выполните задание № 4, стр.19.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Что у вас получилось? (Кораблик.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;
2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
5) определить и согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какова была цель вашего путешествия? (Мы должны были научиться писать цифру 9, узнать состав числа 9.)
- Достигли ли вы цели? Докажите. (…)
- Чем воспользовались на уроке для образования нового числа? (Числовым отрезком.)
- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
- Оцените вашу работу на уроке. Если у вас все получилось, поднимите зеленый сигнал, если у вас были сомнения - желтый, а если вам требуется помощь – красный.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
- Кто больше всех выручал вас во время путешествия? Кому бы вы сказали «спасибо»?
- Какие еще затруднения остались на конец урока?
Далее учитель комментирует домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в технологии деятельностного метода Л.Г. Петер...
Методическая разработка урока по математике с использованием технологии деятельностного метода
Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр....
Технологическая карта урока математики. Тип урока: закрепление и обобщение знаний (технология деятельностного метода)
технологическая карта урок математики 1класс...
Выступление на педсовете по теме: "Структура уроков «открытия» нового знания и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон"
В выступлении говорится о том, что системно – деятельностный подход – это способ преподавания, при котором учащиеся осваивают культуру не путём простой передачи информации, а в процессе со...
Урок введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения.
Урок обучения грамоте по технологии деятельностного метода обучения с различными приемами самооценки учащихся....