Вычитание вида 16 –□..
план-конспект урока по математике (1 класс)

Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Школа России". Урок по теме:"Вычитание вида 16 –□". Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. Ребеок научится решать задачи и примеры изученных видов. Закрепит знание приемов решения примеров нового вида, знание состава числа 16.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл вычитание вида 16-40.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика.

Класс 1А. Автор: Рогачёва Анна Александровна, учитель начальных классов.

Тема

Вычитание вида 16 -

УМК

Школа России

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели

1. Познакомить с приёмом вычитания вида 16 -      с переходом через разряд «по частям».

2. Повторить знания состава чисел, название компонентов при сложении и вычитании.

3. Использовать изученный приём вычитания при решении текстовых задач.

4. Способствовать развитию умения сравнивать, доказывать и делать выводы

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

•        выполнение вычитания с переходом через десяток в случаях 16- □;

•        использование приобретённых математических знаний для объяснения

•        применение знаний и способов действий в измененных условиях;

•        умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Регулятивные:

•        Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

•        Умение находить средства для её осуществления: составление плана и определение

       последовательности своих действий;

•        Умение отличать верно, выполненное задание от неверного;

•        Осмысливание своих поступков, умение их анализировать и объяснять.
Познавательные:

•        Умение находить и выделять необходимую информацию (работа с памяткой);

•        Установление аналогии, умение передавать информацию устным, письменным и цифровым способом;

•        Умение составлять логические цепочки, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения;

•        Создание алгоритма действия при решении проблем поискового характера, как самостоятельно, так и при помощи учителя.

    Коммуникативные:

  • Умение вести беседу на уроке;
  • Умение слушать и понимать речь других;

    Личностные:

  • Развитие навыков сотрудничества;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • Понимание значения знаний для человека, желание учиться, правильно идентифицировать себя с позицией школьника

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная.

Учебник «Математика», ч. 2, 1 класс, Моро М.И.Презентация.

Этап

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. 

1-2 минуты

- Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку.  Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь друг другу, кивком пожелайте всем успешной работы. Садитесь.

Включение в деловой ритм.

Проверяют самостоятельно готовность к уроку.

Записывают дату в тетради.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:целеполагание,

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 4-5 минут

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, а сказочный. А понять с какой же сказкой он связан поможет нам загадка:

Семь лепестков

Разного цвета.

В сказке цветет 

Растение это.

 - Что же это?

- С какой сказкой связана загадка? (цветик-семицветик)

- И у нас на уроке сегодня будет свой цветик – семицветик, который будет помогать нам в освоении новой темы.

- А к концу урока у каждого из вас может появится свой цветик - семицветик, так как за правильно выполненные задания самые активные будут получать лепесток.

-Итак, отправляемся в сказочное путешествие.

- С какого этапа начнем урок? (повторение, устный счет)

- С какой целью мы это делаем? (эти знания нам понадобятся на уроке).

- Посмотрим какое задание нам предложит цветик – семицветик (отрываю 1 леписток)

- Произносим хором слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

- Велю, сделать задание в рабочих листах.

- Посмотрите в листы и сформулируйте задание. (Засели домики)

- Что будем повторять с помощью этого задания? (состав чисел 16,10,8,9)

- Что можете сказать о числах 16,10? (двузначные)

- А о 8,9? (однозначные)

- Выполняйте задание в листах.

- Проверьте с эталоном. (слайд)

- Кто не допустил ни одной ошибки поднимите руки (раздаю лепестки).

- Кто допусти 1-2 ошибки?

- Кто больше?

- Итак, что мы повторили с помощью этого задания? (состав чисел)

- Посмотрим,  какое следующее задание нам предложит цветик – семицветик? (2 лепесток)

- Повторяем хором слова…

- Вычислите!

- Какое умение будем отрабатывать? (считать выражения)

На доске:

11-1-5              12-2-4

15-5-2              13-3-3

- Сколько всего отняли от числа 11? (6)

-Как отнимали? (По частям: сначала 1 до 10, а потом 5)

-Почему именно так отнимали? (от 10 удобнее отнимать)

(Аналогично разбираются остальные примеры)

- Чем похожи остальные выражения?(разность)

- Какое умение отработали?

( Самым активным – лепестки)

- Выполним следующее задание от цветика-семицветика.

- Повторяем хором слова..

-Велю выполнить задание на слайде!

(15-9, 14-6, 11-8, 16-9, 12-3, 16-8, 13-6)

- Какое задание можете предложить?

(Найти значение выражений)

- Что общего во всех выражениях? (это разности)

- Работаем по поднятой руке..

Активным – лепестки

-Какие выражения у вас вызвали затруднения?

- Почему эти выражения вы считаете трудными? (не умеем находить значение таких выражений)

- А вы хотите научиться находить значение таких выражений?

Выявляет уровень знаний.

Повторяют состав чисел

Повторение вычитания в пределах 20, подготовка к вычитанию вида 16-

 

Повторение вычитания в пределах 20, подготовка к вычитанию вида 16-

Создаёт проблемную ситуацию.

Отвечают на вопрос.

Заселяют домик(состав числа 10,16,8,9).

Анализируют. Делают выводы.

Находят значения в выражениях изученных видов.

Определяют выражения, с решением которых не могут справиться.

Регулятивные:оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Познавательные:логические.

Коммуникативные:уметьоформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.

3.Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений

4-5 минут

-Какова же будет тема урока? (Нахождение значение выражений нового вида)

-Какая же цель стоит перед нами? (научиться решать выражения вида 16 - )

- Тема урока: «Вычитание вида 16 - , с переходом через десяток»

Активизирует знания учащихся.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

высказывать своё предположение

Коммуникативные:уметьоформлять свои мысли в устной форме.

4.«Открытие нового знания»

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

7-8 мин

- Итак, вернёмся к нашим трудным выражениям.

Как же нам найти результат? Какие у вас есть мнения, предложения, варианты?

(знать состав числа или вычесть до10, а потом остальную часть)

-Сейчас мы вместе с вами попробуем найти способ нахождения значения у выражений данного вида.

- Кто хочет попробовать побыть в роле учителя и объяснить решение выражения 16-7?

1 уч.:16 -  7  = 9  ( лепесток)

                6  1

2 уч.: 16 – 7 = 9 (лепесток)

          7  9

- Проверим, своё предположение по учебнику с.87 красный треугольник.

- Итак, как же вычислить 16-9?

(проговаривает ученик, лепесток)

- Правильно мы предположили как решаются выражения данного вида? (да)

- У кого возникли затруднения в счете выражений?

( к доске  16-8 ) лепесток

- Чему мы научились? (16- )

- Как выполняли вычитание? (по частям)

- На что обратим внимание? (при вычитании первой части получаем 10)

- Т.е как называется такое вычитание? Что мы переходили? (десяток, разряд)

- Как мы называем данное вычитание? (Вычитание с переходом через разряд, через десяток)

- Какой этап урока завершили? (Открытие новых знаний)

Организует исследование проблемной ситуации. Организует фронтальную работу.

Организует работу с учебником.

Делают предположения, анализируют, делают выводы.

Читают, рассматривают, объясняют.

Регулятивные:планирование, прогнозирование.

Познавательные:моделирование, логические.

Коммуникативные:уметьоформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других

Физкультминутка

Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой,

Да головкой покачай-

Утром солнышко встречай

Стебель наклони слегка-

Вот и зарядка для цветка.

А теперь водой умойся

Отряхнись и успокойся

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.»

Организует выполнение  физминутки.

Выполняют физминутку.

4.Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания.

4-5 минут

- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы перед собой ставили, чему нам нужно было научиться?

(научиться решать выражения нового вида)

-А как же их надо складывать? (По частям, сначала  до 10, а потом все остальное.)

-Как называется такое вычитание?

( С переходом через разряд)

-Мы этому уже хорошо научились или надо ещё потренироваться?(Надо ещё.)

-К какому этапу урока мы переходим? Чему будем учиться?

( Будем применять новые знания, отрабатывать умение выполнять вычисления с переходом через разряд).

- Кто из вас не понял как вычитать?

- Я для вас приготовила пямятки. (раздать тем, кто не понимает)

- Итак, следующее задание от цветика.

- Произносим слова….

- Велю, выполнить №1 в учебнике на с.87

- Рассмотрите задание. Какую цель поставим перед собой?(решить выражения)

- Работаем по рядам:

1столбик – 1 ряд (1 уч у доски)

2 стобик – 2 ряд (уч-к на закрытой доске)

3 столбик – 3 ряд (3 уч. у доске)

Проверка – лепестки.

- Какое умение закрепляли?

- Следующее задание от цветика. Произносим слова…..

- Велю, решить задачу (на слайде)

На цветочной полянке летало 16 бабочек. Сначала улетели 6 бабочек, а потом еще 4 бабочки. Сколько бабочек осталось на поляне?

- Читаем задачу про себя…

- Вслух прочитает …

- О чем говорится в задаче? ( о бабочках)

 - Что известно?

- Что нужно узнать в задаче?

- Можем сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему?( не знаем сколько всего бабочек улетело)

- Составим краткую запись. У доски работает …(лепесток)

- Повторим задачу по краткой записи.

- Сколько действий в задаче?

- Что узнаем 1 действием? Вторым?

- Решение запишет …(6+4=10, 16-10=6) (лепесток)

А как еще можно было решить данную задачу.(16-6=10  10-4=6)(лепесток)

- Какое умение отрабатывали?

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Проговаривают алгоритм вычислений.

Регулятивные:проговаривать последовательность действий. Коммуникативные:уметьоформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других

5.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут

- Следующий лепесток. Произносим волшебные слова….

- Выполнить самостоятельную работу.

- Рассмотрите задание на карточке.

- Какую задачу мы перед собой поставим?

- Какие знания и умения нам пригодятся?

-Приступайте к выполнению работы в листах.

11-8=           12-6=

13-7=           14-8=

16-7=           16-8=

(Проверка по эталону на слайде)

- Кто выполнил без ошибок? (лепестки)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку.

Личностные:самоопределение.

Регулятивные:оценивать правильность выполнения действия; 

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

6.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

7-8 минут

 - Следующее задание от цветика – семицветика. Произносим слова…

-Сравни

- Рассмотрите задание на карточке. Какую цель поставим перед собой?

- Выполняем задание с комментированием.

17*16-7         1дм*7см

16-8*8           1дм3см*13см

(лепестки)

- Еще раз проверьте правильность выполнения задания (слайд)

-Какое задание выполняли?

-Помогло ли полученное сегодня знание выполнить это задание?

Организует работу над заданием.

Читают, выполняют задание, с комментировнием. Сравнивают с эталоном.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные:уметьоформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других

7.Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты

-Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Что мы не умели, а теперь научились?

-Как нужно вычитать из 16 с переходом через разряд?

Закончите фразу(на слайде):

*Сегодня на уроке я узнал/научился…

*Мне было трудно…

* Мне было интересно…

*Я смогу использовать новые знания….

-Что было интересно?

- Наш сказочный урок подходит к концу.

- Посмотрите на свои цветики. У кого получилось собрать целый цветок?

-Какой вывод могут сделать эти ребята?

- А у кого не хватает несколько лепестков?

-Какой вывод вы сделаете?

- У ребят, у кого цветик еще не получился будет возможность его дособрть сегодня на других уроках. Но для этого вам надо активно поработать.

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель т результат, степень их соответствия.

Личностные:смыслообразование.

Познавательные:рефлексия.

Коммуникативные:уметьоформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в малокомплектной школе. 1 класс "Закрепление по теме «Сложение и вычитание вида +4, -4». 3 класс "Закрепление по теме «Прием умножения в случаях вида 23*4»

Урок математики составлен по программе УМК «Школа России», авторы: М.И.Моро, Ю.Г.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова и обеспечен учебниками «Математика» для 1 и 3 классов ...

Конспект урока по математике: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.

Тема: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель: организовать деятельность обучающихся по осмыслению новых предметных ЗУНов по изучени...

"Вычитание вида 6-7",1 класс; "Вычитание вида 8-9",1 класс; "Вычитание вида 8-9. Закрепление", 1 класс.

Конспекты уроков, которые были разработаны мной на преддипломной практике и проведены для учащихся 1-х классов...

Урок математики 1 класс. Тема "Табличное вычитание. Приём вычитания вида 14-... с переходом через десяток "

Технологическая карта  урока математики , 1 класс .Тема "Табличное вычитание. Прием вычитания вида 14-..   с переходом через разряд"...