I. Орг. момент. Психолого-эмоц. настрой на урок. | 1 мин. | -Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Лариса Александровна Я хочу, чтобы этот урок принёс вам много нового и интересного. Подарите друг другу ваши очаровательные улыбки, хорошее настроение, и желаю вам, конечно, успеха, удачи. Наш урок пройдёт под девизом: «Будь внимателен! У тебя всё получится!» -Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
| Приветствуют учителя, следят за тем, что лежит у них на парте. |
II. Актуализация знаний. | 6 мин | Решите ребус. *6 *4 3* 2* 89 64
Сколько единиц в одном десятке? Заселите числа в домик? 10 это сколько да сколько?
Игра «Волшебные числа» Представьте число по образцу, в виде 10 единиц и оставшихся десятков: 40 это 10 единиц и 3 десятка |
Повторение устных приёмов.
Что общего в выражениях? Как удобнее сложить? Что заметили в полученных результатах?
Что общего в последующих выражениях?
Как удобнее вычесть?
Найдите значения выражений:
|
56 84 33 20 89 64
1дес.=10ед.
10 это 2 да 8 10 это 5 да 5 10 это 9 да 1 10 это3 да 7 10 это 6 да 4
30 это 10 ед. и 2 дес. 90 это 10 ед. и 8 дес. 70 это 10 ед. и 6 дес.
73 это 70 да 3. 70+(3+7)=70+10=80 60 50 Сложение двузначного числа с однозначным числом. Удобно единицы складывать с единицами. В значениях выражений двузначное число, оканчивающее нулем. Вычитание из двузначного числа, единицы которого равны нулю однозначного числа. Уменьшаемое представим в виде 10 единиц и оставшихся десятков. Удобнее из десятка вычесть единицы.
60 это 50 да 10; 50+(10-6)=50+4=54 67 28
|
III. Мотивация к деятельности. Целеполагание
| 10мин | Вычислите устно с объяснением.
-Откройте учебник на стр. 18 и посмотрите, как еще можно записать эти примеры. -Сравните записи решения.
-Какова будет тема урока?
-Какую цель поставим перед собой?
Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом записи решения выражений т.е. в столбик вида: -Сложение двузначного числа с однозначных, в значении суммы которых число в котором единицы равны нулю; -Вычитание из двузначного числа однозначное. В уменьшаемом единицы равны нулю. | 1 слагаемое разложим на удобные слагаемые. Получается 30 и 2 Удобнее единицы сложить с единицами. Получается: 32+8=30+(2+8) =40 Уменьшаемое представим в виде 10 единиц и оставшихся десятков. Удобнее из десятка вычесть единицы. 40 это 30 да 10; 30+(10-8)=32
Приёмы сложение и вычитание двузначного числа с однозначным. Научиться записывать данные вычислительные приемы в столбик.
|
IV. Организация учебной деятельности по решению цели и задач уроку.
| 17мин | – Предлагаю вам сейчас поработать в парах. Обсудите со своим соседом по парте, как выполнено сложение. – Что необходимо, чтобы правильно выполнить сложение? – Определим шаги алгоритма сложения: 1. Пишу… 2. Складываю единицы… - 10 единиц это… - Запишу… - Запомню…, чтобы не забыть… 3. Десятков стало …, т.к… 4. Читаю ответ…
-Обратите внимание на 2 столбик 40-8. -Послушайте, как объясню решение примера на вычитание. 1. Единицы нужно вычитать из единиц, но в числе 40 - 4 десятка и 0 единиц, т.е. нет отдельных единиц. Значит, нужно из 4 десятков взять 1 десяток. Из этих10 единиц будем вычитать 8 но, чтобы не забыть о том, что 1 десяток взят, поставим над цифрой 4 точку. Вычитаем единицы: 10 единиц – 8 единиц =2 единицы. Записываем 2 под единицами. Из 4 десятков взяли 1 десяток (об этом напоминает точка, осталось 3 десятка). Пишем 3 под десятками. Читаем ответ: разность равна 32. Алгоритм решения примера на вычитание. 1. Пишу… 2. Вычту единицы… - Это 10 единиц и дес. - Надпишу над … - Из 10 вычту … 3. Десятков осталось … 4. Читаю ответ… Посмотрите в учебнике на странице 18 № 1. Попробуем решить примеры. Что требуется сделать?
-Разбейте выражения на две группы. По какому принципу осуществили разбиение? Выполним вычисления в тетради. Один ученик у доски с устным объяснением. Запишите в тетради №1. Вычисления производим столбиком.
– Что помогало выполнить вычисление верно? -А какими способами мы можем проверить правильное решение примером? Проверим.
Задача №2. Прочитаем. Когда Оля прочитала 40 страниц книги, ей осталось прочитать на 5 страниц меньше, чем она прочитала. Сколько страниц в книге? - О ком говорится в задаче? - Что Оля делала? - Сколько страниц она прочитала? - Сколько страниц осталось прочитать? - Какой вопрос в задаче? - Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Почему? - А это можем узнать? - С помощью какого действия?
-Знаем, сколько прочитала и сколько осталось. -Теперь можем ответить на вопрос задачи? -Какое действие будет следующим? -Какой ответ получим?
-Молодцы, вы отлично справились. Задача №3. Прочитайте задачу.
-О ком говорится в задаче? -Купюры, какого достоинства у Кати? -Что она сделала? -Что требуется найти? -Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? -А можем узнать? Как? -Знаем, сколько денег было и сколько истратила. Как найти сколько осталось? -А как еще можно решить данную задачу?
-Получилось 3 способа.
№ 4 выполните самостоятельно. Один ученик у доски. Проверим.
№6. Прочитайте задание. Реши уравнения. -Рассмотрим 1 уравнение. х – 9 = 4. Запишите решение в тетрадь.
-Следующие уравнения решите самостоятельно. Что получилось?
Решим примеры под вопросительным знаком. Каков порядок выполнения действий в выражениях, содержащих скобки? Без скобок? Найдите значения выражений самостоятельно. Какой ответ получили в первом примере? Во втором? В третьем? |
1.Пишу единицы под единицами. 2.Складываю единицы 2+8=10. 10 единиц это 1 десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть надпишу 1 над десятками первого слагаемого или стрелочку. 3.Десятков стало 4 т.к. 3 да 1 четыре. 4.Читаю ответ: значение сумы чисел тридцати двух и восьми равно сорока.
Вычисли с объяснением. Проверь вычисления разными способами. Первая группа примеры на сложение, вторая группа на вычитание.
73 7 80 1.Пишу единицы под единицами. 2.Складываю единицы 3+7=10. 10 единиц это 1 десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть надпишу 1 над десятками первого слагаемого или стрелочку. 3.Десятков стало 8 т.к. 7 да 1 восемь. 4.Читаю ответ: значение сумы чисел семидесяти трех и семи равно восьмидесяти. 80 7 73 1.Пишу единицы под единицами. 2.Вычту единицы. 80 это 0 единиц и 8 десятков. Возьмем из 8 десятков 10 единиц. Поставим над цифрой 8 точку, чтобы не забыть, что 1 дес. мы заняли. Из 10 вычту 7, получится 3. Запишу под единицами. 3. Десятков осталось7. 4.Читаю ответ: значение разности восьмидесяти и семи равно семидесяти трем. 56 4 60 1.Пишу единицы под единицами. 2.Складываю единицы 6+4=10. 10 единиц это 1 десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть надпишу 1 над десятками первого слагаемого или стрелочку. 3.Десятков стало 6 т.к. 5 да 1 шесть. 4.Читаю ответ: значение сумы чисел пятидесяти шести и четырех равно шестидесяти. 90 9 81 1.Пишу единицы под единицами. 2.Вычту единицы. 90 это 0 единиц и 9 десятков. Из 9 дес. возьмем 10 единиц, поставим точку над цифрой 9, чтобы не забыть, что мы заняли 1 дес. Из 10 вычту 7, получится 3. Запишу под единицами. 3. Десятков осталось7. Об этом напоминает точка. 4.Читаю ответ: значение разности восьмидесяти и семи равно семидесяти трем. Алгоритм. Вычитанием, другим способом сложения. 73+7=70+(3+7)=70+10=80 80-7=70+(10-7)=70+3=73 56+4=50+(6+4)=50+10=60 60-4=50+(10-4)=50+6=56 60-56=4 90-9=80+(10-9)=80+1=81 90-81=9
Об Оле. Читала книгу. 40 страниц На 5 страниц меньше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в книге? Нет. Не знаем, сколько страниц осталось прочитать.
Да. Вычитания. - 40-5=35 (с.) – осталось прочитать.
Да. Сложение. - 40+35=75 (с.) – всего страниц в книге.
Ответ: 75 страниц.
У Кати было 10 р. и 50 р. Она истратила 8 р. Сколько денег осталось у Кати? О Кате. 10рублей и 50 рублей Истратила 8 рублей Сколько денег осталось у Кати? Нет. Мы не знаем, сколько всего денег было у Кати.
- 10+50=60 (р.) – было у Кати.
Вычитанием. - 60-8=52 (р.) – осталось у Кати.
Из 10 р. вычесть 8 р. и прибавить 50 р. 50+(10-8) = 52 (р.) – осталось у Кати. И наоборот: (50-8) + 10 = 52 (р.)-осталось у Кати.
32 64 74 98 86 48 23 18 65 14 80 41 92 33 100
Неизвестно уменьшаемое, чтобы его найти нужно к разности прибавить вычитаемое. х-9=4 х=4+9 х=13____ 13-9=4 4=4 Ответ:13 у + 7 = 15 35 – х = 30 у = 15 – 7 х = 35 - 30 у = 8 х = 5_____ 8+7=15 35-5=30 15=15 30=30 Ответ: 8 Ответ: 5
Сначала выполняют действия в скобках Слева направо
63-(5+8)=50; 68 – 20 +2 = 50; 80 – 32 = 48 |
V. Рефлексия деятельности. Итог урока.
| 1 мин | Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 18 № 2, №5
-Давайте вспомним, какие примеры мы сегодня научились решать? -Какие задачи мы ставили?
-Выполнили мы их? -Каким образом? -Как же поступить, если нельзя из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого?
-Оцените свою деятельность на уроке. У каждого на парте кружочек, нарисуйте на нем смайлик, соответствующий вашему настроению. Веселый - я был активен, у меня все получилось. Нейтральный – не совсем все получилось, был не очень активен. Грустный – я не работал, у меня ничего не получилось.
Поднимите вверх веселые смайлы, нейтральные, грустные. Почему вы нарисовали именно такой смайл? -Вы отлично поработали. Молодцы! Урок окончен. |
Научиться записывать данные вычислительные приемы в столбик. Ответы детей.
Занять 10 единиц у десятка.
|