Выступление на районном семинаре по теме "Работа с таблицей на уроках математики"
статья по математике
материал посвящен работе учащихся с таблицей на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tablitsey_na_urokah_matematiki2.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
В начальной школе учащиеся знакомятся с таблицами в течение всех трех лет обучения. Заучиваются таблицы сложения и умножения, таблица классов и разрядов. Следует отметить, что только в курсе математики учащиеся не просто знакомятся с такими способами представления информации, как таблица, но и получают теоретическое обоснование принципов их построения.
При работе с информацией, представленной в виде таблицы, у учащихся формируются следующие умения:
- умение читать несложные таблицы;
- умение находить и извлекать информацию, представленную в таблице и использовать её для решения поставленных задач;
- умение составлять и заполнять таблицу имеющимися данными по установленному правилу.
Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно, рационально. Сведения внутри таблицы располагаются рядами и столбцами, что дает возможность охватить их взглядом и сравнить между собой.
Вначале необходимо отработать умение читать таблицу. В этом помогут такие вопросы:
- как называется таблица; почему;
- какую информацию из нее можно извлечь;
- зачем нам таблица в задании;
- какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;
- назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;
- что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);
- какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.
Важно проиллюстрировать учащимся разнообразные таблицы и попросить привести примеры. Примерами могут служить: страницы классного журнала, календарь, расписание уроков в школе и т. д. Это поможет доказать, что в жизни часто приходится сталкиваться с разнообразными таблицами, поэтому важно научиться пользоваться информацией, помещенной в них и составлять таблицы.
Как же может строиться работа с помощью таблицы на уроках математики.
Работа с информацией, в соответствии с ФГОС НОО включает в себя 4 раздела:
- “Получение, поиск и фиксация информации”,
- “Понимание и преобразование информации”,
- “Применение и представление информации”
- “Оценка достоверности получаемой информации.
Раздел №1 «Получение, поиск и фиксация информации»
Рассмотрим решение одной из задач 1 класса:
Ира, Петя и Коля написали разности: 8–3, 8–5 , 6–3. В разностях, написанных мальчиками, одинаковые вычитаемые. У Иры и Коли одинаковые уменьшаемые. Напиши: разность Иры и её значение; разность Коли и её значение; разность Пети и её значение.
В первый столбец запишем имена детей. Во 2, 3, и 4-й выражения.
Рассуждаем: у мальчиков, а это Петя и Коля, записаны выражения с одинаковыми вычитаемыми: 8-3 и 6-3, значит в ячейках ставим "+". Но мы ещё не знаем, кому и какое выражение принадлежит.
Что видно сразу? У Иры будет выражение 8-5, ставим в ячейке под этим выражением "+", причём это точно и выделим цветом, пусть это будет красный мелок.
Рассуждаем дальше. У Иры и Коли одинаковые уменьшаемые. Если у Иры 8-5, то у Коли тогда? 8-3, это точно, обводим красным мелком. Видно, что у Пети записано выражение 6-3.
Далее полученную информацию нужно оформить с помощью знаков, т.е записать выражения и найти результат.
Получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ, синтез и обобщение.
Раздел №2 « Понимание и преобразование информации»
Цель - научить преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу. Сюда относится составление таблиц к задачам как форма краткой записи. Это задачи на цену, количество, стоимость, на движение, пропорциональную зависимость, приведение к единице. Таблица в качестве краткой записи задачи не только показывает данные и искомые, но и показывает прямую пропорциональную зависимость. Оформление задач в таблице способствует более быстрому нахождению способа решения. Сначала детям самим предлагаем названия столбцов, строк, постепенно они понимают и сами могут выделить данную и искомую информацию.
Раздел №3 "Применение и представление информации"- показывает степень понимания ребенком добытых сведений, и определяет соответствие и адекватность поставленной задаче, а также открывает широкие возможности для коммуникации, получения обратной связи, самоконтроля и внешнего контроля.
Например, предлагаем самостоятельную поисковую деятельность: проведи опрос среди своих друзей. Выясни, сколько человек посещают библиотеку твоей школы. Результаты своего опроса оформи в виде таблицы, свой вывод.
Раздел №4 «Оценка достоверности полученной информации»
Особенно сложна для учащихся начальной школы оценочная деятельность, поэтому основное внимание нужно уделить формированию у школьников понимания, что проверка результата (пошаговая или итоговая) является необходимым условием любого успешного действия. Например, в ряде задач авторами предлагается пошаговый самоконтроль действий, для учащихся он выделен как план действий.
Таким образом, в ходе работы с таблицами младшие школьники приобретают первичные навыки работы с информацией. Они приобретают важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Таблицы являются отличным вариантом наглядного представления информации, её структурирования для лучшего понимания.
Но как показывает время, итоги ВПР, уроков математики, в рамках которых учащиеся знакомятся со способами работы с таблицами недостаточно. Необходимо организовывать дополнительную работу, в том числе и на занятиях по другим учебным предметам (окружающий мир, русский язык), на кружковых занятиях и во внеурочной деятельности. Только комплексный подход обеспечит полноценное формирование у младших школьников умения работать с табличными данными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (1 класс)
В этом выступлении рассказывается о возможностях формирования УУД в 1 классе по УМК "Начальная школа XXl века"...
Выступление на районном семинаре "Контроль и оценка деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения" ( 08.11.12)
Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в...
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РПЗВИТИЯ»
Аннотация Районный семинар для замещающих семей проводился в ноябре 2012 г. Слушателям семинара довели до сведения о нарушениях речи, их причины. Далее был предложен буклет с рекомендациями, а та...
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...
Выступление на районном семинаре - 2014 год "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"
Музей долже быть живым!...
Выступление на районном семинаре "Новое качество урока"
Выступление по теме "Новое качество урока. Из опыта работы школы"...