Выступление на районном семинаре - 2014 год "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Сл.1 Добрый день! Уважаемые, коллеги! Вы все знаете, что последние 15 лет конца ХХ и начала ХХI века в жизни нашей страны были периодом всеобщего кризиса. Развал системы воспитания, акцент на формирование самодостаточной личности привели к росту индивидуализма, эгоцентризма, воровства и продажности. В молодежной среде преобладает преступность, увлечение алкоголем, процветание наркомании, уклонение от военной службы, от труда в сфере производства. Вместо общественно-полезной деятельности в СМИ рекламируется шоу бизнес, казино, ночные клубы и другие виды легкой жизни.
Сл.2 Как известно, патриотизм в национальном сознании вырабатывается тысячелетиями, его элементы формируются с древности. Патриотизм был характерен и для наших предков, испокон веков они проявляли завидную преданность к своей отчизне.
И сейчас перед образовательными учреждениями стоит задача: возрождение духовных традиций России, таких понятий как Родина, Отечество, родной край, патриот, герой, ветеран войны и др.
Сл.3 Особое внимание в нашей школе уделяется школьному музею. Деятельность музея всегда социально значима, сплачивает вокруг себя детей, взрослых, родителей, ученический актив, ветеранов, представителей разных поколений.
Ведь первоначально формируются знания о том, что рядом, доступно непосредственному восприятию. От любви к «Малой Родине» и изучения ее приходят к познанию всей родины, всего мира. Во всех более или менее значительных населенных пунктах имеются краеведческие музеи.
Сл.4 Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Сл. 5 Чаще всего представления наших детей о русской культуре отрывочны и поверхностны. Эти пробелы восполнятся участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - посещением краеведческих экспозиций. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского быта?
Сл.6 Музей - это не просто подборка мёртвых экспонатов, которые стоят годами и пылятся. Музей – это беседа истории с современностью, а экспонаты – только иллюстрация к этой беседе. Одной из наиболее эффективных форм работы являются музейные занятия. Это интерактивные занятия, требующие серьёзной творческой подготовки и активности. Сл.7 Формы уроков разнообразны: видео-урок, сюжетно-ролевая игра, турнир, викторина, конференция, практикум, урок-путешествие, урок-презентация. Их цель: превратить ученика из пассивного потребителя информации и авторитетных стереотипов в зрителя-соучастника, сопереживателя и сотворца, развить непосредственное творческое восприятие. Мы пытаемся, используя все возможности музея, привить учащимся чувство и ощущение принадлежности к стране, культурному пространству, истории, языку.
Сл.8 Музей Ильинской школы функционирует с 2003 года, хотя собирать объекты культурного наследия начали намного раньше. Сл.9 Первоначально в музее был создан уголок, посвященный предметам крестьянского быта. В настоящее время наш музей значительно расширился: Сл.10 в нем представлено более 260 экспонатов, объединенных в 6 экспозиций. Сл.11 Мы накопили определенный опыт в вопросах организации школьного музея и построения методической работы в условиях его развивающего пространства.
Сл.12 Но в последнее время возникает проблема: как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении. Сл.13 Я вижу такой выход из этой проблемы – это участвовать в интернет-проектах для школьных музеев, а также использовать информационно-компьютерные технологии для развития, продвижения вперед, для поиска, презентаций, исследований. Даже для ведения учета и документации, для хранения статей и результатов анкетирования, для составления и размножения путеводителей и программ, для анализа и статической отчетности. Сл.14 На данном этапе мы только частично используем все возможности информационно-компьютерных технологий: ведем электронную инвентарную книгу, храним статьи и результаты анкетирования, разрабатываем краеведческие проекты, ведем электронную базу экспонатов музея.
С 2014-2015 учебного года мы планируем запустить инновационный проект «Школьный музей», который рассчитан на активное применение информационно-компьютерных технологий в работе школьного музея (создание своего сайта или страницы на сайте школы) и разработать мультимедийную продукцию, посвященную летописи нашего села, нашей школы.
Сл.15 Все выше сказанное подчеркивает значимость одного очень важного тезиса – чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы непрерывно «держать» детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению. Сл.16 Все зависит от нас, руководителей и активистов школьного музея.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...
Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"
Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"...