ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РПЗВИТИЯ»
консультация по теме
Аннотация
Районный семинар для замещающих семей проводился в ноябре 2012 г. Слушателям семинара довели до сведения о нарушениях речи, их причины. Далее был предложен буклет с рекомендациями, а также советы, которые в дальнейшем помогут замещающим родителям в домашних условиях помочь ребенку преодолеть несложные нарушения. Желающие получили индивидуальную консультацию.
Приложение 2.7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_i_korrektsiya_zaderzhki_rechevogo_rpzvitiya.docx | 67.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ
СЕМИНАРЕ
ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
НА ТЕМУ:
«ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РПЗВИТИЯ»
Подготовила и провела:
учитель высшей
квалификационной категории
Кислица Е. В.
с. Беляевка,
2012 г.
1. Этапы речевого развития ребенка.
2. Причины и механизмы задержки речевого развития.
3. Игры и упражнения, стимулирующие речевое развитие детей.
4. Организация свободной и предметно-практической деятельности ребенка с целью развития речи.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше. Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, постараюсь дать краткий ответ. Ребенок овладевает речью постепенно. До 2-х лет процесс овладения произношением носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенком многое пропускается, переставляется. Воспринимается, прежде всего, то, что сильнее действует на слух ребенка и легче артикулируется. Постепенно из воспринимаемых звуковых комплексов вычленяются слова, слоги, звуки. Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем: Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Можно выделить некоторые виды дефектов речи:
Так, возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь. ОНР - общее недоразвитие речи ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе. Дизартрия Дизартрия - нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Причины дизартрии: Чаще это внутриутробные поражения, вызванные:
При родах:
Реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Работа по коррекции речи при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Дислалия Дислалия - нарушение звукопроизношения - подразделяется на два вида: При органической дислалии, коррекцию дефектов переферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт, стоматолого. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед. Причины возникновения функциональной дислалии:
Выделяются несколько видов дислалии: По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушеннодо четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков). В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и поддатлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче. Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии. ЗРР - задержка речевого развития ЗРР - задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком: В психическом развитии ребенка речь имеет важное значение, выполняя три главных функции:
Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции. Заикание Заикание - является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными расстройствами, которые у детей и взрослых часто становятся доминирующими. Как и при других невротических нарушениях, в механизмах развития заикания принимают участие психологические, социально-психологические и биологические факторы. Во многих случаях заикания отмечается так называемая органическая "почва" в виде церебральной дефицитарности различного генеза (В.М. Шкловский). Коррекция заикания включает комплексный подход и включает следующие этапы:
Коррекция задержки речевого развития (ЗРР) Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики? Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребёнку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы, развивающие игрушки. Также хорошо подобрать набор круп и макарон различной формы и величины — пусть ребёнок перебирает их пальчиками. Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путём подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника». Учим говорить |
Обучение родителей способам и приёмам, стимулирующих появление речи у детей раннего возраста с ЗРР».
Родителям порой бывает трудно решить, насколько ребёнок с задержкой речевого развития нуждается в особом внимании. Действительно, иной раз сложно определить сдерживающий фактор речевого развития дошкольника — либо это неумение или же просто нежелание использовать свои речевые возможности. В семьях, где растут дети с проблемами в речевом развитии, зачастую можно наблюдать ситуацию, когда ребенка берегут, излишне опекают. Близкие из любви к малышу, видя его затруднения во время общения, наблюдая неудачные попытки высказаться, стараются предугадать его желания. Но при таком отношении ребенку нет необходимости трудиться, стараться выразить свои мысли посредством речи, развитие активной речи вновь тормозится. Чтобы заговорить, ребёнку необходима помощь взрослого.
Цель, которую ставит перед собой логопед:
- как можно раньше оказать ребенку помощь;
- научить родителей хорошо ориентироваться в проблемах своего малыша и дать им практические навыки разрешения этих проблем.
В случае, когда речь идет о речевом развитии ребенка 1,5-3 лет, который еще не пользуется активной (экспрессивной) речью, необходимо приложить все усилия, чтобы к развитию речи ребенка в семье был единый подход. Главным советчиком в данном направлении выступает логопед, который объясняет, как именно следует вести себя с ребенком, что и когда говорить, как задавать вопросы, какие требования предъявлять на разных этапах его речевого развития. Необходимо научить родителей правильно общаться со своим малышом: с одной стороны помогать, с другой — создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью.
Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно, способствует развитию личности ребёнка и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.
В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой — двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.
Беседа — одновременно и форма и метод общения с родителями.
Большой эффект производит демонстрация записей индивидуальных занятий, в результате чего родители наглядно могут убедиться в динамике речевого развития ребёнка.
Родительские собрания — важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение малышей.
Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на индивидуальных занятиях по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.
Если речь ребёнка значительно отличается от речи сверстников, то в первую очередь необходима консультация таких специалистов, как: психиатр, невролог, логопед, психолог. Возможно, понадобится посетить сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика.
А если родители не только решили обратиться к специалистам, но и сами хотят помочь ребенку, то для конструктивного подхода в решении проблем предлагаются определенные педагогические приемы, которые могут оказаться действенными в речевом развитии.
Основная задача родителей: создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения, закрепление полученных умений в течение всего дня. Неговорящий ребенок должен вовлекаться в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.
Овладение речевой деятельностью предполагает: способность говорить и способность понимать сказанное. Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш понимает речь. Родителям предлагается проверить, может ли ребенок выполнить следующие инструкции: «Покажи зайчика, машину, собачку. Возьми зайчика, машину, собачку. Дай зайчика, машину, собачку. Обними маму. Поцелуй папу. Пожалей бабушку. Поиграй в ладушки. Закрой глаза. Помаши ручкой. Возьми маму за руку и иди домой. Налей в стакан воды и дай его бабушке. Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф. Зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф. Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать».
Особая роль отводится развитию слухового внимания ребёнка. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого — и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Предлагаются такие задания, как:
- Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете.
- Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? - Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.
- Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет, стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т.п.
- Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.
- Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать диски и кассеты для] детей. Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
- Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.
- Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете.
Родителям предлагается детально проговаривать то, что происходит или произойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.
Для стимулирования появления речи предлагаются разнообразные методические приемы, структурно организованные в следующие блоки: диалог, имитация и звукоподражание, стихи.
Основной «пусковой» момент появления речи - общение. Первый партнер ребенка в диалоге-взрослый. Необходимо, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ. Надо поощрять речевую реакцию ребенка в любом случае — как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивать на четкости произношения. Критерий правильного ответа — понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности механизма порождения речи.
- Для развития диалога помогают:
1. Инсценировки.
Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если сделать иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А взрослый обязательно должен сопровождать чтение стихотворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.
2. Вопросы.
Взрослые продумывают серию вопросов-ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т.п.
Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа — «да» или «нет». Их задают в реальных часто повторяющихся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.). Например: Хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Будешь смотреть телевизор? Ты не замерз? Видишь машину?
Вторая серия вопросов — усложненный вариант игры «да — нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: Ты сидишь? (когда ребенок идет); Ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.
Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?
Вопросы задаются о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.).
На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудности не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроизведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос Кто там пришел? малыш вместо дядя отвечает дя, на вопрос Что тут растет? вместо дерево говорит веве. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать правильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.
При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбираются картинки с изображениями знакомых ребенку предметов. Например, хорошо использовать карточки из картинно-предметного или тематического лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.
Четвертая серия — вопрос Что делает? Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, ри¬сует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, прыгает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) — основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знакомым одушевленным и неодушевленным предметам. Например: Что делает мама? Что делает собака? Что делает кукла? Что делает машина? Что делает самолет?
Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.
3. Команды.
Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей на ранних этапах речевого развития, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Необходимо, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали естественным образом.
4. Домашний театр.
Для домашнего кукольного театра нет необходимости в громоздких декорациях. Вначале ребенок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова. Задания:
«Куклы разговаривают». Сделать простейшие куклы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.
«Праздничное чаепитие». За сто¬лом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: Ты какой хочешь чай — холодный или теплый? Что тебе дать — печенье или конфетку?
«Кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака — косточки, мишка — мед и т.п. Предложите ему накормить игрушечных животных.
«Продовольственный магазин». Меняйтесь ролями продавца и покупателя.
Для стимуляции речевого развития необходимо использовать имитацию и звукоподражание. Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами...» побуждают ребенка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов. Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква, произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: ай-ай-ай, ох. Ребенок начнет заражаться обстановкой взаимодействия, повторять вслед за взрослым. Желательно создать игровую ситуацию, в которой малышу захочется повторить звукосочетания. Например, пожалуйтесь, что Вам холодно — бррр; укладывайте игрушки спать — бай-бай; кормите кукол — ням-ням; говорите по телефону — алло, динъ; играйте в прятки — ку-ку; с водой — кап-кап; в поезд¬ку на машине или на поезде — би-би, мy-мy; предложите поскакать на лошадке — но-но; походить как мишка — топ-топ. Хорошо, если ребенок будет вместе с Вами договаривать потешки: — Гуси-гуси! — Га-га-га! — Есть хотите? —Да-да-да! Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребенок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку: ко-ко-ко; за мышку: пи-пи-пи, изображает, как упало яичко — бах, как плачут баба и дед — ой-ой-ой.
Неговорящий ребенок, как правило, воспринимается окружающими более младшим. В связи с этим, давая задания, надо учитывать его реальный возраст. Неинтересные задания (проще тех, которые ребенок способен выполнить) могут раздражать, вызывать протест, тормозить развитие.
Заучивание стихов не только способствует формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся. Кроме того, запоминание стихов улучшает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями.
Занимаясь с ребенком самостоятельно, родителям необходимо учитывать его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"
Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях. Извечная тема “отцов и детей” трево...
Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.
Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения....
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...
Статья на тему: "Профилактика и коррекция тревожности в младшем школьном возрасте".
Раскрываются основные причины тревожности, направления психопрофилактической и психокоррекционной работы с тревожными детьми, памятка учителю и рекомендации родителям....
Консультация для родителей на тему: «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников» 2 класс
Консультация для родителей - Дисграфия и дислексия...
Наглядный материал по профилактике и коррекции оптической дисграфии у детей с речевыми нарушениями.
Методическон пособие. Наглядный материал. Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей....
Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.
laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...