Выступление на районном семинаре "Новое качество урока"
опыты и эксперименты
Выступление по теме "Новое качество урока. Из опыта работы школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 41.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №69 Калининского района Санкт-Петербурга
Выступление на районном семинаре по теме:
«Новое качество урока»
Учитель начальных классов Куликова М.В.
Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса
Интеграция урочной и внеурочной деятельности неизбежно расширяет тематику изучаемого материала. А нам нужна экономия времени (его же всегда не хватает!), нам необходимо создавать новые речевые ситуации (коммуникативная компетенция!), нам требуется мотивировать своих учеников (без мотива нет цели!), да и цели наши должны совпасть с целями ребенка
Мощнейшим резервом экономии времени, повышения мотивации и развития целеполагания становится в условиях современной российской начальной школы внеурочная деятельность. Она дает нам дополнительное время и позволяет повысить мотивацию прежде всего за счет свободного выбора внеурочных курсов детьми и их родителями.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Интегративная модель организации внеурочной деятельности позволяет обеспечить целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного и воспитательного процесса.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Поскольку внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе, ведущую роль в её организации и проведении отвели классным руководителям, т. к. учителя начальных классов гораздо лучше других специалистов ориентируются в содержании занятий внеурочной деятельности, педагоги получили возможность глубоко познать ребёнка как в учебной, так и во внеурочной деятельности, большую часть времени дети проводят под присмотром одного педагога, у классного руководителя появилась дополнительная возможность организации жизнедеятельности коллектива.
Формы учебной деятельности/ ФОТО
Учебная деятельность, как урочная, так и внеурочная, организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Школа после уроков
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
ГРУППОВАЯ РАБОТА
Деятельность учителя на уроке и во внеурочное время состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является групповая работа, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Для развития мышления, познавательной активности ребёнка необходима не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
ПРОЕКТЫ
В образовательный процесс нашей начальной школы успешно вошел такой вид учебной деятельности, как проектная деятельность.
Содержание учебного материала раздела «Наши проекты» в учебниках по русскому языку, математике, окружающему миру в ОС «Школа России» выстроено так, что организации проектной деятельности осуществляется как на уроке, так и во внеурочной работе.
Именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях.
Проекты предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.
Презентации
Современное образование переходит на новый виток своего развития. Многие педагоги и родители ищут возможность заинтересовать детей наукой, привить любовь к обучению и зарядить желанием творить и мыслить неординарно. Поколение детей ХХI века легко ориентируется в современных технологиях. Дети хотят развиваться так, чтобы не только идти в ногу со стремительно развивающимися технологиями, но и непосредственно участвовать в этом процессе. Современное подрастающее поколение, владеющее различными гаджетами, как правило, не имеет трудностей при создании презентаций, которые широко применяются на уроках в качестве докладов и создаются на внеурочной деятельности.
3D книги
Учащиеся нашей школы создают 3-D книги.
Материальная база ОУ улучшается и развивается, многие идеи, еще недавно остававшихся мечтой – сегодня реальность. На уроках учителями нашей школы применяется работа с пультами, а во внеурочное время - роботехника.
В начальной школе дети относятся к роботам как к игрушкам, поэтому интерес к занятиям у них очень высок. Необходимо поддерживать этот интерес активной деятельностью, которая приводит к реальным результатам. Робототехника позволяет решать многие проблемы современного образования: отсутствие мотивации у учащихся, реализация знаний на практике, углубление межпредметных знаний и метапредметных навыков.
Толстой
Современное образование требует от педагога воспитать творческую, активную, самостоятельную личность, которая способна решать теоретические и практические задачи, иметь четкую жизненную позицию.
Требования к профессиональной деятельности учителя
В решении задач, поставленных перед современной школой, большое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного систематического отслеживания качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы и определить пути её дальнейшего развития.
Мониторинг в нашей школе представлен двумя уровнями. Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.
Мониторинг второго уровня осуществляет администрация школы. ВСОКО /внутренняя система оценки качества образования/
Инструментом мониторинга являются диагностические работы.
Систематический мониторинг позволяет сделать выводы о сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы ОУ. Анализ результатов проведенного мониторинга дает представление общей картины сформированности способностей решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, а также выявить те трудности, которые испытывают обучающиеся.
Детальный анализ выполненных заданий позволяет каждому учителю школы сделать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях обучения как для отдельного ученика, так и класса в целом.
Работа будет успешной в случае выявления у учащихся сильной стороны, благодаря чему они смогут проявить себя, вкусив успех и оценив собственные возможности.
Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
В процессе работы, безусловно, необходимо хвалить и поддерживать учеников. Это помогает формированию его самооценки. Очень важно правильно мотивировать таких детей, направляя их на новые подвиги, проявление самостоятельности и готовность к творческому риску. Нетрадиционные формы урока, такие, как урок – соревнование, уроки с групповыми формами работы, уроки – конкурсы, уроки - игры помогают создать ситуацию успеха. Надёжным путём создания ситуаций успеха является дифференцированный подход, разноуровневые задания, которые широко применяются учителями нашей школы.
Использование технологий, методик по созданию ситуации успеха позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт, можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
Задача учителя – создать условия для нормального развития личности, т. е. не только дать знания, сформировать программные умения и навыки, но и:
- создать обстановку, располагающую к деятельности, вызывающей положительные эмоции;
- мотивировать познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания. И добиться либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;
- перейти с позиций носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности обучающихся;
- организовать гуманную систему отношений учитель-ученик, ученик-учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении;
- создать ситуацию успеха;
- учить детей творчески распоряжаться своими знаниями;
- разнообразить формы проведения урока, чтобы они не казались детям сухими, скучными
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК НАПРАВЛЕН:
′ на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов; ′ урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;
′ развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; ′ проектировать пути их реализации;
′ контролировать и оценивать свои достижения.
НОВОЕ В УРОКЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
′ Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
′ Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
′ Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
′ Формулировка, кроме темы урока, так называемого «имени урока».
′ Комплексное планирование задач урока.
′ Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
′ Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
′ Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
′ Знание разных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.
′ Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
′ Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
′ Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
′ Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств). ′ Включение компьютеров в педагогические технологии.
′ Дифференциация домашних заданий.
′ Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
′ Имидж учителя. ′ Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
Так какой же он, современный учитель начальных классов?
Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Современный учитель – это профессионал. Профессионализм учителя определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
Выступление на районном МО учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны по теме «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»
Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы «Проектная деятельность младших школьник...
Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".
Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....
Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".
Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Районное выступление по итогам конкурса "ФГОС Новое качество урока" 2021
Урок окружающего мира3 классУМК «Перспектива»«Самое главное вещество»Мастер – классУчитель Филатова С.П.ГБОУ школа №523...