Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
консультация по теме

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме:

«Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Наша профессия очень трудная. Она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, наверное, она и самая интересная.

Сегодня мы пригласили Вас в нашу школу, чтобы поделиться опытом. Мы делаем с вами одно дело – растим будущее нашей страны. И то, каким оно будет, зависит от нас с вами тоже. Ни Вам, ни нам в одиночку не добиться успеха. Поэтому нам необходимо работать сообща!

1 слайд

Чудо-лекарство

 Взрослые! Если грустите,

 Кошки скребут на душе –

 Детство в аптеке спросите:

 В капельках или в драже.

 Пару цветных витаминок,

 Капелек с сахаром пятъ –

 И босиком без ботинок

 Прямо по лужам гулять.

 В ваших глазах отразится

 Небо такой синевы...

 Солнцем, травинкой и птицей

 Будто бы станете вы.

 Снова деревья большие,

 Хочется петь и играть!

 ...Может, вы даже решите

 Больше детей не ругать?

 Детства волшебное царство –

 Радость весёлых проказ...

 Жаль, что про чудо-лекарство

 Мамы не знают пока.

 Но не беда! Слава Богу,

 Вместо чудесных затей

 Взрослым придут на подмогу

 Смех и улыбки детей!

2 слайд

В Российском образовании много лет существует некая проблема: каждый ребёнок не менее двух раз в своей учебной жизни получает тяжёлый стресс, который психологами назван вполне «приятным» словосочетанием: адаптационный период.

В чём причина данной ситуации? (Проблемный вопрос)

1) Дети плохо подготовлены к новым требованиям.

2) Педагоги не владеют профессиональными подходами в общении с учащимися.

3) Родители не принимают непосредственного участия в школьной жизни своих детей.

4) Отсутствует преемственность между ступенями образования: дошкольной и начальной; начальной и основной. 

3 слайд

 Тема: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС» 

4 слайд

5 слайд

Преемственность непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Советский философский словарь 

6 слайд

Концепция содержания непрерывного образования
(дошкольное и начальное звено)
(одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.):

преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех  компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

7 слайд

Готовясь к семинару, мы изучили этот вопрос очень подробно и выслушали различные мнения.

8 слайд

Проблемы преемственности:

  • «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения;
  • обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

9 слайд

Ситуация в школе

В условиях вариативности дошкольного образования и отсутствия единых представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета.

но

- у 35−40%  из них не развита мелкая моторика,

- у 60% – устная речь

у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность

10 слайд

Готовность  детей к обучению в школе

(результаты анкетирования учителей )

Уровень

низкий

(% уч-ся)

средний

(% уч-ся)

высокий

(% уч-ся)

понимания объяснений на уроках

20,2

47,3

30,8

организации своей деятельности на уроках

21,4

48,5

30,1

общения детей друг с другом

13,3

52,6

34,1

общения со взрослыми

12,8

50

37,2

тревожности на уроках

51,2

35,4

9,9

        Из этой анкеты видно, что часть детей приходит в школу не готовой к обучению. Поэтому они быстро переутомляются, ухудшается здоровье детей, снижается учебная мотивация, теряется интерес к учёбе.

11 слайд

Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:

формирование это умения учиться.

12 слайд

        У нас с Вами есть нормативные документы, приказы, которыми мы должны руководствоваться в своей работе. 

Это:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373

     Вступил в силу 1 сентября 2011г.

  • ФГТ (Федеральные государственные требования)  к структуре основной  общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 №655
  • ФГОС дошкольного образования  разработан  впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу  с 1 сентября 2013г. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»

     Январь 2014 – декабрь 2015 внедрение ФГОС дошкольного    образования

13 слайд

        Выполнив сравнительный анализ двух программ, можно сделать следующие выводы.

1) В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает:

· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

· формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

· активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

· построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы:

• совместная деятельность детей

• совместная деятельность взрослого и детей

• самостоятельная деятельность

14 слайд

3) Следующее: цели ФГОС являются как бы продолжением  целей, поставленных  ФГТ:

· развитие физических качеств - укрепление физического здоровья

· формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

· формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание

        Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

15 слайд

4) Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне  системы трех взаимосвязанных требований: к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.

5) Сравним структуры программ. В программе дошкольных учреждений определено 5 пунктов, в программе начальной школы – 11. Рассмотрим точки соприкосновения двух программ. ФГОС        -ФГТ

Пояснительная записка         - Пояснительная записка

        Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования        Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

        Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования        Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Программы учебных  предметов:

«Русский язык»

«Литературное чтение»

«Математика»

«Окружающий мир»

«Изобразительное искусство»

«Музыка»

«Технология»

«Физическая культура»

«Иностранный язык»        

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

«Физическая культура»

 «Здоровье»

«Безопасность»

 «Социализация»

 «Труд»

 «Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

 «Музыка»

Программа коррекционной работы        

Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Учебный план

План внеурочной деятельности        

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

16-23 слайды

6) В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий.

7) Теперь рассмотрим требования к результатам двух программ.

24 слайд

Итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. В словаре указано понятие интеграция - это процесс, с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне - это состояние организма,  когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.

     Обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС,  мы можем проследить чёткую преемственную связь.

25-35 слайд

        В старшем дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – обобщённое и дифференцированное отношение ребёнка к самому себе.

36-38 слайд

        Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология "Портфолио". Этот необычный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить все интересное, что произошло в жизни малыша: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от прогулок, конкурсов, награды, забавные высказывания. Более того, портфолио не только станет памятной вещью для каждого воспитанника, но и пригодится при поступлении в школу.
39 слайд

Подводя итог сравнительному анализу ФГТ и ФГОС,  можно сказать, что оба эти документа тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.

      Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

40 слайд

        Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников?

- Слово «стандарт» очень часто вызывает в обществе мучительную аллергию - что это такое, для чего? Поэтому я начну с того, что стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения.         Почему  вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш - детьми - в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

        Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нём должны быть ещё и требования к результатам, - это принципиальное новшество.

        Означает ли это, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены?

        С помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше.

РЕФЛЕКСИЯ

Презентация «Детские глаза»

Милые женщины! Мы все работаем с детьми. Мы их всех любим. И нужно отвлекаться от суеты и думать о главном, о том, что дети ждут от нас доброты, понимания, сочувствия и ласки.

А теперь подведём итог нашей встречи:

  • Если вы считаете, что пришли к нам не зря, вам всё понравилось и главное вы загорелись и будете применять наш опыт в своей практике – возьмите на память зелёный шарик;
  • Если вы не со всем согласны или и так всё знали и делали – возьмите жёлтый шарик;
  • А если вы считаете, что зря потратили время у нас в школе – возьмите красный шарик.

        Помашите шариками нам на прощание. Зелёных шариков много – значит, продолжим наши встречи. До свидания! Творческих успехов вам!

Заместитель директора по УВР                         Е.А. Буренко



Предварительный просмотр:

Приемы самооценки

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал детьми, допускает оценивание по таким критериям как аккуратность, правильность, старание, трудность);

- прием «лестница успеха» (изображена на доске, ребята оценивают выполнение задания своими магнитиками, располагая их на лестнице; по желанию ребята комментируют свою оценку);

- графическая самооценка (с помощью квадратиков, кругов, звездочек разного цвета: зеленый – выполнил быстро, правильно и самостоятельно; желтый – правильно, но медленно; синий – правильно, но с помощью других; красный – неправильно.

С целью формирования прогностической самооценки предлагается следующие символы «+» - все знаю, «-» - не знаю, «?» - сомневаюсь);

- алгоритмы устной самооценки 

( Фронтальная самооценка:

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Индивидуальная самооценка:

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- прием «таблица успешности» (заполняется самими учащимися и находится в «Портфолио», в ней учащиеся помечают разными цветами уровень своей успешности по каждому предмету);

- прием «разноцветная таблица» (применяется с использованием интерактивной доски: при оценивании выполнения задания дети  располагают свои фотографии в той части таблицы, цвет которой соответствует степени выполнения задания – значения цветов берется из графической самооценки);

- прием «сигнальные карточки» (самооценка ведется с помощью сигнальных разноцветных карточек);

- прием «волшебный мешочек» (применяется с использованием интерактивной доски: при оценивании выполнения задания дети кладут предложенные предметы в мешочки «Справился», «Справился с помощью» и «Буду стараться дальше»);

- прием «взаимооценка» ( 1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты. 2-й способ: ребёнок сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Данный прием позволяет применение тактильных способов взаимооценки – поглаживание по голове, пожимание рук и т. д.)

-- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия (задания можно предложить придумать самим ребятам);

- прием «сопоставления своих действий и результата с образцом»;

- прием «умные вопросы» (хорош при формировании контрольно-оценочных действий)

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегоднято, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавин...

Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".

Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...

Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО

Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС.

Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к друго...

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Начальная школа начинается с предшкольного образования. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, с...