конспект урока по математике "Равные фигуры"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Тип урока: ОНЗ. Цель урока - сформировать представление о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, умение обосновывать равенство фигур различными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока равные фигуры | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Равные фигуры».
Автор: А. Д. Русенко, учитель начальных классов
Основные цели:
1) Сформировать представление о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, умение обосновывать равенство фигур различными способами.
2) Формировать умение находить равные фигуры.
3) Тренировать навыки счёта в пределах 9; взаимосвязь между частью и целым.
4) Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Демонстрационный материал:
1) Поговорка:
Знание собирается по капле.
2) опорный согнал:
3) Изображение «Домик».
4) Макеты кирпичей (3 шт.)
5) Прямоугольники на формате А4.
6) Тема урока: Равные фигуры.
Раздаточный материал:
- Геометрические фигуры (квадраты и треугольники).
- Карточки с заданием (круги).
- Калька.
Ход урока:
Этапы урока | Цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности. 2.Актуализация знаний. Устный счёт. 3.Подготовка к изучению нового материала. Постановка проблемной ситуации. 4.Изучение нового материала. Свойства фигур. 5.Первичное закрепление. Создание другой проблемной ситуации. 6.Работа по учебнику. Повторение. 7.Итог урока. 8.Рефлексия. | Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы. Закрепить навыки счёта в пределах 9. Определить содержательные рамки урока: работа с геометрическими фигурами. Актуализировать знания основных плоских геометрических фигур, умение разбивать геометрические фигуры на группы. Актуализировать знания основных плоских геометрических фигур, умение разбивать геометрические фигуры на группы. Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию. Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения. Формирование у учащихся представления о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным способам обоснования равенства фигур. Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи. Формирование у учащихся способности к различным способам обоснования равенства фигур. Закрепление материала. Организовать задания умения составлять выражения. Закрепить знание состава чисел. Зафиксировать изученное на уроке. | - Посмотрите на экран. Что написано? (слайд 1) Знание собирается по капле. - Как вы ее понимаете? - Будем накапливать наши знания? - Посмотрите на домик? (нарисован на бумаге, висит на доске) - Из чего он построен? - А можно ли кирпичики сравнить с капельками? Почему? - Посчитаем, из скольких целых кирпичиков состоит дом. - Посчитаем в обратном порядке… - Сколько рядов с оранжевыми кирпичиками? (запись на доске) - Сколько рядов с белыми кирпичиками? (запись на доске) - А сколько всего рядов кирпичей? (запись на доске) - Какие выражения можно составить из этих чисел? (слайд 2) - Придумайте ситуацию, используя данные выражения, и задайте к ней вопрос. - Что находим: целое или часть? -Какую геометрическую форму имеют кирпичи? (макет кирпича из бумаги) (слайд 3) - Как изобразить на плоскости кирпич? Какая геометрическая фигура получится? (рисунок «кирпича» - прямоугольника на доске) (слайд 3) - Как вы думаете, одинаковы ли кирпичи по размеру или они разные? (макеты трёх кирпичей, два из них равны, а третий – меньше, чем первые два) (на доске ещё два прямоугольника) - Как это можно проверить? - Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? - Тема урока? (на доске – «Равные фигуры») (слайд 4) - А какие ещё вы знаете геометрические фигуры кроме прямоугольника? - Возьмите у вас на столах квадраты. Посмотрите на них? Какие они? (большие – маленькие, зеленые – белые) - Как можно определить равны ли фигуры по размеру или нет? - У кого получилось? - Как ты это сделал? (слайд 5) - Итак, какие фигуры оказались равными? - Когда фигуры называются равными? - Когда фигуры неравные? Вывод вывешивается на доске: Две фигуры равны, если их можно совместить наложением. (слайд 6) Запишем в тетрадях равенство и неравенства. - А теперь возьмите треугольники. Что можно сказать о них? (слайд 7) - Равны ли между собой оранжевый и белый треугольники? - Как проверим? (слайд 7) - При помощи какого равенства запишем, что оранжевый треугольник равен белому? - А сейчас возьмите белый и красный треугольники. Что можно сказать о них? - Равны ли они? (слайд 7) - Как запишем? - Скажите мне, какой вывод можно сделать об оранжевом и красном треугольниках? - Почему? - Запишем ваш вывод. (слайд 7) - Возьмите листочки, на которых нарисованы круги. Найдите среди них пару равных фигур. (слайд 8) - А как можно сравнить фигуры, которые нарисованы в книге и мы не можем их подержать в руках? - Посмотрите, на столах у вас лежит бумага, и бумага эта необычная. Какая она? Как называется? - Чем может помочь нам калька? - Возьмите кальку и лист с кругами. Найдите среди них равные круги. Запишите на листке равные фигуры. (слайд 8) - Откройте рабочие тетради на странице 39 задание №1. - Посмотрите на это задание, что вы заметили? Чем эти фигуры отличаются от тех фигур, которые мы сравнивали в начале урока и только что? - Как это может нам помочь? - Проверьте своё предположение по фигуре б. Найдите равную ей фигуру. - Какая фигура похожа на фигуры б и г? - Равны ли они между собой? Как проверим? - Какой вывод можно сделать? - Раскрасьте равные фигуры зелёным карандашом. Самостоятельная работа. - А сейчас проверим, всё ли вы поняли. Постройте по клеткам с помощью линейки фигуры, равные данным у вас в рабочих тетрадях в задании №2. Первый вариант чертит к первой фигуре, а второй – ко второй. - Посмотрите на работу соседа по парте и поверьте её. Есть ли у кого ошибки? - Переходим к следующему заданию. Откройте учебники на странице 39 задание №4. (слайд 9) - Посмотрите на рисунок. Что на нём нарисовано? Какие геометрические фигуры изображены? Сколько их? - Сколько всего фигур нарисовано? - Какие выражения можно составить к данному рисунку? Откройте тетради, запишем эти выражения в них. Запись выражений в тетради, объясняя, что обозначает каждое число в выражении, и что мы находим при помощи этих выражений. (известны части (целое) и находим целое (части)) Задания в рабочей тетради. Страница 40 №4. -Найди и исправь ошибки. (задание выполняется по рядам в рабочей тетради 1 ряд – первая строчка, 2 – вторая, 3 – третья) - Вернёмся к нашей пословице. (слайд 10) - Получили ли вы сегодня свою каплю знаний? Научились ли чему-то новому на уроке? - Чему вы сегодня научились? - Какую цель ставили перед собой? - Какие трудности остались на конец урока? На обратной стороне листочка с кругами нарисуйте солнышко. Если вам всё удалось, то солнышко улыбается широко. Если получилось, и всё таки были какие-либо трудности, то солнышко улыбается чуть-чуть. Ну а если у кого-то мало что получилось, и он ничего не понял, то солнышко не улыбается, а грустит. Значит, вам есть к чему стремиться. И мы будем все стараться. Покажите мне ваши солнышки. - Спасибо всем за урок. (слайд 11) | Чтение пословицы. Высказывание своих мыслей о том, как они понимают эту пословицу. На экране (доске) домик из кирпичей. Ответы на вопросы. Дом состоит из 22 целых кирпичиков. 5 рядов из оранжевых кирпичей. 4 ряда из белых кирпичей. Всего 9 рядов кирпичей. Составление выражений. 4 + 5 9 - 4 5 + 4 9 - 5 - Параллелепипед. - Прямоугольник. Ответы детей. Ответы детей. Дети самостоятельно пробуют определить равны или не равны квадраты между собой. - Равными оказались два зелёных квадрата. (Фигуры называются равными, если при наложении совпадают.) (Фигуры неравные, если при наложении не совпадают.) а ≠ б б ≠ в а = в Ответы детей. - Равны. - Путем наложения. о = б - Равны. б = к Ответы детей. о = к Ответы, предположение детей. Калька. Она прозрачная, можно обвести фигуру, получится шаблон, который можно приложить к другой фигуре и сравнить). (самостоятельное выполнение работы) Сравнение по эталону на экране. - Фигуры не цветные, они состоят из клеток. - Можно посчитать количество клеток. - Фигура г. (Один из учеников считает вслух с комментированием) - Фигура е. - При помощи кальки и подсчёта клеток. (фигура е не равна фигурам б и г) (Две фигуры равны, если их можно совместить наложением. Если при подсчёте количество клеток равно. При помощи кальки) (взаимопроверка) (один большой красный круг, три маленьких зелёных круга, три зелёных треугольника – один большой, два маленьких) (всего 7 фигур) 1 + 6 (1 кр.круг и 6 зел.фигур) – сколько всего фигур 3 + 4 (3 зел.треугол. и 4 круга) – сколько всего фигур 2 + 3 (2 мал.треугол. и 3 мал.круга) – сколько маленьких фигур 5 + 2 (5 мал.фигур и 2 больш.фигуры) – сколько всего фигур 7 – 2 (7 всего и 2 большфигуры) – сколько маленьких фигур 7 – 6 (7 всего и 6 зел.фигур) – сколько красных фигур 8 – 3 («лишнее» выражение) – нет количества 8 фигур 7 -3 (7 всего и 3 треугол.) – сколько кругов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса школы 8 вида.
Разработка комбинированного урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса коррекционной школы 8 вида.На данном уроке ...
Конспект урока математики «Геометрические фигуры. Закрепление»
Методическая цель: формирование коммуникативных, регулятивных УУД через игровую форму урока.Цели урока: повторить знания о геометрических фигурах; закреплять пространственные представления; закреплять...
Конспект урока по математике на тему "Геометрические фигуры. Площадь фигур. Палетка"
Разработка урока для 3 класса....
Конспект урока "Нахождение площади фигуры при помощи палетки" (4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Нахождение площади фигуры при помощи палетки". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа Рос...
Конспект урока "Площадь. Сравнение фигур по площади" с использованием карточек https://uchi.ru
Коспект урока по математике 3 класс УМК "Школа России по теме "Площадь. Сравнение фигур по площади"...
Конспект урока технологии "Архитектура. Фигура в масштабе" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тема: «Архитектура. Фигура в масштабе»Цели деятельности учителя: знакомство с основами черчения и масштабирования; формирование умения выполнять чертеж в масштабе;Планируемые результаты:Пр...
Конспект урока математики «Геометрическая фигура квадрат»
Данный конспект предназначен для детей с ССД (11класс)...