Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики
методическая разработка по математике

Урбанова Елена Петровна

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie._priemy.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики

   Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Владение смысловым чтением — это метапредметное умение, которое затрагивает как учебную деятельность обучающихся, так и их повседневную жизнь, потому что тесно связано с формированием их информационной культуры.

Стратегии смыслового чтения:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации. (Слайд 1)

 Существует множество педагогических технологий, которые используют учителя на своих уроках и во внеурочной деятельности, одна  из которых  технология критического мышления. 

    Технология критического мышления:

 

  1. формирует у учащихся образовательные мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
  2.  позволяет формировать и совершенствовать навыки смыслового чтения, умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц
  3.  В младшем школьном возрасте помогает учителю переключить ученика с внешней атрибутики на собственно учебную деятельность посредством вовлечения в процесс поиска знаний. (слайд 2)

        Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

  • подготовительный  – стадия вызова;
  • восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
  • присвоение информации – стадия рефлексии.(Слайд 3)

   Применение приемов  технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики.( слайд 4)

 Прием “Ключевые слова”

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Например, Закрепление знаний по опорным словам при изучении величин ( времени, массы, площади, длины).

Прием “Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Например: задачи с ошибками, с неверной информацией.

На стадии вызова наиболее часто используется ( слайд 5) приём

«Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ.

 Например, при устном счете

-  Произведение 0 и 9 равно 9;

- Сумма 36 и 14 больше 40;

- Разность 80 и 15 меньше разности 80 и 25.

            На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам. Например, при введении понятия

« Площадь прямоугольника» на стадии вызов повторяем  свойства прямоугольника через игру "Да -  нет"

- Через точку можно провести только одну прямую (нет).

- Прямоугольник - это замкнутая ломаная линия (да).

- Прямоугольник - это четырёхугольник, у которого все стороны равны (нет).

- Треугольник, у которого две стороны имеют равную длину, называется равнобедренным (да).

- Треугольник, у которого один угол острый, называется тупоугольным (нет).

- Площадь - это сумма длин сторон прямоугольника (нет)    

Прием “Корзина идей” (слайд 6)

        Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум.

            Например, при изучении единиц времени на стадии вызова ученикам на листах предлагается таблица (прием «Инсерт») ( слайд 7)и  дается задание.  Записать какие единицы времени они знают. Затем ставится вопрос -   Что бы вы хотели узнать о единицах времени?  На этапе осмысления учитель предлагает учащимся прочитать текст. При работе с текстом использовать маркировочные значки:

«V»- то, что знаю

«+» - новая информация

« -  » -  думал иначе

« ? » - есть вопросы

«V»- то, что знаю

 

«+» - новая информация

« -  » -  думал иначе

« ? » - есть вопросы

Год

Неделя

Минута

Час

Месяц

 

 

 

После прочтения детям предлагается заполнить таблицу  и дополнить фразу, в которой дети описывали сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени.

 Прием « Тонкие и толстые вопросы)  ( слайд 8)можно использовать на любой стадии урока. Учащиеся учатся задавать вопросы таблице, а потом записывать вопросы по тексту.

 ( слайд 9)       Кластер  - способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными  мыслительные процессы.

Например,

- при изучении геометрических фигур, треугольник, угол – острый, тупой, прямой, имеет вершины и т.д.

- при изучении величин;

- при изучении задач на движение

Синквейн ( слайд10)

Также  одним из способов развития смыслового чтения является организация работы с текстовыми задачами. 
 Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи придается также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью. В контексте смыслового чтения при решении задач роль учителя состоит в  том, чтобы организовать и направить детей на решение задачи с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети. ( слайд11)

Стратегии смыслового чтения

Этапы решения задач

Что должен уметь ученик

Поиск информации и

понимание прочитанного

Анализ содержания

задачи.

Поиск пути решения

задачи и составление

плана ее решения

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию

Преобразование и

интерпретация

Осуществление плана

решения задачи.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

Оценка информации

Проверка решения

задачи.

Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её

Приём «Составление краткой  записи  задачи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

Приём  «Составление вопросов к задаче»

Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической задачи, формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

Таким образом на уроках математики можно организовать целенаправленную систематическую работу по развитию приемов смыслового чтения, что будет способствовать реализации системно-деятельностного подхода в обучении и формированию универсальных учебных действий.

Использованная литература

1.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Санкт-Петербург.: «Речь», 2003

4. Дегтярева И. В. Использование технологии критического мышления в обучении смысловому чтению // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — С. 13-16.

5.http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml 

6. http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/ 

7. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305 

8 .  https://kopilkaurokov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики

Слайд 1. Приемы развития смыслового чтения на уроках математики Использование стратегии  смыслового чтения на уроках математики при решении текстовых задач. На современном этапе развити...

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ на уроках литературного чтения

В данной статье представлен опыт работы по формированию смыслового чтения на уроках литературного чтения....

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики в начальной школе

презентация натему "Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики" в начальной школе...

Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .

Данная статья включает материал использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики ....

Мастер- класс "Приём развития смыслового чтения"

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.           С введением н...

Мастер-класс «ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ математики»

Мастер-класс "Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики" рассказывает как приучить ребенка внимательно читать, разбирать математические тексты. Показаны виды работы над задачей....