ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ на уроках литературного чтения
статья по чтению
В данной статье представлен опыт работы по формированию смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 67.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы:
"ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ
на уроках литературного чтения"
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает». Наращивание темпов чтения, проверка техники чтения на скорость, по утверждению психологов и врачей-дефектологов, способно привести к неврозам и дислексии. Исходя из этого, появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.
Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня (в силу своей активности).
Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию). Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает первоклассник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.
Навык чтения состоит из технической стороны и смысловой стороны.
Техническая сторона: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого .
Приемы, направленные на отработку правильности и беглости
1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом :
- I этап. Работа с текстом до чтения
- II этап. Работа с текстом во время чтения
- III этап. Работа с текстом после чтения
I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:
- Постановку цели чтения:
- Чтение для личных целей (для себя) включает чтение личных писем, художественной литературы, биографий, научно-популярных текстов и др.
- Чтение для общественных целей включает чтение официальных документов, информации разного рода о событиях общественного значения и др.
- Чтение для «рабочих» целей (в процессе труда, на работе) включает чтение текстов инструкций (как сделать) и др.
- Чтение для получения образования включает чтение учебной литературы и текстов, используемых в учебных целях.
- Определение характера текста:
Сплошные тексты (без визуальных изображений)
- описание (художественное и техническое);
- повествование (рассказ, отчет, репортаж);
- объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
- аргументация (научный комментарий, обоснование);
- инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
Несплошные тексты (с визуальными изображениями)
- информационные листы (расписания, каталоги и др.);
- расписки (билеты, накладные, квитанции);
- призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
- таблицы и графики; списки; карты.
- Просмотр заголовка текста
- Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора
Стратегии предтекстовой деятельности:
Прием «Верите ли вы, что…»
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Бианки « Музыкант»
- Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением В. Бианки?
- Верите ли вы, что речь пойдет о музыкантах?
- Верите ли вы, что главным героем будет животное?
- Верите ли вы, что животные могут быть музыкантами?
Прием «Составление кластера»
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
Кластер «Сказки»
«Алфавит за круглым столом»
При изучении темы «Сказки». Напишите названия и авторов книг, которые связаны с этой темой.
А Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок» | Б П. Бажов «Огневушка-поскакушка» | В | Г Братья Гримм «Бременские музыканты» | Д | Е | Ж Жуковский «Сказка о спящей царевне» |
З | И | К | Л | М Милн «Винни Пух и все-все-все» | Н | О |
П А. С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане….» | З | С | Т А. Толстой «Золотой ключик» | у | Ф | Х |
«Рассечение вопроса»
Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Прочитайте заглавие текста. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Мозговой штурм.
Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.). На этапе работы с текстом идет подтверждение или опровержение информации, предложенной в ходе мозгового штурма.
Бианки «Кто чем поет?»
Дети предполагают кто чем может петь: клюв, нога, ухо, голос.
На этапе завершения будут сравнивать свои предположения с информацией из текста.
Таблица «Тонких» и «толстых» вопросов
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто …? | Почему…? |
Что…? | В чем различие…? |
Когда? | Что если…? |
Осмысление материала всегда начинается с задавания вопросов
Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения. Проводится мониторинг чтения: постановка и ответы на вопросы, имеются ли в тексте трудные, незнакомые слова, слова, значение которых я не понимаю. О ком или о чем идет речь, как связаны основные мысли, не противоречат ли они друг другу. Вся ли информация ясно выражена или есть подразумеваемая информация.
Стратегии текстовой деятельности (во время чтения).
«Чтение с остановками».
Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.
М. Пришвин «Берестяная трубочка»
Я нашёл удивительную берестяную трубочку. (В.Чем она может быть удивительной?) Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. (В. А что может быть в трубочке?)
Дерево предсказаний
Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами.Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
«Чтение с пометами».
Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы
«+» – понял | «--» – не понял | «?»– требует обсуждения |
Модифицированная таблица
Л. Н. Толстой « Как ходят деревья»
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
Знаю, что у дерева есть корень, ствол, крона. | Узнал, что дерево может дать корень из сучка. | Как еще размножаются деревья |
А. П. Чехов «Ванька»
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов; | Это рассказ; Ванька писал письмо дедушке в деревню; Ванька жаловался на тяжёлый труд; | Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки. Обязанности Ваньки; Обстановка интерьер; Поведение; |
После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.
Составление таблиц. Цель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.
«G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)
Ход работы:
- Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки
- Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку.
- Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью —индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки.
План в вопросах | Ключевые слова (основные мысли) | Индивидуальные слова (детали) |
1. 2. 3. 4. |
Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого — необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка № 1).
III этап. Работа с текстом после чтения
Стратегии послетекстовой деятельности
Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них .
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
Цитаты.
Цель- привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим его персонажей.
Соедините имя героя и цитату из книги.
Кто это сказал? | Цитата |
Экскурсия по книге
Цели стратегии: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги.
Вы прочитали книгу. Разделите текст на части, назовите эти части и выделите ведущий эпизод.
В. П. Афанасьев «Стрижонок Скрип»
1.Рождение Скрипа.
2. Стрижата одни.
3.Возвращение мамы-стрижихи
4.Кормление птенцов.
5.Скрип обижен.
6.Жизнь семьи.
7.Любопытство стрижонка.
8.Страх матери.
9.Враги стрижей.
10. Гибель мамы
11. Беда стрижей.
12. Дружные стрижи
«Отношение между вопросом и ответом»
Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.
Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД.
Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Для того, чтобы отследить эффективность работы по смысловому чтению ежегодно провожу диагностические работы (входная – сентябрь, промежуточная –январь и итоговая – апрель)
Пример
2 класс (Итоговая диагностика)
ЛЮБИТЕЛЬ ЦВЕТОВ
Весной все рады цветам. За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному.
Ребята в лесу собирают цветы.
Спешат на первые цветы бабочки, пчёлы и мухи.
И рябчик туда же: ива цветёт — он на иве, черника и голубика — он к ним. Зацветут незабудки — не забудет и незабудки.
Ребята складывают из цветов букеты; букеты нежны, красивы, пахучи.
Бабочки и пчёлы угощаются на цветах. Цветы для них — расписные скатерти-самобранки. Садись и веселись: и мёд, и нектар, и сок.
А рябчик цветы ест! Оказывается, они ещё и вкусны! И очень любит незабудки. Наверное, у них особый, незабываемый вкус.
Все любят цветы. Только каждый по-своему.
А 1. Умения находить, понимать, отбирать информацию:
В каком порядке рябчик лакомится цветами:
- Черника и голубика
- Незабудки
- Ива
В 1. Умение находить предложение в тексте:
1). Спешат первые цветы _____ , пчелы и ___________.
2). А рябчик _____________ ест!
В 2. Умения отвечать на вопросы по содержанию текста:
Выпиши из текста ответ на вопрос (полное предложение):
Что собирают ребята в лесу?
____________________________________________________________
А 2. Умение объяснять новые (незнакомые) слова:
Стосковались _________________
В 3. Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний
Ответь на вопрос (запиши 2-3 предложени)
А как любишь цветы ты?
______________________________________________________________
Критерии оценивания уровня сформированности навыка смыслового чтения
2 класс
Группы метапредметных результатов | Критерии | Показатель критерия | Балл | |
1 | Поиск информации и понимание прочитанного | Умения находить, понимать, отбирать информацию А 1 | Дан правильный ответ | 1 |
Дан неправильный ответ | 0 | |||
Умение находить предложение в тексте по началу В 1 | Предложение дописано верно без орфографических ошибок | 2 | ||
Предложение дописано верно, но допущена одна орфографическая ошибка, или одно слово пропущено | 1 | |||
Предложение дописано неверно, или допущено более одной орфографической ошибки | 0 | |||
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста В 2 | Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста | 2 | ||
Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста | 1 | |||
Ответ не соответствует содержанию текста | 0 | |||
2 | Преобразование и интерпретация информации | Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст А 2 | Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста | 2 |
Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания | 1 | |||
Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов) | 0 | |||
3 | Оценка информации | Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний В 3 | Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение | 2 |
Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя | 1 | |||
Без интереса отнёсся к полученной информации, не высказал никаких суждений | 0 |
Таблица для оценивания результатов работ Ф.И. учащегося
Группы метапредметных результатов | Критерии | Виды контроля | ||
Входной срез (сентябрь) | Промежуточный срез (январь) | Контрольный срез (апрель) | ||
Поиск информации и понимание прочитанного | Умения находить, понимать, отбирать информацию А 1 | |||
Умение находить предложение в тексте по началу В 1 | ||||
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста В 2 | ||||
Преобразование и интерпретация информации | Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст А 2 | |||
Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст | ||||
Оценка информации | Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний В 3 | |||
Итого баллов: | ||||
Уровень: |
Тестовый балл | Уровни овладения навыками смыслового чтения |
9-8 | Высокий |
7-6 | Повышенный |
5-4 | Базовый |
Ниже 4 | Не достиг базового уровня ниже 4 |
3 класс (итоговая диагностика)
Прочитай текст.
Много легенд ходит о взгляде змей, под которым цепенеет всё живое. Взгляд у них немигающий – глаза без век, прикрыты лишь прозрачной плёнкой.
Время от времени змеи линяют – постепенно выползают из старой шкуры. При линьке даже с глаз сходят круглые прозрачные «окошечки». Только не путайте эту полупрозрачную шкурку с кожей. Кожа остаётся и блестит, как лакированная. Змеи удивительно нарядны после своей линьки.
Шипение змеи – это не проявление злобы, а способ предупредить о своём присутствии.
Змеи полезны. Из их яда делают ценные лекарства. А против укуса ядовитых змей изготовлена особая сыворотка. Есть и другая польза от змей: они уничтожают грызунов-вредителей.
1. Определи тип текста:
_______________________________________________________________
2.Определи тему текста__________________________________________
3.Определи главную мысль текста:______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составь план:
1.
2.
3.
4.
5.
5. Каким образом змея предупреждает о своем присутствии?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как ты понимаешь значение слова «цепенеет»?
__________________________________________________________________
7. Укажи последовательность фактов, описанных в тексте:
- Особая сыворотка
- Немигающий взгляд
- Удивительные наряды
- Шипение змеи
8. Задай вопрос автору по содержанию текста_________________________________________________________
________________________________________________________________
9 . Выскажи свое отношение к змеям. Обоснуй свой ответ
__________________________________________________________________
Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения
3 класс
Группы метапредметных результатов | Критерии | Показатель критерия | Балл | ||||
Поиск информации и понимание прочитанного Преобразование и интерпретация текста | Умение определять тему и главную мысль текста | Определил и записал тему текста и главную мысль | 2 | ||||
Определил и записал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль | 1 | ||||||
Не записал тему и главную мысль текста | 0 | ||||||
Умение составлять план текста | Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена | 2 | |||||
Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей | 1 | ||||||
Не составил план | 0 | ||||||
Умение восстанавливать последовательность событий | Последовательность событий не нарушена | 2 | |||||
Допустил ошибку в последовательности двух событий | 1 | ||||||
Последовательность событий нарушена | 0 | ||||||
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста | 2 | |||||
Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста | 1 | ||||||
Ответ не соответствует содержанию текста | 0 | ||||||
Умение определять тип (жанр) текста | Правильно определил тип текста, записал характерные признаки | 2 | |||||
Указал тип текста, но не записал характерные признаки | 1 | ||||||
Допустил ошибки в определении типа текста | 0 | ||||||
Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст | Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста | 2 | |||||
Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания | 1 | ||||||
Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов) | 0 | ||||||
Умение задавать вопрос по содержанию текста | Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без орфографических и пунктуационных ошибок | 2 | |||||
Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок | 1 | ||||||
Ответ на задание дан не в форме вопроса. ИЛИ ответ отсутствует | 0 | ||||||
3 | Оценка информации | Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний | Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение | 2 | |||
Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя | 1 | ||||||
Без интереса отнёсся к полученной информации, не высказал никаких суждений | 0 |
Таблица для оценивания результатов работ Ф.И. учащегося
Группы метапредметных результатов | Критерии | Виды контроля | ||
Входной срез (сентябрь) | Промежуточный срез (январь) | Контрольный срез (апрель) | ||
Поиск информации и понимание прочитанного | Умение определять тему и главную мысль текста | |||
Умение составлять план текста | ||||
Умение восстанавливать последовательность событий | ||||
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | ||||
Умение определять тип текста | ||||
Преобразование и интерпретация информации | Умение формулировать несложные выводы | |||
Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст | ||||
Умение задавать вопрос по содержанию текста | ||||
Оценка информации | Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний | |||
Итого баллов: | ||||
Уровень: | ||||
Тестовый балл | Уровни овладения навыками смыслового чтения | |||
16-14 | Высокий уровень | |||
13-10 | Повышенный уровень | |||
9-5 | Базовый уровень | |||
Ниже 5 | Не достиг базового уровня |
Диагностическая работа 4 класс
Прочитай текст.
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – «трусиха». Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
- Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..
Все обернулись.
- Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша – на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую – кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Вот уже совсем близко его оскалённая, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
- Пошёл вон!
- Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы… Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
- Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя укусил?
- Нет, - отвечала она, - он не укусил…
Просто я очень испугалась…
1. Укажи тему и главную мысль текста:
_________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определи тип и стиль текста
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Вали после криков: «Лохмач с цепи сорвался! … К нам бежит! ...»
1) встала 5) взвизгнула
2) выбежала 6) крикнула
3) захлопнула 7) бросила
4) вбежала 8) схватила
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составь план прочитанного текста.
_______________________________________
___________________________________________________________
_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
5. Считаешь ли ты Валю трусихой? Почему?
Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
6. Задай вопрос по содержанию текста
_________________________________________________________________________________________________________________________
7. Объясни значение слова:
врассыпную
8. Сформулируй и запиши ответ на вопрос.
Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (методическое пособие)
Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать осмысленное чтение на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики и др. В пособии приводятся п...
Презентация. ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с по...
Коррекционная работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза в период обучения грамоте на уроках литературного чтения с применением ИКТ
материал для учителей начальных классов...
Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе
В презентации раскрыт современный подход к формированию навыков смыслового чтения....
Нетрадиционные приёмы словарной работы на уроках литературного чтения
Словарная работа является обязательным элементом урока литературного чтения в начальной школе. Она обеспечивает глубокое понимание значений слов, уместности их употребления в тексте, способствует разв...
Мастер -класс на тему " Формирование читательской грамотности с применением приёмов критического мышления на уроках литературного чтения"
Предназначен для учителей начальных классов и учителей русского языка и литературыразработка + презентация...
Использование приёма «6 шляп» на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным»
Применение приёма «Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения...