Мастер- класс "Приём развития смыслового чтения"
учебно-методический материал по чтению

Тарасова Наталья Мигмаровна

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.   

 

       С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач.  Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.

Систематический анализ достижений учеников – обязательное условие работы учителя.

    Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon master-klass_vyst.pdf197.53 КБ
Файл master-_klass_tlu.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.

Слайд 2

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Слайд 3

О сновные умения смыслового чтения : умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Слайд 4

Систематический анализ достижений учеников – обязательное условие работы учителя. Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Слайд 5

Алгоритм действий учителя и ученика по формированию навыка смыслового чтения расчленение текста на главное и второстепенное, выделение «речевой доминанты »; обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков; установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков; моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания, составление таблиц, опорных схем и пр .; проверка по опорным точкам схемы (ключевым словам) точности и полноты изложения учебного материала; формулировка вопросов по тексту (и поиск в нем ответов на эти вопросы); сравнение с текстом-оригиналом и корректировка собственного варианта текста .

Слайд 6

«Анна, не грусти!» Назови героев рассказа. Что произошло? Кто навещал Аню? Как бы вы поступили, если бы ваш друг оказался в такой ситуации? Подумай, что было бы, если к девочке вообще никто не пришел? Что было бы, если к девочке пришли все ее друзья? Хорошо ли поступили друзья? Почему грустила Анна? Правильно ли мы поняли, что этот рассказ учит настоящей дружбе?

Слайд 9

«Анна, не грусти!» Назови героев рассказа. Что произошло? Кто навещал Аню? Как бы вы поступили, если бы ваш друг оказался в такой ситуации? Подумай, что было бы, если к девочке вообще никто не пришел? Что было бы, если к девочке пришли все ее друзья? Хорошо ли поступили друзья? Почему грустила Анна? Правильно ли мы поняли, что этот рассказ учит настоящей дружбе?

Слайд 10

М ониторинг сформированности техники чтения учащихся начальных классов Способ чтения (определяется во время чтения). Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста). Правильность чтения (определяется во время чтения). Выразительность чтения (определяется во время чтения). Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

Слайд 11

Мониторинг сформированности у учащихся 1 класса навыка смыслового чтения текста

Слайд 12

Задание №1. Прочитай текст. Задание №2.Озаглавь текст и запиши заголовок ___________________________________________________________________ Задание № 3.Отметь ответ значком ✓, какой из названных объектов синичка запасла на зиму? А. Грибы В. Малина Б. Зёрнышки Г. Орехи Задание № 4. Перечитай рассказ о синичке. Как ты думаешь, как будет синичка прятать свои припасы? Напиши свой ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 5. Перечитай рассказ о синичке. Подчеркни незнакомые тебе слова. Объясни значение слова: «Вылущивать» - __________________________________________________________________ Задание № 6.Как ты думаешь, что хотел сказать автор этим текстом? ___________________________________________________________________

Слайд 13

Результаты мониторинга сформированости УУД смыслового чтения текста Казазаевой Арины ученицы 4 класса № п/п Техническая сторона Смысловая сторона Задание 1. чтение текста (кол-во слов) умение выделять существенную информацию из текста (+,-) умение устанавливать причинно-следственные связи (+,-) Умение осуществлять анализ и синтез объектов с выделением существенных признаков (+,-) умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте (+,-) умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать (+,-) 1 45 + + - - - 2 47 3 53 4 54

Слайд 14

Для того чтобы определить уровень читательских качеств учащихся при переходе из начальной школы в основную, проводится контроль чтения в 4 классе. При этом используется текст для контроля чтения молча и контрольная карта. ТЕКСТ МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ В один жаркий весенний день вывела мать Гусыня своих маленьких ж ѐ лтых гусят на прогулку . Она впервые показывала детям большой мир . Этот незнакомый мир был ярки м, зеленым, радостным: перед крошечными гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы. Они забыли о своей матери и стали далеко расходиться но огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой детьми. Тревожным голосом Гусыня стала сзывать разбредшихся по лугу детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись тяж ѐ лые темные тучи , и на землю упали первые крупные капли дождя . Гусята подумали : мир не такой уж уютный и добрый . И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась их мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мама; они подняли маленькие головки и, испуганные, побежали к ней . А тем временем с неба часто посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих неразумных детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно... Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно. Из-под материнских крыльев Гусята слышали доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле, безопасности и уюте. Потом вдруг все стихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала тяж ѐ лые крыльев . Маленькие дети Гусыни требовательно запищали : выпускай насотсюда , мама . Да , они не просили , а нас тоятельно требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на мокрую траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыни тяжело и часто дышала. Она пыталась расправить поврежд ѐ нные крылья и не могла этого сделать . Но мир снова стал таким радостным и добрым , солнышко сияло так ярко и ласково , пч ѐ лы , майские жуки , шмели , пели так красиво , что гусятам и в голову не пришло спросить : «Мама , что с тобой случилось?» И только один, самый маленький и слабый гус ѐ нок подош ѐ л к матери и с недоумением спросил : «Почему у тебя изранены крылья ? » Она тихо ответила , как бы стыдясь своей боли : « Вс ѐ хорошо , сын» . Ж ѐ лтые гусята рассыпались , как горошины , п о изумрудной траве, и, глядя на них, мать была очень счастлива. (По В.А. Солоухину)

Слайд 15

Контрольная карта Ученика( цы ) 4класса ____________________________ Контрольное время ____ 1. Куда и зачем вывела Гусыня маленьких ж ѐ лтеньких гусят в жаркий весенний день ? - на прогулку на зел е ный луг - на ромашковое поле пощипать травки - купаться на реку 2. Когда, чаще всего, мать оказывается забытой детьми? - когда рядом друзья - когда в душе мир и покой - когда много других забот 3. В какой момент гусятам снова стала нужна мать? - когда они испугались, что до нитки промокнут под дожд ѐ м - когда они проголодались - когда мир показался не таким уж уютным и добрым… …12.

Слайд 16

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности . Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной), знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Слайд 17

Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально! Главное условие всей работы – стимулировать деятельность ученика, терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе. Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики

Слайд 1. Приемы развития смыслового чтения на уроках математики Использование стратегии  смыслового чтения на уроках математики при решении текстовых задач. На современном этапе развити...

Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»

Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики...

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики в начальной школе

презентация натему "Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики" в начальной школе...

Мастер - класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"

Мастер- класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"...

Мастер-класс «ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ математики»

Мастер-класс "Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики" рассказывает как приучить ребенка внимательно читать, разбирать математические тексты. Показаны виды работы над задачей....

Мастер-класс по теме "Смысловое чтение методы и приёмы"

Мастер-класс для учителей начальных классов. Тема "Приёмы смыслового чтения на примере художественного произведения"...