Учебный предмет: математика
Класс: 1
Автор УМК: М.И.Моро, М.А. Бантова и др.
Тема урока: Закрепление по теме: Числа от 1 до 10.
Цель: закрепление знаний табличного сложения и вычитания чисел в пределах десяти.
Задачи:
Предметные:
-считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
-читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
-выполнять действия нумерационного характера;
-выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Познавательный интерес к математической науке.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбуки с программой для подготовки и проведения компьютерного тестирования знаний MyTestX, автор программы Башлаков А.С.
Основной приём формирующего оценивания на данном уроке – Методика «Радуга»
Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.
Каждый учащийся перед уроком получает карточку «Радуга урока»
Критерии самооценивания:
Задание выполнено верно – зелёный цвет.
Задание выполнено с 1 ошибкой – жёлтый цвет.
Задание выполнено с 2 и более ошибок – красный цвет.
Задание, выполненное с помощью учащихся – оранжевый цвет.
Задание не выполнено – синий цвет.
Карточка «Радуга урока» используется регулярно, поэтому значения каждого цвета учащимся знакомы.
Этапы урока | Метод (приём) формирующего оценивания | Ход урока |
I.Организационный момент.Мотивирование к учебной деятельности | Методика: карточка «Успеха» (Методика «Радуга» - дуга 1) | Мотивация учебной деятельности Цель: формирование умения производить рефлексию своей деятельности
Учитель: Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, карандаш, тетрадка?
Ребята, если вы готовы начать урок, то на радуге под номером 1 закрасьте фигуру зелёным цветом, если вам надо еще время для настроя, то закрасьте жёлтым цветом. |
II. Актуализация знаний | Методика «Радуга» | а) логическая разминка Учитель: - Начнём урок с разминки. ( Разминка проходит в быстром темпе, учитель читает вопрос, учащиеся хором отвечают) - Какое сегодня число? День недели? Месяц? - Какое сейчас время года? - Как называется страна, в которой мы живём? - Сколько глаз у одной кошки? - Сколько пальцев на левой руке? А на правой? - Сколько этажей в нашей школе? -На какой сигнал светофора можно переходить улицу? -Летели 4 страуса. Два сели на дерево, остальные продолжили свой полёт. Сколько страусов полетели дальше? (Ни сколько, страусы не летают)
Все ребята – молодцы, сами оцените свою работу на листе «Радуга» (дуга 2)
б) графический диктант Учитель: -Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы к уроку. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, давайте выполним графический диктант. -Откройте свои тетради, запишите число. (Обратить внимание на осанку, положение ног, рук учащегося, а также положение тетради).
Графический диктант: от начальной точки 3 клетки вверх налево, 3 клетки вверх направо, 3 клетки направо, 2 клетки вверх, 1 клетку налево, 1 клетку вверх, 3 клетки направо, 1 клетки вниз, 1 клетку влево, 2 клетки вниз, 4 клетки влево, 5 клеток вверх, 8 клеток вправо, 11 клеток вниз, соедините полученные точки.
Учитель: - Ребята, что у вас получилось? (Поезд) - Дорисуйте своему поезду колёса и отправляемся в путь. (Пока ученики дорисовывают колёса поезду, учитель включает интерактивную доску и документ-камеру
Все ребята – молодцы, сами оцените свою работу на листе «Радуга» (дуга 3)
|
III. Постановка учебной задачи | Методика «Волшебная линеечка»
Методика эффективна в 1 классе, учащиеся выполняют работу и оценивают себя и работу товарища по одному критерию. | Учитель: - Ребята, а что мы можем взять в наше путешествие? (Ответы учащихся) - А вот что ещё мы возьмём в дорогу, вы узнаете, поработав в парах и выполнив задание на карточке.
О | И | З | Н | А | Н | И | Я | А | Л | Ь | Ж | У | М | Е | Н | И | Я | Ы | М | Ч | С | Д | П | О | В | Т | О | Р | Е | Н | И | Е |
Оценка групповой работы:
|
Учащиеся выполняют работу, затем проверка и подведение итогов совместной работы.
-Давайте подведём итог этой работы, что мы возьмем в дорогу? (Знания, умения) -Что ещё мы на уроке с вами будем делать? (будем повторять) - С какой целью мы на уроке математики повторяем? Учитель: - А теперь, сформулируйте цель урока, начиная со слов «На уроке мы повторим…» (Ответы учащихся) - С помощью каких средств мы достигнем цели урока? (Ответы учащихся)
|
IV. Повторение изученного материала | Методика «Радуга» | Учитель: -Вместе с нами будут путешествовать лесные жители. Решив пример, вы поможете зверятам занять свои места в вагонах. Работа с интерактивной доской (Учащиеся по цепочке выходят к доске, решают выражение, используя разные приёмы чтения выражения, затем перемещают зверей в вагончики.) Содержание слайда 1 Выражения: 9 – 1; 8 + 1; 8 – 1 Содержание слайда 2 Выражения: 7 – 4; 6 + 2; 10 – 1 Содержание слайда 3 Выражения: 3 + 4; 4 + 2; 9 - 4 Содержание слайда 4 Выражения:8 – 4; 8 – 7; 6 + 0 Содержание слайда 5 Выражения: 9 – 4; 5 – 3; 6 - 2 (Экран доски отключить)
Учитель: - Какую цель мы поставили на нашем уроке? - Что мы уже успели повторить? - На листе «Радуга урока» оцените свою работу. (Дуга 4)
Физминутка
Учитель - Ребята посмотрите вокруг, найдите в классе красный прямоугольник и обведите его глазами по часовой стрелке три раза, а теперь зелёный круг обведите глазками против часовой стрелки. (Развитие ориентации в пространстве по системе доктора В.Ф. Базарного)
- Ребята, а теперь встаньте и выйдите из-за парт, продолжим наше путешествие под музыку.
Паровоз без колёс – (изображают руками движение паровоза.) Вот так чудо – паровоз! (Наклоны в стороны.) Не с ума ли ты сошёл – (Потянуться.) Прямо по морю пошёл! (Движения руками, выполняемые при плавании.) К.И.Чуковский |
V. Закрепление | Методика: «Цветовые сигналы» («Светофор») Ответ верный – зелёный ; Ответ неверный – красный. | Работа по учебнику, страница 25 а) работа над задачей №16 (1) Учитель: - Откройте учебник математики на странице 25. Найдите №16 (1) - Прочитайте задачу про себя. (Затем задачу читает хорошо читающий ученик) -Сколько было тарелок? (Было 5 тарелок) - Что произошло с двумя тарелками? (Две тарелки разбились) - Задайте вопрос. (Сколько тарелок осталось?) - Запишите решение задачи в тетрадь. (5 – 2 = 3 (т.)) -Сформулируйте и запишите ответ к задаче. (Осталось 3 тарелки.) (Учитель проходит по рядам и проверяет записи в тетради)
б) работа над числовыми выражениями - Найдите на странице задания под номером 13 и 17. Посмотрите внимательно на выражения. - Как вы думаете, какое задание предлагает нам учебник? (Ответы учащихся) - Договоритесь с соседом по парте, кто какой номер будет выполнять, и приступайте к работе. (Самостоятельное выполнение задания. Самопроверка. Один ученик называет решения и ответы, класс проверяет. Оценка с помощью «Светофора»
- На листе «Радуга урока» оцените свою работу. (Дуга 5)
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль | Методика «Радуга» | подготовка ноутбуков к работе Учитель: -Мы продолжаем своё путешествие на поезде. В каждом вагоне есть ноутбук. Откройте компьютер и нажмите кнопку ПУСК.
тестирование (содержание тестов в Приложении)
Учитель: - Ребята, мы продолжаем наше путешествие. - Ребята, давайте повторим основные правила работы на компьютере и продолжим своё путешествие. (Ответы учащихся) - Начинаем нашу работу (Учитель демонстрирует с помощью интерактивной доски, где находятся ярлыки, а учащиеся повторяют задание на ноутбуках) Учитель: - На рабочем столе найти ярлык MyTestStudent. -Выбираем ФАЙЛ, нажимаем левой кнопкой мыши, затем выбрать команду ОТКРЫТЬ. -Появляется окно, где ребята, которые сидят на 1 варианте, выбирают на Рабочем столе Тест №1, а ребята со 2 варианта выбирают Тест №2. Затем нажать на команду ОТКРЫТЬ. -На открывшемся окне находим зелёный треугольник и левой кнопкой мыши нажимаем на него. - У вас появилось окно, на котором вы должны написать свою фамилию и указать класс, затем нажать на кнопку ОК. (Если возникли вопросы, то учитель оказывает индивидуальную помощь) - Затем приступаем к выполнению теста. - Отвечая на вопрос, вы указываете нужный вариант и нажимаете кнопку ДАЛЕЕ.
После выполнения теста, учитель даёт следующие инструкции: - После окончания работы с тестом, появляется окно с результатами тестирования. - Ребята, посмотрите на оценку, которую вам поставил компьютер, и оцените свою работу с помощью «Радуги урока». (Дуга 6) -Закройте программу тестирования и отправьте свой результат на компьютер учителя. - Отключите компьютеры, отнесите ноутбуки в тумбу и подключите зарядное устройство.
|
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока) |
Метод неоконченных предложений
Методика «Радуга» | Учитель - Наше путешествие подходит к концу. - Какую цель мы поставили в начале урока? - Что мы с вами повторили во время путешествия? - Что в нашем путешествии вам особенно понравилось?
Подведение итогов
Учитель -Ребята, продолжите предложение -Сегодня на уроке мы повторили… -Сегодня на уроке мне понравилось … -Сегодня на уроке у меня возникли трудности с … -Сегодня на уроке мне помог (помогли) …
-Ребята, кому понравилось наше путешествие? - Кто доволен своей работой? -Ребята, на нашей радуге осталась последняя дуга, оцените свою работу и раскрасьте последнюю дугу: У меня всё получилось: Зелёный Мне помогли: Жёлтый У меня остались вопросы: Красный
Учитель в течение урока оценивает работу учащихся словами «Молодец», «Хорошо» и т.д.
Наше путешествие подходит к концу, ребята, прикрепите свои «Радуги» на доску. Посмотрите, какие они у вас получились красивые и разноцветные. Мы с вами продолжим изучать математику на следующих уроках. Всем спасибо.
|
Приложение
ТЕСТ № 1
(с заданиями базового уровня)
№ | Вопрос | Варианты ответов (выбор ответа может быть одиночный или множественный) |
1 | Первое слагаемое 6 Второе слагаемое 3 Чему равна сумма? | - Сумма равна 3
- Сумма равна 9
- Сумма равна 10
|
2 | 10 больше 4 на | |
3 | Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели: Пять румяных, налитых, Три с кислинкой. Сколько их? | |
4 | На тарелке лежали 6 помидоров. За обедом съели 4 помидора. Сколько помидоров осталось? | - Осталось 3 помидора.
- Осталось 9 помидоров.
- Осталось 2 помидора.
|
5 | Лена знает 3 песни, а Валя – на 2 песни больше. Сколько песен знает Валя? | - Валя знает 5 песен.
- Валя знает 6 песен.
- Лена знает 5 песен.
|
6 | Продолжи правило: От перестановки слагаемых результат сложения….. | |
7 | Ане 6 лет, а Вера на 4 года старше. Сколько лет Вере? | - Вере 2 года.
- Вере 10 лет.
- Вере 9 лет.
|
8 | Как можно назвать фигуру, в которой три стороны и три угла? | - Квадрат.
- Треугольник.
- Прямоугольник.
- Круг
- Замкнутая ломаная линия.
|
9 | Продолжи ряд чисел: 10, 8, 6, …. | |
10 | «Цепочка»
7 + 1 – 2 – 4 + 3 = | |
ТЕСТ № 2
(с заданиями повышенного уровня)
№ | Вопрос | Варианты ответов (выбор ответа может быть одиночный или множественный) |
1 | Первое слагаемое 7 Второе слагаемое 4 Чему равна сумма? | - Сумма равна 3
- Сумма равна 10
- Сумма равна 11
|
2 | 12 больше 4 на | |
3 | Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели: Семь румяных, налитых, Пять с кислинкой. Сколько их? | |
4 | На тарелке лежали 14 помидоров. За обедом съели 5 помидора. Сколько помидоров осталось? | - Осталось 10 помидоров.
- Осталось 9 помидоров.
- Осталось 8 помидора.
|
5 | Лена знает 11 песен, а Валя – на 2 песни больше. Сколько песен знает Валя? | - Валя знает 9 песен.
- Валя знает 13 песен.
- Лена знает 13 песен.
|
6 | Продолжи правило: От перестановки слагаемых результат сложения….. | |
7 | Ане 14 лет, а Вера на 6 лет моложе. Сколько лет Вере? | - Вере 9 лет.
- Вере 10 лет.
- Вере 8 лет.
|
8 | Как можно назвать фигуру, в которой три стороны и три угла? | - Квадрат.
- Треугольник.
- Прямоугольник.
- Круг
- Замкнутая ломаная линия.
|
9 | Продолжи ряд чисел: 18, 16, 14, …, …, … | - 13, 12, 11
- 12, 10, 8
- 15, 16, 17
|
10 | «Цепочка»
17 + 1 – 8 – 6 + 7 = | |