ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
статья

Иванцова Елена Анатольевна

Раскрыты направления кррекционной работы с обучающимися начальной школы  с ЗПР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ivantsovoy_e.a.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР В  РАМКАХ  РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС НОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Иванцова Е.А.

ГКОУ СО «Карпинская школа-интернат,

реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»

             Федеральный государственный образовательный стандарт начального  образования для детей с ОВЗ   ставит перед нами, педагогами,  новую цель: конечным  продуктом  нашей педагогической деятельности  должен стать   выпускник с высоким личностно развитым потенциалом, искать и находить новые решения возникающих проблем, умеющий сотрудничать с другими  людьми на основе уважения и равноправия. Коррекционная работа современного типа должна не только учитывать всю структуру и иерархию конкретного варианта психического развития, но и понимать,  каким путём шло это развитие, каковы причины наблюдаемой феноменологии, в частности,  имеющегося уровня сформированности базовых составляющих развития. Это даёт возможность определить ту возрастную «точку», после которой началось «уклонение» от идеальной программы развития (условно-нормативного варианта развития). Вся система коррекционно-развивающей  работы призвана компенсировать нарушения в   развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами. Коррекция и компенсация — это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения.

     В коррекционной работе соблюдается принцип  мультидисциплинарности сопровождения: в этом случае речь идет о согласованной работе "команды" специалистов, владеющих единой системой методов.  Поэтому в программе коррекционной работы необходимо  определить характер, продолжительность и эффективность специальной  помощи в рамках имеющихся в данном образовательной организации  возможностей, включая воздействие педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (при наличии), социального педагога, воспитателя, учителя.

     При проектировании  коррекционной работы с обучающимся необходимо учитывать следующие  направления:

  1.Социально – нравственные качества (соц.педагог, учитель, воспитатель):

- осознание ребёнком роли «ученика»;

- умение строить своё поведение в соответствии с требованиями правил поведения, устава школы;

- адекватно вести себя в учебной ситуации;

- коммуникативные навыки.

2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (педагог-психолог):

- познавательная активность;

- преодоление интеллектуальной пассивности;

- мотивационный, операционный, регуляторный компоненты.

3. Развитие психофизиологических функций: (учитель-дефектолог, учитель)

- мелкая и крупная моторика;

- зрительный анализ;

- межанализаторские системы, их взаимосвязь;

- пространственная ориентация;

- временная ориентация;

- мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации.

4. Коррекция речевой деятельности (учитель-логопед):

- звукопроизношение;

- фонетический слух;

- звуковой анализ;

- лексико-грамматический строй;

-связная речь.

Рассмотрим более детально  содержание коррекционной работы  

  обучающейся 1 класса  Яны С. на 2018 – 2019 учебный  год.

1.Сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

-развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

- развитие кинестетических основ движения;

- развитие межполушарного взаимодействия.

2. Формирование  пространственных представлений:

- формирование  умения ориентироваться в собственном теле;

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственного  праксиса;

- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

3. Развитие мнемических процессов:

- тренировка произвольного  запоминания  зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

- развитие тактильной и кинестетической памяти.

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:

- развитие слухомоторной координации;

- развитие зрительно – моторной координации;

- развитие слухозрительной и зрительно – двигательной координации.

5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

- формирование  умения ориентировки в задании;

- формирование способов самоконтроля  выполнения задания;

- формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии.

6. Формирование навыка письма:

- развитие навыка копирования;

- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;

-закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

7. Формирование навыка чтения:

- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация схожих по начертанию  и звучанию букв,

- отработка навыка сознательного, беглого, выразительного чтения;

- отработка осознанного пересказа прочитанного теста (с опорой на иллюстративный ряд).

8. Формирование правильного произношения:

- постановка, автоматизация  шипящих  звуков;

- развитие фонематического слуха: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

9. Развитие лексико – грамматической стороны речи:

-уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов;

- актуализация  активного и пассивного словаря;

- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаний, моделями предложений.

10. Формирование коммуникативных навыков и умений,  адекватных ситуации учебной деятельности:

-ролевые игры «Ты  – ученица», «У нас порядок», « Собери портфель» и т.д.

11. Расширение  общего кругозора:

- формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.

       Своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и состояний декомпенсации, выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка, профилактика  физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов позволяет учителю  и специалистам школы  создать прочную базу для  формирования универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Своевременная и  правильно организованная коррекционная работа позволит  определить пути и способы достижения социально желаемого уровня   личностного и  познавательного развития обучающихся с ЗПР, что является  одним из требований  ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

               

Литература.

1. «Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373(зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

2.Кононенко Л.И. Организация психолого-педагогической деятельности в начальной школе. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2013 г. – 97 с.

3.Савельева И.Г. Коррекционно – развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2014 г. – 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения

Видеоконференция "Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"Уважаемые коллеги! 27 января 2015 года состоится Всероссийская практическая конференция“Проектировани...

Особенности проектирования уроков физкультуры в условиях перехода ФГОС ООО.

Особенности проектирования уроков физкультуры в условиях перехода ФГОС ООО....

Проектирование современного урока в рамках реализации фгос ноо

Проектирование современного урока в рамках реализации фгос ноо...

Презентация к проекту"Проектирование современного урока в специальном(коррекционном) классе в условиях реализации ФГОС"

Презентация к проекту "Проектирование современного урока в специальном (коррекционном) классе в условиях реализации ФГОС"...

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

Проектирование учебных занятий с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития

Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....

методическая работа проектирование коррекционной работы

Разработка поможет учителю, администратору при работе с детьми с особыми образовательными потребностями....