ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
статья
Раскрыты направления кррекционной работы с обучающимися начальной школы с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ivantsovoy_e.a.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС НОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Иванцова Е.А.
ГКОУ СО «Карпинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования для детей с ОВЗ ставит перед нами, педагогами, новую цель: конечным продуктом нашей педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно развитым потенциалом, искать и находить новые решения возникающих проблем, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Коррекционная работа современного типа должна не только учитывать всю структуру и иерархию конкретного варианта психического развития, но и понимать, каким путём шло это развитие, каковы причины наблюдаемой феноменологии, в частности, имеющегося уровня сформированности базовых составляющих развития. Это даёт возможность определить ту возрастную «точку», после которой началось «уклонение» от идеальной программы развития (условно-нормативного варианта развития). Вся система коррекционно-развивающей работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами. Коррекция и компенсация — это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения.
В коррекционной работе соблюдается принцип мультидисциплинарности сопровождения: в этом случае речь идет о согласованной работе "команды" специалистов, владеющих единой системой методов. Поэтому в программе коррекционной работы необходимо определить характер, продолжительность и эффективность специальной помощи в рамках имеющихся в данном образовательной организации возможностей, включая воздействие педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (при наличии), социального педагога, воспитателя, учителя.
При проектировании коррекционной работы с обучающимся необходимо учитывать следующие направления:
1.Социально – нравственные качества (соц.педагог, учитель, воспитатель):
- осознание ребёнком роли «ученика»;
- умение строить своё поведение в соответствии с требованиями правил поведения, устава школы;
- адекватно вести себя в учебной ситуации;
- коммуникативные навыки.
2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (педагог-психолог):
- познавательная активность;
- преодоление интеллектуальной пассивности;
- мотивационный, операционный, регуляторный компоненты.
3. Развитие психофизиологических функций: (учитель-дефектолог, учитель)
- мелкая и крупная моторика;
- зрительный анализ;
- межанализаторские системы, их взаимосвязь;
- пространственная ориентация;
- временная ориентация;
- мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации.
4. Коррекция речевой деятельности (учитель-логопед):
- звукопроизношение;
- фонетический слух;
- звуковой анализ;
- лексико-грамматический строй;
-связная речь.
Рассмотрим более детально содержание коррекционной работы
обучающейся 1 класса Яны С. на 2018 – 2019 учебный год.
1.Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
-развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия.
2. Формирование пространственных представлений:
- формирование умения ориентироваться в собственном теле;
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
3. Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:
- развитие слухомоторной координации;
- развитие зрительно – моторной координации;
- развитие слухозрительной и зрительно – двигательной координации.
5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование способов самоконтроля выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии.
6. Формирование навыка письма:
- развитие навыка копирования;
- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
-закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
7. Формирование навыка чтения:
- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация схожих по начертанию и звучанию букв,
- отработка навыка сознательного, беглого, выразительного чтения;
- отработка осознанного пересказа прочитанного теста (с опорой на иллюстративный ряд).
8. Формирование правильного произношения:
- постановка, автоматизация шипящих звуков;
- развитие фонематического слуха: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
9. Развитие лексико – грамматической стороны речи:
-уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов;
- актуализация активного и пассивного словаря;
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаний, моделями предложений.
10. Формирование коммуникативных навыков и умений, адекватных ситуации учебной деятельности:
-ролевые игры «Ты – ученица», «У нас порядок», « Собери портфель» и т.д.
11. Расширение общего кругозора:
- формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.
Своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и состояний декомпенсации, выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка, профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов позволяет учителю и специалистам школы создать прочную базу для формирования универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Своевременная и правильно организованная коррекционная работа позволит определить пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся с ЗПР, что является одним из требований ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
Литература.
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373(зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
2.Кононенко Л.И. Организация психолого-педагогической деятельности в начальной школе. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2013 г. – 97 с.
3.Савельева И.Г. Коррекционно – развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2014 г. – 207 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения
Видеоконференция "Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"Уважаемые коллеги! 27 января 2015 года состоится Всероссийская практическая конференция“Проектировани...
Особенности проектирования уроков физкультуры в условиях перехода ФГОС ООО.
Особенности проектирования уроков физкультуры в условиях перехода ФГОС ООО....
Проектирование современного урока в рамках реализации фгос ноо
Проектирование современного урока в рамках реализации фгос ноо...
Презентация к проекту"Проектирование современного урока в специальном(коррекционном) классе в условиях реализации ФГОС"
Презентация к проекту "Проектирование современного урока в специальном (коррекционном) классе в условиях реализации ФГОС"...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...
Проектирование учебных занятий с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития
Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....
методическая работа проектирование коррекционной работы
Разработка поможет учителю, администратору при работе с детьми с особыми образовательными потребностями....