Развитие одарённости у учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС 2 поколения
статья на тему
В докладе ставятся задачи развития одарённости детей младшего школьного возраста, а также ожидаемые результаты развития одарённости в рамках реализации ФГОС нового поколения. В докладе говорится о формах и методах работы с одарёнными детьми, о проблемах одарённых детей. Проектная работа одна из форм развития одарённости учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_odaryonnye_deti.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на педагогическом совете на тему: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»
Доклад подготовила
учитель начальных классов
Борисова Е.Г.
2012год
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой. В то время как современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В связи с этим, процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы профессиональной личностной подготовки педагогов, психологов и родителей для работы с одаренными детьми.
Задачи:
- Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования обучающихся.
- Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, , расширение состава конкурсов, олимпиад, смотров, в которых принимают участие обучающиеся школы.
- Адресное сопровождение и поддержка талантливой молодежи, в т.ч. при содействии органов местного самоуправления.
- Создание системы учета индивидуальных образовательных достижений в формате портфолио обучающихся начальной, основной школы.
- Организация общественной презентации ученических портфолио.
Ожидаемые результаты
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
- Творческая самореализация выпускника основной школы.
- Обеспечение преемственности в работе начальной, основной школы.
- Реализация положений программы учреждения “Новая школа”.
- Развитие индивидуальных способностей обучающихся.
- Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённость общая
- - интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.
- Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.
- При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.
Одарённость ранняя
- - одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.
Методы работы
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный;
Формы работы
- 1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- 2. консультирование по возникшей проблеме;
- 3. научные кружки, общества
- 4. дискуссия;
- 5 ТРИЗ;
- 6. игры.
Очень важны
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- игра «Научно - исследовательская лаборатория»;
- ролевые игры;
индивидуальные творческие задания
Проблемы одарённых детей
- Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
- Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
- Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
- Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Основная форма работы с одарёнными детьми – составление портфолио
- Основными целями составления портфолио являются:
- Развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их самооценки.
- Мотивация обучающихся к творчеству в через активное участие во внеурочной деятельности по владению знаниями, умениями, навыками.
Переход на более объективную, справедливую форму оценивания
Основные задачи портфолио
- Развитие самооценки обучающихся.
- Формирование учебной мотивации, активной жизненной позиции.
- Формирование компетентностей.
- Создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.
Проектная деятельность
Достижение современного уровня образовательных результатов возможно лишь при активном включении каждого учащегося в совместную практическую деятельность. Проектная деятельность позволяет создать педагогические условия для продуктивной самостоятельной коллективной деятельности учащихся в рамках класса. Решить задачу формирования системы универсальных учебных действий возможно лишь в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование (К.Н. Поливанова).
Программа «Работа над проектами» тесно связана с содержанием предметных программ и программ внеурочной деятельности, реализуемых в классе, что позволяет комплексно решать образовательные задачи.
Программа проектной деятельности способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием.
Цель:
- развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка на основе самостоятельной совместной проектной деятельности учащихся класса.
Задачи:
- формирование умений решать творческие задачи;
- формирование начальных умений работать с информацией;
- формирование умений поисковой деятельности;
- развитие познавательной инициативы;
- развитие умения определять методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- формирование коммуникативных умений детей в сотрудничестве:
- умение вести диалог, регулировать свои действия в совместной деятельности;
- способности доброжелательно относиться к окружающим;
- формирование способности к организации деятельности и управлению собственной деятельностью:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование умения совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения совместно принимать решения.
Тема проекта ненавязчиво предлагается учителем в ходе проблемного диалога. Критерием выбора темы является актуальность темы для данного класса, календарные даты, завершение учебного этапа, а также проблемы, возникающие в классном коллективе.
Результатом каждого проекта является конкретный продукт деятельности учащихся. Завершая работу над проектом, учащиеся рассказывают о своей работе, демонстрируют ее результат. При презентации некоторых проектов присутствуют родители.
При планировании проектной деятельности соблюдаются этапы метода проектов: проблема, гипотеза, планирование, продукт, защита проекта, рефлексия.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями на соответствующем возрасту уровне:
«Регулятивные универсальные учебные действия»
- способность принимать учебную цель и задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- контролировать и оценивать свои действия.
«Личностные универсальные учебные действия»
- мотивация деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха в проектной деятельности;
- самооценка на основе критерия успешности деятельности.
«Познавательные универсальные учебные действия»
- поиск информации для выполнения проектных заданий с использованием различных источников;
- выделение главного в собранном материале;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- структурировать информацию в соответствии с темой исследования.
«Коммуникативные универсальные учебные действия»
- учитывать позицию собеседника;
- осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками при работе в коллективе, группе;
- формулировать собственное мнение;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
- строить небольшое монологическое высказывание;
- презентовать свою работу доступными возрасту способами.
6. Система отслеживания и оценивания результатов освоения программы
При организации проектной деятельности ведущим образовательным результатом является способность ученика действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебно-практических задач. В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне овладения способами действий. (К.Н. Поливанова).
Для оценивания результатов проектной деятельности используется критериальный подход. К определению критериев оценки привлекаются учащиеся. По результатам выполнения проекта и на промежуточных этапах целесообразно использовать элементы самооценки учащимися процесса и результата деятельности.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:
- альбом, буклет, журнал, книжка-раскладушка, стенгазета, плакат,
- гербарий, макет, модель, наглядные пособия,
- иллюстрации, поделка, коллекция, костюм,
- музыкальная подборка, сценарий праздника, сказка,
- справочник, словарь
- фотоальбом, фильм,
- экскурсия.
Планирование дальнейшей работы
- Изучить особенности работы с одарёнными детьми.
- Перейти в работе от интуиций к системе.
- Провести диагностику для выявления способностей у детей.
- Составить программу развития одарённых детей и поэтапного отслеживания результатов их достижений.
Литература
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
- Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
- Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
- Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
- Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
- Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...
Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только насто...
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС
Особенности развития детей в начальной школе дают возможность широко внедрять элементы проектно-исследовательской деятельности в процесс обучения. Рассмотрению возможных проблем, возникающих в ходе пр...
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»...