"Структура современного урока в рамках реализации ФГОС"
статья на тему
Работа подготовлена с целью обобщения и распространения передового опыта по организации и проведению современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_sovremennogo_uroka_v_ramkah_realizatsii_fgos.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура современного урока в рамках реализации ФГОС
«Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики, концентрируется в уроке»
М.Скаткин
Чтобы был выполнен Стандарт начального образования, прежде всего должен измениться современный урок. А именно должна измениться структура урока. Естественно мы, учителя, привыкли к традиционному комбинированному уроку, где все части изолированы друг от друга и решают свои частные задачи. Но современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, а следовательно, и требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Первым структурным элементом современного урока я бы назвала постановку цели урока, которая должна вылиться, в итоге, в результат решения конкретных задач, поставленных учителем.
Эти цели должны отразиться в конкретном содержании урока, обязательно быть мотивированными, чтобы ребенок мог четко понимать, зачем делать все то, что будет происходить на уроке.
Постановка цели урока может проходить как прямое указание на то, чем мы будем сегодня заниматься, но лучше когда постановка цели носит проблемный характер. Например, учитель, задает вопрос, на который ребята не могут ответить или дает упражнение, задание с которым они не могут справиться и тогда возникает естественный вопрос, что нужно сделать для того, чтобы ответить на вопрос, решить задания и т.д.
Рубинштейн Л. С. отмечал, что начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Именно этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи.
Следовательно, характер постановки цели определяет возникновение мотива, что является психологической основой успешности ситуативного учения каждого конкретного момента и обучения в целом. Мотив это также побуждение к деятельности, поступкам и действию. Не может быть деятельности без мотива. Но нас интересует ни случайный, ни внешний, нас интересует мотив учебно-познавательный, который определит направленность ребенка на самостоятельное участие в этой деятельности.
На основе учебно-познавательного мотива конструируется следующий элемент урока - это оживление имеющегося у детей опыта. Это очень важно, потому что на голом месте учебно-познавательный мотив не развивается. Учитель обязательно должен выделить небольшую часть урока для предъявление детям определенных заданий на восприятие, чтобы оживить у них уже имеющийся опыт. Например можно предложить ученикам вспомнить, выдвинуть предположения, задать друг другу вопросы, высказать свое мнение, установить что им известно, что нужно для того чтобы могли решать следующий этап. Проведение этого элемента урока, когда дети объясняют сами себе, какие знания и умения у них уже есть, какой опыт сформирован, подготавливают к следующему этапу урока к следующей структурной единице – это постановка проблемных вопросов или задач, создание проблемных ситуаций для освоения нового материала.
Традиционная школа привыкла к тому, что первым и главным методом обучения является образец, его представление. И тут абсолютно точно выстраивается система обучения: образец, его копирование, упражнение применения и воспроизведение. В этой ситуации, когда образец, как метод обучения первичен, мы часто сталкиваемся с тем, что у детей работает два психических акта - это восприятие и память, т.е. фактически дети должны запомнить образец и затем его правильно применять. В этом случае практически не развивается логическое мышление, моделирующая деятельность, творчество, воображение. Поэтому в свете задач поставленных ФГОС нам необходимо так построить урок, чтобы образец ушел с главного места в обучении. Важно осознать, что образец как приоритетный метод обучения, не может решить те задачи, которые ставит перед нами Стандарт. Развитие метапредметных результатов, прежде всего интеллектуальной деятельности ребенка на основе готового образца невозможно. Это не означает, что мы не будем пользоваться образцом. В зависимости от этапа обучения, уровня развития детей, особенностей учебного материала образец должен занимать определенное место в учебном процессе, но как вторичный продукт.
В свете новых Стандартов часть урока условно называемая «проблемная», где учащиеся знакомятся с новым материалом, устанавливают связи, зависимости, соотносят известное, неизвестное, занимает важное место в структуре урока. Учитель должен создать своеобразное интеллектуальное препятствие, которое имеющимися средствами у детей, пока преодолеть нельзя. Исходя из того, что проблема это противоречие между знаемым и искомым, первичное обсуждение любой проблемы подведет к тому, что сначала дети станут выдвигать свои предположения: должно быть так, результатом будет это, нужно делать таким образом. А затем учитель должен предложить поиск доказательств: чтение текста учебника, анализ, объяснения и т.д. Младшие школьники работают на совершенно другом интеллектуальном уровне. Они должны не вспоминать, а анализировать, сравнивать, выбирать доказательства, видеть ложное и истинное. Таким образом, развивается интеллектуальная деятельность ребенка.
Проблемные ситуации, созданные учителем, могут быть самыми разнообразными. Это, так называемое, «условие выбора», когда ребенку дается выбор и он, анализируя ответы, сравнивая их со своими знаниями и с тем, что ему только что объяснили, делает какой-то выбор.
Очень важный вид проблемной ситуации - «ловушка», когда специально заложена ошибка в тексте и детям предлагается найти ее. Речь идет здесь не о самом детальном поиске этой ошибки, а об уровне развития, самоконтроля и самооценки.
Немаловажны и ситуации, которые требуют обязательной постановки гипотезы, может быть - не может быть, ложное – истинное. Ну и наконец проблемная ситуация которая требует развертывания алгоритма действий.
Особенность всего построения урока в свете Стандартов говорит о том, что, прежде всего у нас возникает проблема построения алгоритма действий, который, как правило, ребята получают уже в готовом виде и таким образом не могут им воспользоваться. Вот это и есть основная часть урока, в процессе которой дети не только получают новые знания, но и пробуют применить их в разнообразной деятельности, потому что практическая деятельность это основной момент, на который фиксируется планируемый результат обучения.
Ребята должны применять полученные знания, овладеть способами добывания новых знаний, подтверждать то, что у них есть, определять возникновения затруднений и т.д.
Мы мало занимаемся исследовательской, поисковой деятельностью, недостаточно уделяем внимания наблюдению за разными явлениями окружающей действительности. Дети должны уметь анализировать ситуацию, в которой проявляются разные качества предметов окружающего мира. В связи с этим, необходимо особое внимание уделить организации поисковой и исследовательской деятельности на уроке. Но мы должны четко понимать, что ни та, ни другая деятельность не получится, если обучение будет строиться на так называемых «закрытых» учебных задачах. Это задачи, в которых все содержится в явном виде, все необходимое для решения ее есть и поэтому нужно только увидеть ту точку отсчета, которая заложена в условии.
Открытая учебная задача предполагает, что условия размытые, есть какая-то неопределенность и ребята должны самостоятельно найти выход. Вот здесь и пригодится умение строить алгоритм действий. При поступлении вопроса дети начинают выдвигать предположения, рассуждения и путем анализа различных высказываний приходят к определенному выводу. Учитель же, со своей стороны, предлагает прочитать текст в учебнике, чтобы ребята могли убедиться в своей правоте, либо сделать другие выводы, узнав, в чем допустили ошибку. Открытые учебные задачи имеют больше возможностей для формирования УУД.
УУД – это совокупность способов, приемов которыми пользуется ученик для решения учебной задачи. Причем универсальность означает независимость действия от самого содержания. Например, если ребенок знает что значит сравнивать (выделять различия, сходства), то ему все равно, что сравнивать: геометрические фигуры, объекты природы и т.д. Потому что вот это действие сравнения поднялось над предметным и стало универсальным, т.е. вошло уже в зону общего интеллектуального действия – умение сравнивать.
В соответствии со Стандартами мы должны развивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия.
В познавательных действиях особое внимание следует обратить, прежде всего, смысловому чтению. Оно не должно быть связано только с уроками литературного чтения. Умение найти, проанализировать, оценить, использовать информацию, которая дана в том или ином тексте важно для любого урока и учить младшего школьника смысловому чтению нужно на любом уроке независимо от содержания.
В познавательное действие входит также умение анализировать, сравнивать, обобщать, совершать группировку по существенным признакам (классифицировать). Если мы учим детей классификации надо стараться научить их выделять существенный (главный) признак, по которому можно определять эти предметы.
Умение строить предположения и выбирать доказательства – это также один из видов познавательной деятельности. Причем если в обучении нет противоречий все тихо, гладко и спокойно, то нет и познавательной деятельности, потому что познавательная деятельность это всегда некая провокация. Используя ошибку ребенка, учитель может подставить неверные суждения для того, чтобы работало мышление, воображение, чтобы ученики перед собой ставили не сиюминутные задачи для получения результата, а анализировали учебную ситуацию.
Ведущей тенденцией современного образования является его ориентация на психическое развитие ребенка. Поэтому важное место должны занимать рефлексивные учебные действия. Любое задание, которое выполняют дети должно заканчиваться анализом их результата, ответом на вопрос соответствует ли результат поставленной цели и есть ли ошибки, какие были трудности и как они оценивают свою работу. Все это выстраивает систему регулятивных шагов ребенка, формирует его контроль, самоконтроль, следовательно, он может преодолевать ошибки.
В контексте концепции универсальных учебных действий как смысловой аспект общения и социального взаимодействия рассматривается коммуникация. В коммуникативных учебных действиях можно выделить две важных позиции. Первая, и хорошо всем известная - это развитие описания, повествования, рассуждения.
Но самая главная проблема в школе это то, что ребята не умеют участвовать в диалоге. Они не умеют беседовать. Есть вопрос учителя и ответ ученика. Все остальные дети никак не задействованы в диалоге. Беседа это очень динамичная, яркая форма, в которой задействованы абсолютно все участники – один дает реплики, другой критические замечания, третий дополняет, четвертый внимательно слушает и пропускает это через себя. В современном уроке при организации диалога нужно обратить внимание на такие простые, но важные правила:
- Ребенок имеет право на ошибку и задача учителя ее использовать не для того, чтобы обвинить ребенка в невнимательности, а чтобы направить на поиск ее причины.
- Ребенок имеет право на собственное мнение, не надо подтягивать ребенка под мнение учителя. Более того, учителю не стоит спешить высказывать свое мнение во время беседы, потому что авторитет его велик и ребята сразу пойдут за учителем. Но это вовсе не означает, что все согласны. Будут дети, которые про себя останутся при собственном мнении.
- Учебный диалог - это создание учителем ситуации успеха и интереса коллективному обсуждению.
Если мы будем учитывать все эти правила, тогда наши ученики будут адекватно использовать все речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Оттого насколько грамотно мы сконструируем урок, зависит тот результат, который мы в итоге получим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем 1 класс: Методика обучения/ Н.Ф. Виноградова. Москва: Вентана-Граф, 2004.- 384 с.
[Электронный ресурс]. –URL:http://www.spbappo.ru/
[Электронный ресурс]. –URL:http://www.fgos-spb.ru/
[Электронный ресурс]. –URL:http://nsportal.ru/
[Электронный ресурс]. –URL:http://www.zankov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование и анализ современного урока в рамках реализации ФГОС второго поколения
Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развити...
Проектирование современного урока в рамках реализации фгос ноо
Проектирование современного урока в рамках реализации фгос ноо...
Презентация. Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС.
laquo; Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства ,показатель его кругозора, эрудиции»В.А. Сухомлинский...
Современный урок в рамках реализации ФГОС
Выступление на МО учителей начальных классов по теме "Современный урок в рамках реализации ФГОС"...
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...
Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС
Презентация "Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС"...
«Современный урок в рамках реализации ФГОС НОО и ООО»
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы ...