Конспект урока математики по теме "Задачи на движение. Нахождение времени" ("Начальная школа XXI века").
план-конспект урока по математике (4 класс)
Конспект урока математики в 4 классе. Главная цель урока - научить обучающихся решать простые задачи на движение. Урок спроектирован в интерактивном режиме в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе урока учениками решаются проектные задачи, используются различные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_4_klass_zadachi_na_dvizhenie_nahozhdenie_vremeni.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Задачи на движение. Нахождение времени. |
Тип урока | Урок получения новых знаний |
Цели
| Образовательные: Создать условия для развития умений решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние; Развивать умение решать простые задачи на движение; совершенствовать вычислительные навыки, Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; стремление детей к успеху в учебе, умение адекватно оценивать свой труд. Формировать УУД:
|
Планируемые результаты | Знание формул нахождения времени, скорости, расстояния. Умение решать простые задачи на движение, находить время. |
Основные понятия | Скорость, время, расстояние, путь, движение. |
Межпредметные связи
| Окружающий мир, литературное чтение, краеведение. |
Организация учебного пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в постоянных парах, парах сменного состава и группах. |
Ход урока
Этап урока | Содержание этапа | |
1. Организационный момент | - Прозвенел звонок… (начинается урок!) - Всё всегда у нас в порядке… (книжки, ручки и тетрадки!) - Мне хотелось бы начать сегодняшний урок со слов одного мудрого человека, немецкого писателя Томаса Манна: «Время – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать умнее, лучше и совершеннее». | |
2. Повторение пройденного. Подготовка к восприятию нового материала. | - Откройте рабочие тетради, запишите дату и слова «классная работа». - Запишите минутку чистописания. Продолжите ряд чисел. Какую часть таблицы умножения мы повторяем сегодня? У вас на все 1 минута. | |
- Какие слова были ключевыми на прошлом уроке математики? (задачи на движение, скорость, время, расстояние). - Какие арифметические действия мы используем для решения этих задач? (умножение и деление). Упражнение «Карусель» (работа в парах сменного состава). - У вас на столах карточки с примерами. Запишите ответ на обратной стороне. Проверьте друг у друга в парах. - 1 вариант образует наружный круг, 2 вариант – внутренний. Переход к соседу по звуковому сигналу. - Вернитесь на свои места, сделайте отметку в листе самооценки. + не допустил ни одной ошибки. ? допустил 1-2 ошибки. - много ошибок. Нужно повторить таблицу умножения и способы решения таких примеров. | ||
- Давайте проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Запишите в лист самооценки последовательность букв, выбрав правильный ответ. Тест 1. Для того, чтобы найти пройденный путь, нужно скорость ________ на время. В) умножить Г) разделить Д) увеличить 2. Для того, чтобы найти скорость, нужно пройденный путь ________ на время. П) умножить Р) разделить С) уменьшить 3. Велосипедист за 4 часа проехал 40 километров. С какой скоростью он ехал? Г) 160 км/ч Д) 10 км Е) 10 км/ч 4. Поезд шёл 10 часов со скоростью 60 км/ч. Какой путь прошёл поезд? Л) 600 км/ч М) 600 км Н) 70 км 5. Вася и Даша одновременно вышли из дома в школу. Вася шёл со скоростью 5 км/ч, а Даша со скоростью 4 км/ч. Кто раньше пришел в школу. Э) одновременно Ю) Даша Я) Вася - Какое слово у вас получилось? (ВРЕМЯ) - В листе самооценки поставьте себе оценку за выполнение теста. Каждая правильная буква – 1 балл. – Как вы думаете, какова цель нашего урока? - Какие этапы урока помогут нам в достижении цели? - Запомнить формулу. - Научиться решать простые задачи на нахождение времени. - Научиться использовать свои знания для решения практических задач. - А сейчас посмотрите шуточную сценку, которую приготовили ребята. В ней есть подсказка как раз по теме нашего урока. | ||
3. Усвоение новых знаний и способов действия | Сценка «Сказка о потерянном времени 2» | |
- Я желаю вам на этом уроке не потерять ни одной минутки. - Кто услышал подсказку? Так как же найти время? | ||
- А теперь действуем по намеченному плану. Прочитаем правило в учебнике на странице 63. Выберите на слайде формулу. Запишите ее в тетрадь. Закройте учебники, расскажите друг другу, как найти время, зная пройденный путь и скорость движения. - А сейчас давайте посмотрим фильм, который расскажет нам, как решаются задачи на нахождение времени. | ||
Просмотр фильма «Решение задач на движение. Нахождение времени» | ||
- Давайте решим все вместе задачу 12 на доске. Те, кто уверен в своих силах, может решать быстрее. Вы успеете решить еще одну задачу № 13. Это часть вашего домашнего задания. - Начнем с того, что внесем данные в таблицу. - Вспомним формулу. - Подставим числа в формулу. Выполним вычисления. Запишем ответ. - Что мы делали сначала? Потом? - А сейчас перед следующим этапом урока нам нужно немного отдохнуть и собраться с мыслями. (Минутка отдыха) | ||
4. Закрепление полученных знаний. | Составление и решение задач на нахождение времени (дифференцированное задание в парах сменного состава). Учащиеся разделены на группы: 1) получает творческое задание на составление задачи с использованием данных таблицы, им нужно составить и решить свою задачу; 2) получает карточку с заполненными данными, им нужно заполнить таблицу –краткую запись и решить задачу; 3) решают готовую задачу по уже составленной краткой записи). - Для выполнения следующего задания нам нужно установить соответствие между объектами и значениями скорости (использование средства SMART NOTEBOOK «Подбор ключевого слова») воробей 40 км/ч сокол-сапсан 230 км/ч утка 90 км/ч комар 3 км/ч оса 9 км/ч пчела 22 км/ч Составление задачи с данными таблицы по схеме: За какое время __________ совершит путь _____ км со скоростью ____ км/ч? (Составление задач, устное решение) - А теперь внимательно посмотрите на свою карточку – заготовку. Поднимите руки, у кого нет данных в задаче. Вам самое трудное задание – самим составить задачу, используя данные таблицы (для этого нужно сначала решить обратную задачу). А дальше работать вместе со всеми. - У всех остальных задача уже готова. На обратной стороне карточки вам нужно записать решение этой задачи и приготовиться к работе в парах сменного состава. - По моему сигналу вам нужно с соседом по парте обменяться карточками с задачей, внимательно прочитать полученную задачу, внести данные в таблицу и записать решение и краткий ответ задачи. Надо постараться сделать это за 1 минуту. Сравните свое решение с решением товарища на обратной стороне. Если решение получилось разное, обсудите и выясните, кто допустил ошибку. - Обменяйтесь теперь карточками со своим соседом по варианту в четверках. Выполните в тетради решение еще одной задачи. - А теперь обменяйтесь задачами с соседом по диагонали. И снова решите новую задачу и запишите ее в тетрадь. - Оцените в листе самооценки выполнение этого задания. Используйте значки: + у меня все получилось. ? мне было трудно, остались вопросы. - у меня ничего не получилось, прошу помощи. | |
5. Применение полученных знаний в измененных условиях. | Выполнение задания в группах. - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Представьте себя участниками турслета на озере Свято. Каждая команда идет своим маршрутом. Участвуют:
- Рассмотрите, что из себя представляет маршрут каждой команды? Как найти длину ломаной? - Ваша задача – рассчитать время прибытия каждой команды на место с учетом таких условий.
(Учащиеся работают в группах). - Давайте подведем итоги. - Проверим то, что у вас получилось. - По расчетам жюри команды должны прибыть в пункт назначения в такое время: Команды «Темп», «Парус», «Ритм», «Восход» - 14.00 Команды «Спорт», «Лето», «Вездеход» - 12.30 - Смогли ли команды по вашим расчетам уложиться в это время? - Оцените ваше участие в работе команды в листе самооценки. | |
6. Подведение итогов урока, информация о домашнем задании. | - Какова была главная цель урока? Поднимите руки, кто считает, что достиг этой цели? - Давайте себя проверим. Путник прошел 20 километров со скоростью 5 км/ч. Найдите время пути. 1) 15 часов 2) 4 часа 3)25 часов Какое время затратит поезд на преодоление расстояния 300 км со скоростью 60 км/ч? 1)5 часов 2)50 часов 3)3 часа Сколько времени понадобится велосипедисту, чтобы проехать 30 км со скоростью 10 км/ч? 1) 3 часа 2) 20 часов 3) 4 часа Лыжник прошёл 15 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути? 1) 3 часа 2) 2 часа 3) 1 час Расстояние от Кулебак до Нижнего Новгорода 200 км. За какое время можно его проехать со скоростью 50 км/ч? 1) 4 часа 2)5 часов 3) 3 часа - Сравните с образцом. - Поставьте себе оценку в лист самооценки в строке «Итоговый тест». За каждый правильный ответ 1 балл. - Вложите лист самооценки в свою тетрадь. | |
- Домашнее задание: с. 64 № 13, с.66 № 23 (любой на выбор). - Кроме того, прошу вас выполнить расчеты в нашей таблице индивидуальных данных. - Каждый из вас уже знает свою скорость при передвижении шагом и легким бегом. К этому уроку вы готовили ответ на вопрос, какое расстояние пройдет каждый из вас за 1 час. - Вычислите, пожалуйста, какое время вам понадобится, чтобы дойти шагом от школы до ФОКа, если известно, что расстояние до ФОКа 4 км 800 метров. - А сейчас еще одна мудрая фраза. Ее сказал знаменитый писатель Януш Корчак «Уважайте текущий час и сегодняшний день!.. Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится...» - А я желаю вам, чтобы каждый день и каждый час у вас прошли так, чтобы ни одна минутка даром не пропала. - Спасибо за хорошую работу. Урок окончен. | ||
Приложение
Сказка о потерянном времени - 2
Автор.
В первый каникул Вася не знал, чем себя занять. То он принимался играть в компьютерную игру, то просто смотрел в окно… В общем, трудно объяснить, чем он занимался.
На сцене ученик играет в игровую приставку, ходит по сцене, смотрит в окно, крутит на веревочке шарик… (совершает бесполезные действия).
Бьют часы, в комнату входит мама.
Мама.
Добрый вечер, сынок. Как твои дела? Как провел день? Что нового у тебя произошло?
Вася.
Да так… Играл… Смотрел… Крутил… Так весь день и прошел.
Мама.
Неужели так за весь день ничем интересным и не занялся? Столько времени потерял! Целый день! Очень жаль. Ведь потерянное время нельзя вернуть назад.
Вася.
(задумчиво) Да-а-а… Время я действительно потерял. Но ведь если я его потерял, то значит его можно и найти… Пойду спрошу у папы, как найти время.
(папа у раковины чинит кран)
Вася.
Папа, ты, наверное, знаешь, как найти время?
Папа.
Конечно, знаю. Очень просто: нужно пройденное расстояние разделить на скорость. Об этом все еще с начальной школы знают.
Вася.
(удивленно) Ты это точно знаешь?
Папа.
Куда уж точнее.
Вася.
Интересно, а какое расстояние я сегодня прошел? И с какой скоростью? Тут что-то не так… Пойду поищу в интернете. Там на все вопросы есть ответ…
(садится за компьютер)
Набираю… Как найти время… Вот и ответ… Чтобы найти время… Нужно пройденный путь… (удивленно) разделить на скорость. Но ведь если я не знаю, какой путь я прошел и какая у меня была скорость, значит, я не смогу найти время, которое потерял? Как же быть?
Мама.
Сынок, этот способ подходит только для того, чтобы найти время, затраченное на прохождение определенного пути с определенной скоростью.
Папа.
А вот потерянное даром время найти нельзя. Нужно просто постараться провести свой день так, чтобы ни одной минутки даром не пропало!
Самоанализ урока.
Цель урока – научить детей решать простые задачи на нахождение времени.
Класс по нынешним меркам довольно большой – 29 человек. Поэтому всегда возникает проблема в том, как добиться того, чтобы на уроке были задействованы все дети. Материал урока не требует долгого объяснения, поэтому основной упор делался на усвоение алгоритма решения простых задач на движение. Это как раз тот случай, когда нам в этом помогают интерактивные технологии. Интерактив предполагает постоянное взаимодействие не только учащихся с учителем, но и учащихся между собой. В данном случае это достигается использованием коллективных способов обучения. Это работа в постоянных парах, парах сменного состава, работа в малых группах.
Закрепление устных приемов умножения и деления многозначных чисел проходило в виде упражнения «Карусель» (работа в парах сменного состава). Устный счет в традиционной форме не позволяет опросить всех учащихся одновременно. Здесь каждый решил около 10 примеров, которые были проверены товарищами. Затем каждый оценил успешность выполнения задания в листе самооценки.
Повторение материала прошлого урока в виде небольшого теста. Опять задействованы все дети. Самопроверка. Итог теста позволяет учащимся высказать предположение относительно темы и цели урока, определить алгоритм.
Группа учащихся получила задание сочинить сказку по фразе «Как найти время». Как видим, отлично справились с заданием. Инсценировка - тоже один из интерактивных методов. Для того, чтобы найти ответ на вопрос, нужно было проанализировать содержание сценки и сделать вывод. Закрепили это с помощью правила учебника.
По сути просмотр фильма о решении задач – возможность помочь учащимся, у которых проблемы со словесно-логическим мышлением усвоить материал, а всем остальным - немного расслабиться.
Дифференцированное интерактивное решение задачи на доске преследует ту же цель.
Следующий этап – закрепление полученных знаний на практике. Сильная группа составляет задачи сама. Средняя – решает готовые задачи. Слабая (дети после болезни) – получает еще и помощь учителя + на обратной стороне карточки данные уже записаны в таблицу. Каждый решил еще 3 простых задачи на нахождение времени и получил возможность проверить свое решение.
Работа в группах – применение полученных знаний в измененных условиях.
Итоговый тест позволил каждому самому оценить свою работу на уроке и дает возможность сделать это и учителю при проверке тетрадей.
Таким образом, на выходе – за 45 минут каждый учащийся решил как минимум 11 простых задач на движение, не менее 7 примеров на умножение и деление (кроме вычислений в задачах) и все было оценено либо в форме самопроверки, либо в форме взаимопроверки.
В домашнем задании ребята продолжат работу с табличками индивидуальных данных Мы уже знаем скорость движения каждого шагом и легким бегом в м/мин, км-м/ч. Теперь они попробуют найти врем своего движения на заданное расстояние.
Применение всех этих приемов на каждом уроке нецелесообразно. Обычно 1 из них. Но на данном уроке они сработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К.Бальмонт "Снежинка" (конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века" К.Бальмонт. "Снежинка"...
"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)
Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-
Цели урока: Знакомство с правилом написания приставки с-; Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...
Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"
Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"...
Конспект урока математики (1 класс). Тема: "Отрезок. Линейка". УМК «Начальная школа XXI века»
Цели деятельности учителя: формирование знаний об отрезке; формирование умения чертить отрезки с помощью линейки; совершенствование вычислительных навыков.Планируемые результатыПредметные: Знать-что т...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне....