Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Перспективная начальная школа" (пояснительная записка).
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)

Ежова Наталья Александровна

Пояснительная записка по математике составлена согласно требованиям ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyas.matem_moi.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса  по математике для 4 класса «Б» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373); примерной основной образовательной программой начального общего образования; на основе авторской программы Л.А. Чекина «Математика» 4 класс, входящей в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» «Программы по учебным предметам» 1-4 кл: в 2 ч., составитель Р.Г.Чуракова- М:Академкнига/Учебник, 2014- ч.1: 240 с.(Проект: «Перспективная начальная школа»).    

Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе.

    Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, что составляет 136 часов (34 недели) в учебный год.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы              по математике к концу 4 -го класса

Личностные универсальные учебные действия                                             Обучающийся получит возможность научиться: 

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.                                                                                 У обучающегося будут сформированы :  
  • проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам
  • готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт);
  • способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
  • проявлять познавательный интерес к математической науке.
  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;
  • интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами  их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач;                                                                                    Коммуникативные универсальные учебные действия                                  Обучающийся научится:
  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • слушать и понимать речь других.                                                                      Обучающийся получит возможность научиться: 
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • умение  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;                                                        Познавательные универсальные учебные действия                                           Обучающийся научится:  
  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах  и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; 
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.                              Обучающийся получит возможность научиться:
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;

- умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач;

- умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Обучающийся научится:  

- называть, записывать и сравнивать натуральные числа до 1000 000;

- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление  многозначных чисел

на основе законов и свойств этих действий;

- решать простейшие уравнения на основе связи между компонентами и      

 результатом действий;

- определять вид геометрической фигуры;

- изображать  геометрические фигуры с помощью линейки и циркуля;

- вычислять периметр и площадь многоугольника,  используя соответствующие формулы;

- решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема);

- распознавать, составлять и решать разнообразные текстовые задачи;

- понимать и использовать особенности построения системы мер времени;

- решать отдельные комбинаторные и логические задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

 сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения  с помощью соответствующих знаков;

- определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи  транспортира;

- строить простейшие круговые диаграммы;

- решать задачи с помощью уравнений;

- понимать смысл термина «алгоритм».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (136 ч.)

Числа и величины (12 ч.)

Натуральные и дробные числа.

        Новая разрядная единица - миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

        Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

        Постоянные и переменные величины.

        Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.

Величины и их измерение.

        Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром  и килограммом.

Арифметические действия (50 ч.)

Действия над числами и величинами.

        Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».

        Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

        Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

        Сложение и вычитание однородных величин.

        Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

        Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

        Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

        Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

        Деление величины на однородную величину как измерение.

        Прикидка результата деления с остатком.

        Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Элементы алгебры.

        Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств истинных числовых равенств.

Текстовые задачи (26 ч.)

        Арифметические текстовые  (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара  (расход на предмет, количество предметов, общая стоимость товара), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.

        Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

        Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

        Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого по его части.

Геометрические фигуры (12 ч.)

        Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.

        Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Геометрические величины (14 ч.)

        Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

        Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.

        Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

        Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.

        Задачи на вычисления различных геометрических величин: длины, площади, объема.

Работа с данными (22 ч.)

        Таблица как средство описания характеристик предметов. Объектов, событий.

        Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм. Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочие программы в 3 классе УМК "Планета знаний". Пояснительная записка + календарно- тематическое планирование на год

Рабочие программы УМК Планета знаний" 3 класс. В материале представлено календарно-тематическое планирование по всем предметам: русский язык, математика, окружающий мир, чтение, музыка, изобразительно...

Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: ·       Закона Российской Федера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...