Пластины домино - помощник в обучении математике детей младшего школьного возраста
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Корнеев Владимир Пантелеевич

В статье представлены упражнения, которые позволят педагогу эффективно обучать детей младшего школьного возраста умению считать.  Предложены упражнения на счет, сравнение, выделение признаков объектов и классификацию. Упражнения могут быть полезны учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования и родителям детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korneev_4.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пластины домино - помощник в обучении математике

детей младшего школьного возраста

        В статье представлены упражнения, которые позволят педагогу эффективно обучать детей младшего школьного возраста умению считать.  Предложены упражнения на счет, сравнение, выделение признаков объектов и классификацию. Упражнения могут быть полезны учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования и родителям детей.

        Счет

        Ученики рассматривают фишки домино и пересчитывают количество точек. Работа может быть организована как с общим пособием, так и с индивидуальным. Эти упражнения позволяют сформировать у всех ребят умение считать, включающее следующие операции: знание слов-числительных, знание их порядка при счете, понимание смысла процесса нумерации элементов множества, понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества, и умение соблюдать правила счета.

        Педагог предлагает внимательно сосчитать, сколько точек нарисовано на пластинке. Ответ ученики могут показывать на пальцах, с помощью числового веера, хором и индивидуально.

        Работу можно организовать и в парах. Ведущий достает фишку домино, а играющий считает точки на ней. Если результат верный, происходит смена ролей. Возможны и другие варианты парной работы, традиционно используемые в практике обучения.

        Начинать эту работу необходимо с фишек, на которых изображено небольшое количество точек, постепенно усложняя работу.

        Сравнение, выделение признаков объектов

        Педагог помещает на доске две пластинки домино, предлагает детям внимательно их рассмотреть и ответить на вопросы:

- Что интересного вы заметили? (Фишки разделены на два поля, на каждом поле есть точки, они черного цвета, а сами пластинки белые, на каждом поле одинаковое или разное количество точек и т.д).

- Что вы можете рассказать о каждой фишке? (Первая фишка состоит из двух полей белого цвета, на каждом поле по три точки. Всего шесть точек).

- Какие общие особенности (свойства) вы видите? (Цвет точек и фишки, количество полей, равное количество точек на каждом поле).

- Чем они отличаются? (Количеством точек).

        Важно напомнить, что рассмотрение любого объекта должно начинаться с общего вопроса, чтобы дать возможность каждому ученику высказаться, проявить инициативу.

        Если педагог будет постоянно варьировать различные сочетания фишек по количеству точек и по цвету, то это позволит ему избежать повторений при организации упражнений такого вида. Выполнение подобных зданий позволяет формировать алгоритм сравнения любых объектов. Возможно, что, рассматривая фишки, дети непроизвольно будут запоминать и состав чисел, хотя данная задача в этот период не решается.

        Классификация

А.- Посмотрите внимательно на фишки. Что вы о них можете рассказать?

- Какая из них лишняя? Почему?

Подобные упражнения предполагают несколько решений. А разнообразие сочетаний и увеличение количества пластинок повышает сложность этих упражнений.

Б. Педагог предлагает от 4 до 8 фишек, их надо разбить на группы по самостоятельно найденному или заданному учителем основанию.

        Вариантов классификации может быть несколько:

  • пластинки, имеющие и не имеющие пустые половины;
  • имеющие пустую половину и половину с одной точкой;
  • имеющие половину с двумя точками;
  • пластинки с пятью точками на полях и без пяти точек.

        Предложенные упражнения обладают высоким уровнем сложности. Выполняя их, ученики могут допускать ошибки. Например, они могут выделить такие группы: домино с пустыми половинами; домино, у которых есть половины с двумя точками и с пятью точками. Но в этом случае домино с полями 2/5 (так можно обозначить поля с соответствующим количеством точек) может быть отнесено сразу к двум группам, а этого при выполнении классификации делать нельзя.

        Подобные упражнения на классификацию могут быть предложены и на более поздних этапах обучения. Их польза состоит еще и в том, что для успешного выполнения детям необходимо быть достаточно внимательными. Так же как и в предыдущих упражнениях, вариативность и сложность могут быть достигнуты за счет выбора фишек, отличающихся количеством точек и цветом. Вопрос усложнения решается педагогом самостоятельно.

        Что изменилось?

        На доске в ряд помещаются несколько пластинок домино. Учащиеся внимательно рассматривают их и стараются запомнить последовательность, особенности, затем закрывают глаза, а учитель в это время либо меняет порядок, либо убирает, либо добавляет фишку, либо меняет одну на другую. Когда учащиеся открывают глаза, то должны описать с помощью слов произошедшие изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа « РИТМИКА» художественной направленности 1 года обучения для детей младшего школьного возраста

Ритмика - это передача музыки через движения, выполнение простых танцевальных движений под музыку. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребят....

Педагогические приемы обучения у детей младшего школьного возраста

В каждом ребенке заложен колоссальный потенциал. И для того чтобы задействовать этот потенциал и вырастить из своего чада нечто выдающееся, современные родители прилагают много усилий. Курсы раннего р...

Использование ИКТ на уроках для развития положительной мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...

"Наши волшебные помощники" внеурочное занятие для детей младшего школьного возраста

Знакомство детей с прародителями знакомых бытовых электроинструментов в игровой форме с применением презентации....

Личностный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста.

В современных условиях на этапе реформирования системы образования сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обучения и воспитания. Большая роль отводится учреждениям компенсирующе...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В статье описываются особенности и варианты использования игровых технологий на уроках физической культуры....

Система работы по обучения чтению детей младшего школьного возраста

Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его ...