Пластины домино - помощник в обучении математике детей младшего школьного возраста
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)
В статье представлены упражнения, которые позволят педагогу эффективно обучать детей младшего школьного возраста умению считать. Предложены упражнения на счет, сравнение, выделение признаков объектов и классификацию. Упражнения могут быть полезны учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования и родителям детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_korneev_4.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пластины домино - помощник в обучении математике
детей младшего школьного возраста
В статье представлены упражнения, которые позволят педагогу эффективно обучать детей младшего школьного возраста умению считать. Предложены упражнения на счет, сравнение, выделение признаков объектов и классификацию. Упражнения могут быть полезны учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования и родителям детей.
Счет
Ученики рассматривают фишки домино и пересчитывают количество точек. Работа может быть организована как с общим пособием, так и с индивидуальным. Эти упражнения позволяют сформировать у всех ребят умение считать, включающее следующие операции: знание слов-числительных, знание их порядка при счете, понимание смысла процесса нумерации элементов множества, понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества, и умение соблюдать правила счета.
Педагог предлагает внимательно сосчитать, сколько точек нарисовано на пластинке. Ответ ученики могут показывать на пальцах, с помощью числового веера, хором и индивидуально.
Работу можно организовать и в парах. Ведущий достает фишку домино, а играющий считает точки на ней. Если результат верный, происходит смена ролей. Возможны и другие варианты парной работы, традиционно используемые в практике обучения.
Начинать эту работу необходимо с фишек, на которых изображено небольшое количество точек, постепенно усложняя работу.
Сравнение, выделение признаков объектов
Педагог помещает на доске две пластинки домино, предлагает детям внимательно их рассмотреть и ответить на вопросы:
- Что интересного вы заметили? (Фишки разделены на два поля, на каждом поле есть точки, они черного цвета, а сами пластинки белые, на каждом поле одинаковое или разное количество точек и т.д).
- Что вы можете рассказать о каждой фишке? (Первая фишка состоит из двух полей белого цвета, на каждом поле по три точки. Всего шесть точек).
- Какие общие особенности (свойства) вы видите? (Цвет точек и фишки, количество полей, равное количество точек на каждом поле).
- Чем они отличаются? (Количеством точек).
Важно напомнить, что рассмотрение любого объекта должно начинаться с общего вопроса, чтобы дать возможность каждому ученику высказаться, проявить инициативу.
Если педагог будет постоянно варьировать различные сочетания фишек по количеству точек и по цвету, то это позволит ему избежать повторений при организации упражнений такого вида. Выполнение подобных зданий позволяет формировать алгоритм сравнения любых объектов. Возможно, что, рассматривая фишки, дети непроизвольно будут запоминать и состав чисел, хотя данная задача в этот период не решается.
Классификация
А.- Посмотрите внимательно на фишки. Что вы о них можете рассказать?
- Какая из них лишняя? Почему?
Подобные упражнения предполагают несколько решений. А разнообразие сочетаний и увеличение количества пластинок повышает сложность этих упражнений.
Б. Педагог предлагает от 4 до 8 фишек, их надо разбить на группы по самостоятельно найденному или заданному учителем основанию.
Вариантов классификации может быть несколько:
- пластинки, имеющие и не имеющие пустые половины;
- имеющие пустую половину и половину с одной точкой;
- имеющие половину с двумя точками;
- пластинки с пятью точками на полях и без пяти точек.
Предложенные упражнения обладают высоким уровнем сложности. Выполняя их, ученики могут допускать ошибки. Например, они могут выделить такие группы: домино с пустыми половинами; домино, у которых есть половины с двумя точками и с пятью точками. Но в этом случае домино с полями 2/5 (так можно обозначить поля с соответствующим количеством точек) может быть отнесено сразу к двум группам, а этого при выполнении классификации делать нельзя.
Подобные упражнения на классификацию могут быть предложены и на более поздних этапах обучения. Их польза состоит еще и в том, что для успешного выполнения детям необходимо быть достаточно внимательными. Так же как и в предыдущих упражнениях, вариативность и сложность могут быть достигнуты за счет выбора фишек, отличающихся количеством точек и цветом. Вопрос усложнения решается педагогом самостоятельно.
Что изменилось?
На доске в ряд помещаются несколько пластинок домино. Учащиеся внимательно рассматривают их и стараются запомнить последовательность, особенности, затем закрывают глаза, а учитель в это время либо меняет порядок, либо убирает, либо добавляет фишку, либо меняет одну на другую. Когда учащиеся открывают глаза, то должны описать с помощью слов произошедшие изменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа « РИТМИКА» художественной направленности 1 года обучения для детей младшего школьного возраста
Ритмика - это передача музыки через движения, выполнение простых танцевальных движений под музыку. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребят....
Педагогические приемы обучения у детей младшего школьного возраста
В каждом ребенке заложен колоссальный потенциал. И для того чтобы задействовать этот потенциал и вырастить из своего чада нечто выдающееся, современные родители прилагают много усилий. Курсы раннего р...
Использование ИКТ на уроках для развития положительной мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...
"Наши волшебные помощники" внеурочное занятие для детей младшего школьного возраста
Знакомство детей с прародителями знакомых бытовых электроинструментов в игровой форме с применением презентации....
Личностный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста.
В современных условиях на этапе реформирования системы образования сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обучения и воспитания. Большая роль отводится учреждениям компенсирующе...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В статье описываются особенности и варианты использования игровых технологий на уроках физической культуры....
Система работы по обучения чтению детей младшего школьного возраста
Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его ...