Педагогические приемы обучения у детей младшего школьного возраста
статья на тему

Быкова Элеонора Александровна

В каждом ребенке заложен колоссальный потенциал. И для того чтобы задействовать этот потенциал и вырастить из своего чада нечто выдающееся, современные родители прилагают много усилий. Курсы раннего развития, спортивные секции, обучение иностранным языкам и музыке, няни и гувернеры – на алтарь хорошего воспитания и образования кладутся немалые ресурсы как моральные, так и материальные. Но как сделать так, чтобы в будущем не пришлось жаловаться на то, что ребенок не любит школу, не хочет учиться, не умеет строить отношения со сверстниками?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические приемы обучения у детей младшего школьного возраста

 «Каждый ребенок может многого достичь: стать чемпионом, открыть новые планеты, стать рок-звездой, путешествовать, сделать карьеру, иметь большую семью…» – этими словами начинается один известный рекламный ролик. И хотя тема этого ролика далека от нашей сегодняшней, наш разговор о необходимости научить ребенка учиться я хотела бы начать с этих слов.

В каждом ребенке заложен колоссальный потенциал. И для того чтобы задействовать этот потенциал и вырастить из своего чада нечто выдающееся, современные родители прилагают много усилий. Курсы раннего развития, спортивные секции, обучение иностранным языкам и музыке, няни и гувернеры – на алтарь хорошего воспитания и образования кладутся немалые ресурсы как моральные, так и материальные. Но как сделать так, чтобы в будущем не пришлось жаловаться на то, что ребенок не любит школу, не хочет учиться, не умеет строить отношения со сверстниками?

Ведь ребенок не воспитывается, а живет. И взглянуть на свою жизнь глазами взрослого,осознать всю серьезность поставленной сверхзадачи он не может. В этом и призваны помочь наставники, старшие товарищи, родители и педагоги. Так какие же задачи в первую очередь призваны решать ребенок и взрослый, чтобы обучение былоуспешным?

Забота о здоровье

В самом широком понимании – о здоровье физическом, психическом, нравственном. Это основа, на которой зиждется все дальнейшее обучение. Физически и психически здоровый ребенок с легкостью будет справляться с учебными занятиями, не даст себя в обиду. А заложенные в нем нравственные принципы помогут не идти на поводу у толпы и не проявлять жестокость в отношении других детей.

К сожалению, проявление жестокости со стороны детей и взрослых – явление не редкое. Дети не защищены от авторитарного воздействия ни со стороны родителей, ни со стороны педагогов, ни со стороны сверстников.

Волевое воспитание

Важно, чтобы ребенок научился правильно ставить сверхзадачу (сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно): что я могу? На что я способен? При подготовке к школе задача родителей – помочь ребенку ставить и достигать различные цели. Например, малыши с удовольствием включаются в соревнование, кто первый. Съесть кашу, одеться на прогулку, убрать игрушки… Не обязательно всегда соревноваться со сверстниками, можно попробовать победить папу или маму. Эти простые и забавные игры формируют у ребенка стремление к лидерству и учат быстро выполнять поставленную задачу.

Занятия спортом – еще один важный фактор в воспитании воли. Сверхзадачи, поставленные тренерами, требуют от ребенка серьезной мобилизации воли. Успешное их решение позволяет ребенку открыть свои возможности, почувствовать радость преодоления самого себя.

Воспитание ответственности

Педагоги считают, что если ребенок до 12 лет не будет вовлечен в сферу реальной ответственности и самообеспечения, велик шанс, что он вырастет инфантильным, неприспособленным и безвольным человеком. Растерянные молодые люди, слабые духом, без определенных целей в жизни зачастую тянутся к наркотикам, алкоголю и легкой праздной жизни. Уже в раннем детстве ребенок должен выполнять определенные обязанности по дому. Пусть на первых порах он будет выполнять какое-то дело вместе со взрослым. Например, поливать цветы, пылесосить пол, мыть посуду… И даже если сперва вода будет проливаться мимо горшков с цветами, а тарелки окажутся плохо вымытыми, ребенок научится сосредотачиваться на определенном деле и почувствует себя вовлеченным во взрослую жизнь. По мере взросления ребенку можно будет поручать самостоятельные дела. Он может ходить за хлебом, гулять с собакой, ухаживать за кошкой, забирать младших брата или сестру из детского сада и т.п.

Если ребенок научится выполнять порученное дело быстро, четко, без раскачки и лишних проволочек, то и в школе ему не придется прилагать особых усилий, чтобы заставить себя сесть за уроки.

Учимся ценить время

Обычная ошибка родителей – думать, что у школьника не должно быть никаких других обязанностей, кроме учебы. Ведь у взрослого человека не может быть какой-то одной обязанности. Стиль жизни взрослого человека подразумевает, что в течение дня ему приходится выполнять множество разных дел. Приходится четко рассчитывать, что и когда удобнее сделать, чтобы не терять зря времени и все успеть.

Выполняя различные поручения, ребенок научится ценить свое время. И вам не придется жаловаться на то, что он сидит за уроками целыми днями, а все равно не успевает подготовиться.

Режим дня

Нужно признать, что само слово «режим» не пользуется у школьников, особенно старших классов, популярностью. Казалось бы, какая разница, когда делать уроки, лишь бы результат был. Однако различные опросы, проведенные в классах всех ступеней школьного образования, показали, что хорошие ученики садятся за выполнение уроков в одно и то же время, тогда как слабые ученики не придерживаются никакого расписания.

Разгадка очевидна. Если ребенок садится за уроки строго в одно и то же время, его организм привыкает включать мыслительные функции в определенный момент. Младшим школьникам взрослые должны помочь сформировать эту важную привычку, а вот у старших школьников год от года она будет только больше закрепляться. Ведь они уже знают, что без систематических занятий не может быть серьезных результатов.

И в заключение несколько слов о месте родителей в процессе обучения. Без вашей активной помощи, без вашего наставничества ребенку будет очень сложно адаптироваться в новых условиях школьной жизни. Будьте вашим детям не только воспитателями, но и добрыми друзьями. Делитесь с ними своим опытом школьных лет, рассказывайте о своих удачах и промахах и никогда не оставляйте их без вашего участия в трудную минуту. Помните, каждый ребенок может многого достичь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа « РИТМИКА» художественной направленности 1 года обучения для детей младшего школьного возраста

Ритмика - это передача музыки через движения, выполнение простых танцевальных движений под музыку. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребят....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья "Педагогические условия формирования самооценки младшего школьника"...

Использование ИКТ на уроках для развития положительной мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...

Пластины домино - помощник в обучении математике детей младшего школьного возраста

В статье представлены упражнения, которые позволят педагогу эффективно обучать детей младшего школьного возраста умению считать.  Предложены упражнения на счет, сравнение, выделение признаков объ...

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье я рассматриваю адаптацию младших школьников на разных этапах обучения....

Педагогические средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Педагогические средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста...