Система работы по обучения чтению детей младшего школьного возраста
статья по чтению

Селезнева Наталья Юрьевна

Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные методы организации процесса обучения чтению детей младшего школьного возраста

Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности. 

В своей работе я формирую функциональную грамотность учащихся в урочное и внеурочное время, опираясь на интересы ребят. В данной статья, расскажу о дидактических играх, которые применяю для развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках литературного чтения.

  1. Зашумленное чтение.

«Зашумлённый» текст — это техника чтения, которая помогает научить детей правильному, осознанному и выразительному чтению. 

Ученикам предлагается прочитать текс, который частично скрыт или отсутствует. Можно провести соревнования по чтению или подробному пересказу такого текста.

https://sun9-36.userapi.com/impg/IFmAc_0GTA5xpS-hXaqbW8unNDTDN07iJHpuaw/El6bFuJH__A.jpg?size=604x269&quality=96&sign=d1999aa1c168221946e87c1fcbb275e0&c_uniq_tag=Tawo6HJBq1qXpKxGAoggp77cy2CbwolBrM4AJpK5piQ&type=albumhttps://fs.znanio.ru/methodology/images/02/59/02597d9ed262ae755931de1c7a1e43daaac8588a.jpg

Рис.1. Зашумленный текст                         Рис.2. Решетка для текста

  1. Рифма.

Обучающимся предлагается вставить пропущенные слова в стихотворные строчки или составить четверостишье с представленными рифмующимися словами. Ребятам очень нравится проводить такие командные соревнования. В такой игре не только хорошо отрабатывается тема рифмы, но и развивается словарный запас и речь обучающихся.

Например:

Стали звездочки кружиться,                                              

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки

Не пушинки, а ... (снежинки).

  1. Слово в слове или наборщики.

Игра способствует развитию звуко-буквенного анализа, нахождение слов, обогащение словарного запаса обучающихся. Ученикам предлагается составить как можно больше слов из букв в представленном слове или найти слова, не переставляя буквы, в представленном слове. Игру можно проводить на время или на количество составленных слов.

  1. Анаграмма.

Цель игры заключается в развитии переключения внимания, выявления комбинированных способностей и улучшения абстрактно-логического мышления. Именно поиск взаимосвязи, взаимодействие с долгосрочной памятью приводят к улучшению связи между разными участками мозга.

Например:

Не раз в оркестре я звучала, 
Мой голос струнный так певуч! 
Но «Ф» мое поставь с начала, 
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» — «фара».)

  1. Живой текст.

Каждый обучающийся обозначает определенное слово в тексте. Ведущий зачитывает текст, а обучающиеся изображают свое слово, когда его произносит ведущий. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. 

  1. Имена.

Игра проводится преимущественно в первом классе для закрепления гласных и согласных звуков. Называется определенный звук и его место в слове. К доске должны выйти обучающиеся у кого в имени есть данный звук и расположен он в указанном месте в слове.

  1. Найди свой домик.

Два ученика ведущие. Они берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква. 

  1. Буквенная арифметика.

Ученикам предлагается выполнить действия с буквами и слогами и получить в результате слова.

Например:

  1. КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = …
  2. 2) ЧЕРНЫЙ – ЫЙ + О + СЛИВА – А = …
  1. Дерево мудрости.

Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершите записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

  1. Решето.

Обучающимся предлагается выбрать из группы черт характера только те, которыми можно охарактеризовать именно этого литературного героя, отделить положительные черты от отрицательных или из группы событий выбрать только те, которые произошли в жизни литературного героя.

Еще ребята очень любят приносить свои коллекции и рассказывать о них. Мы проводим такие занятия по предварительной договоренности, чтобы я подготовила материал по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развивающих - обучающих игр для детей младшего школьного возраста

Данное методическое пособие, написанно мною на основании моего многолетнего стажа работы в начальном звене школы. Оно представяет собой полноценноую методическую разроботку....

Из опыта работы "Деятельностный подход к обучению литературному чтению детей младшего школьного возраста"

Цель моей деятельности: воспитание и формирование умения читать «по-взрослому» в единстве семьи и школыв рамках системно-деятельностного подхода....

Система работы учителя с одаренными детьми младшего школьного возраста в рамках урочной и внеурочной деятельности

Всему в школе обучить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.Где, когда и как искать умненьких ребят? Как не по...

Дополнительная общеразвивающая программа « РИТМИКА» художественной направленности 1 года обучения для детей младшего школьного возраста

Ритмика - это передача музыки через движения, выполнение простых танцевальных движений под музыку. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребят....

Педагогические приемы обучения у детей младшего школьного возраста

В каждом ребенке заложен колоссальный потенциал. И для того чтобы задействовать этот потенциал и вырастить из своего чада нечто выдающееся, современные родители прилагают много усилий. Курсы раннего р...

Использование ИКТ на уроках для развития положительной мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...

Пластины домино - помощник в обучении математике детей младшего школьного возраста

В статье представлены упражнения, которые позволят педагогу эффективно обучать детей младшего школьного возраста умению считать.  Предложены упражнения на счет, сравнение, выделение признаков объ...