Личностный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста.
статья
В современных условиях на этапе реформирования системы образования сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обучения и воспитания. Большая роль отводится учреждениям компенсирующего вида, направленным на обучение детей с неврологическими заболеваниями нарушением опорно-двигательного аппарата. Учащиеся, посещающие данные учреждения в силу диагнозов имеют нарушения мелкой моторики рук, а многие из них являются леворукими, часто это приводит к затруднениям в обучении. Поэтому учителю нужно строить обучение с такими учениками основываясь на личностно-ориентированный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_levorukih_detyah.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста.
В современных условиях на этапе реформирования системы образования сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обучения и воспитания. Большая роль отводится учреждениям компенсирующего вида, направленным на обучение детей с неврологическими заболеваниями нарушением опорно-двигательного аппарата. Учащиеся, посещающие данные учреждения в силу диагнозов имеют нарушения мелкой моторики рук, а многие из них являются леворукими, часто это приводит к затруднениям в обучении. Поэтому учителю нужно строить обучение с такими учениками основываясь на личностно-ориентированный подход.
Всегда левши вызывали интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, пробуждали удивление и любопытство. Однако левшество- вариант нормального развития организма и чаще зависит от генетической предрасположенности, а точнее от особенностей строения мозга человека.
Анализируя причины леворукости, нельзя не вспомнить один аспект-асимметрию полушарий мозга.
В настоящее время существует классификация различных функциональных асимметрий человека, среди них: моторная, сенсорная, анатомическая и т.п. Нас интересует в первую очередь психологическая асимметрия, которая связана со специализацией полушарий мозга.
Правое полушарие отвечает за восприятие выразительности звуков, образную память, способность сохранять длительное время впечатление от увиденного и решать зрительные задачи, за ориентировку в пространстве и переработку поступающей информации в реальном времени.
Левое полушарие понимать обращенную речь, свободно оперировать цифрами и математическими формулами, но это полушарие плохо справляется с распознанием сложных образов.
Левое полушарие человека отвечает за двигательную сферу, правое-за чувственную. Поэтому левшам доступны некоторые «исключительные», феноменальные способы восприятия, такие как кожно-оптическое чувство или феномен предвосхищения.
Чаще леворукость ребенка выявляется самими родителями. Но бывает, что у детей до определенного возраста трудно какая рука доминирует.
Для определения ведущей руки разработано множество методик. Одна из них специальный опросник доктора медицинских наук А.П. Чуприкова.
Если сумма баллов -9до -20,то можно предположить –леворукость, от -8до +8-двурукость,а от +9 до +20 –праворукость. При определении леворукости или двурукости нужно проводить дополнительные тестирования.
Для повышения эффективности обучения леворуких детей нужно чаще обращаться к возможностям правого полушария. Поэтому нужно чаще включать в учебный процесс работу с наглядным материалом.
Известно, что у леворуких детей встречается зеркальное письмо(85%).Это обусловлено доминированием правого полушария головного мозга.
У детей ,поступающих в 1 класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев. Поэтому при показе детям той или иной руки нужно поворачиваться к ребятам спиной.
Методика обучения письму рассчитана на праворуких детей, отсюда и трудности у педагогов и родителей.
За партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева, чтобы правая рука соседа не мешала ему. Настольная лампа должна располагаться справа от ребенка. Руки должны лежать на парте так, чтобы локоть левой руки немного выступал, за край стола и левая рука свободно двигалась, а правая лежала на столе и придерживала тетрадь. Кисть левой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола. Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстояние 1-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. Тетрадь лежит с наклоном вправо,чтобы правый угол страницы,на которой пишет ребенок, был направлен к середине груди.
Леворукому ребенку труднее ориентироваться в тетради и на строке. Поэтому левую сторону листа стоит маркировать цветным карандашом.
Необходимо заниматься гимнастикой для левой руки:
-выпрями кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижать их сначала к третьим суставам, затем к плоской ладони;
-выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палей к мизинцу , средний и указательному;
-сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениям.
Говоря о леворукости, нужно сказать о насильственном переучивании левшей, в процессе которого происходят серьезные перемены в состоянии ребенка: раздражительность, капризность, беспокойство и т.д. В итоге могут развиться невротические реакции: энурез, заикание, тики. Согласно статистике каждый третий заикающийся ребенок-это переученный левша.
В настоящее время многие педагоги понимают, что нельзя переучивать левшей. И стараются помочь ребенку.
По мнению многих ученых, дети-левши способны к творчеству при благоприятных условиях-проблемном обучении и приобщению к искусству, художественному творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»
Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...
Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»
Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...
«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»
По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...
Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...
Из опыта работы "Деятельностный подход к обучению литературному чтению детей младшего школьного возраста"
Цель моей деятельности: воспитание и формирование умения читать «по-взрослому» в единстве семьи и школыв рамках системно-деятельностного подхода....
Технология системно-деятельностного подхода в обучении детей младшего школьного возраста.
В нашем современном мире для успешного решения жизненных проблем недостаточно определенного объема знаний. Действительность предполагает наличие у каждого человека умения действовать в определен...
«Приемы мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики».
Обобщение опыта применения приемов мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках математики и русского языка....