Методическая разработка урока по математике. Тема : "Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации.
методическая разработка по математике (1 класс)

Беспалова Ирина Александровна

Методическая разработка урока по математике по теме : "Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_1_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  математики, 1 «А» класс  

Учитель: Беспалова Ирина Александровна, учитель начальных классов ГБOУ СОШ № 639 г.Санкт-Петербурга

Тема: Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации

Цель:

Создать условия для знакомства с приемами сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел второго десятка.

Задачи:

  1. Создать условия для знакомства с новым приёмом сложения и вычитания, основанный на знании десятичного состава чисел второго десятка через предложенные упражнения.
  2. Содействовать закреплению табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10, через предложенные упражнения
  3. Содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления через предложенные задания
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, поддержку используя групповую и парную работу, содействовать развитию интереса к  математике.

Оборудование: картинки сказочных героев, схемы кратких условий задач, индивидуальные карточки с примерами, счётные палочки у учителя и детей, сигналы светофоры и абаки у детей.

Ход урока.

1.Орг. момент. Приветствие.

- Всем, всем добрый день! .

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Устный счёт.

- Сегодня на уроке я приглашаю вас  в сказку. В ней много опасностей и преград. Кто из вас готов их преодолеть?

В тридевятом царстве, тридесятом государстве правил царь Горох. Состарился, приболел.

Приказал придворным обзвонить весь свет, чтобы найти лучшее лекарство от старости.

Слуги царя обратились к нам настроить связь с другими государствами. Готовы?

Игра «Телефон»

( Первым ученикам каждого варианта на ушко учитель шепчет первое число математического выражения, дальше произносит действия с числами вслух. Дети, выполнив действие с числом, передают результат следующему, сидящему за ним, ученику.)

10 уменьшите на 5

(5)  - первое слагаемое,  2 – второе слагаемое. Чему равна сумма?

( 7) – это число на 4 больше следующего

( 3) -  увеличьте на 7

(10) – это число уменьшаемое, 9 – вычитаемое. Чему равна разность?  (1)

- Связь работает на том варианте, где получился ответ  1.

Узнали слуги о волшебных молодильных яблоках. Отправляет царь за ними своего  сына Ивана – царевича.  Ему нужны помощники. Кто из вас желает?

Индивидуальные задания:

  1. Составить математические цепочки:
  • с числами 7, 2, 9.
  • с буквами  а +в =с

      Доказать правилами.

2. Состав чисел  8 и 9.

3. Преобразуйте единицы измерения: 1 дм 2 см =     см

10 см =   дм,   2 дм =  см.

Иван - царевич  отправился через тёмные леса за молодильными яблоками. Перед ним преграда – широкая  река.  Построим мост.

У вас на столах двузначные числа. Постройте их в порядке возрастания у доски, расскажите о составе этих чисел, начиная с числа 20 в порядке убывания.

Остальные дети проверяют. Ошибка – хлопок.

Проверка индивидуальной работы на доске.

Работа над правилами в парах и четвёрках.

Помогли мы Ивану добраться до сада, где росли молодильные яблоки. Но сад охраняет строгий садовник. Он потребовал от Ивана составления и решения задач по предложенным схемам. Испугался царевич. Кто ему поможет?

1 яблоня – 7 яблок

2  яблоня  - ? на 3 яблока больше

1 корзина  – 10 яблок

                                        На  ?

2 корзина – 7 яблок

Дети составляют задачи. Показывают на сигналах действие, нужное при решении задачи. На стенах класса примеры – решения задач. Дети находят решение, у доски читают решение, используя математическую речь.

7 – 3    7 + 3     10 + 7   10 – 7     17 – 7     10 – 3

  1. Тема урока:  Какие математические выражения  трудно нам решить?  Кто хочет научиться их решать? Кто догадался, чему научимся мы на уроке?

1.Объяснение приёма. Садовник предложил решать примеры, используя  палочки. Дети вместе с учителем показывают решение примеров.

10 палочек = 1 десяток

10 + 7 = 17

17 – 7 = 10

17 – 10 = 7

 

2.Работа по учебнику: стр. 48.

      Дети читают вслух примеры, иллюстрируя счётными палочками.

Кому понятны новые примеры?

Отправился Иван – царевич домой с полной корзиной яблок. Покажем ему дорогу, решая примеры по цепочке.

3.Стр.48 №1 дети решают по цепочке.

4.Проверка понимания приёма.

На столах у детей зелёные и жёлтые карточки с новыми примерами.

18 – 8     13 – 3

10 + 4     14 – 10

20 – 10   10 + 10

7 + 10     10 + 8

16 – 6      9 + 10

Проверка: дети в парах меняются карточками.

-Кто доволен работой соседа, встанет.

Сконструируйте кораблик для царевича из этих карточек.

5. Физкультминутка.

6.Решение задач из учебника стр.48 №2 с выбором схемы краткого условия.

Совсем близок Иван от дома родного. Видит, на бугорке сидит старушка и плачет.

Решил царевич успокоить старушку. Поможете ему?

Чтение задачи. На доске выбирают нужную схему. Показывают сигналом действие для решения задач. Запись в тетрадь решения и ответа.

1)

6 + 2 = 8 (п.)

Ответ: 8 помидор.

2)

8 – 5 = 3 (п.)

Ответ: 3 помидора.

7. Решение примеров стр.48 №5

1ряд  - 1 строка

2 ряд  - 2 строка

3 ряд – 3 строка

Проверка на доске. 8 – в , 13 –ы, 10 – м

                                 1 – о ,  8 – л,  18 -   о,

                                  7 – д , 16 – ц, 6 – ы!

Угостил Иван – царевич старушку яблоками. Превратилась она в прекрасную девушку.

Влюбился Иван, повёл девушку во дворец к родному батюшке.

Исцелился и царь Горох. Стали они жить поживать и горя не знать.

Итог урока: Подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

 -  Кто научился новому приёму решения примеров?

Кто научился новому приёму решения примеров?

Рефлексия

А вам велели – выбрать себе яблоко по цвету подходящее:

Красное  – поняли новые примеры сложения и вычитания.

Жёлтое – поняли, но нужна ещё помощь.

Проект урока.

Учитель Беспалова Ирина Александровна, учитель начальных классов  ГБОУ СОШ № 639 г. Санкт-Петербурга

Класс: 1 «А»

Урок математики.

Тема урока: Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации

Дидактическая цель:

Создать условия для знакомства с приемами сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел второго десятка.

Место урока в изучении темы:

 5 урок по теме «Нумерация чисел от 1 до 20».

Характеристика класса:  обученность – 100%

Тип урока: комплексное применение знаний

Цели по содержанию:

1.  Создать условия для знакомства с новым приёмом сложения и вычитания, основанный на знании десятичного состава чисел второго десятка через предложенные упражнения.

2.  Содействовать закреплению табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10, через предложенные упражнения

3.  Содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления через предложенные задания

4  .Воспитывать дружеские взаимоотношения, поддержку используя групповую и парную работу, содействовать развитию интереса к  математике.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично -  поисковый

Оборудование картинки сказочных героев, схемы кратких условий задач, индивидуальные карточки с примерами, счётные палочки у учителя и детей, сигналы светофоры и абаки у детей.

 Реализация целей урока будет достигнута через развитие  у учащихся общеучебных  и специальных умений и навыков решения предложенных заданий.

Здоровье и психосберегающая среда создается через создание комфортных условий для проведения урока, интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Развитие компетенций:

  • Валеологической компетенции через психологический климат на уроке, использование приемов здоровьесберегающей технологии.
  • Коммуникативной компетенции через групповую форму работы, развитие умения строить монологические ответы, вступать в диалог.
  • Предметной компетенции через формирование общеучебных умений и навыков.
  • Рефлексивной компетентности через  выбор разноуровневых заданий.

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Учитель Мокрушина Елена Геннадьевна, учитель начальных классов КОГОКУ СОШ с УИОП г. Омутнинска

Тип урока: комплексное применение знаний

Технологическая карта изучения темы «Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации»

Тема

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации

Цели

Образовательные: Создать условия для знакомства с приемами сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел второго десятка.

Содействовать закреплению табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать прием сложения и вычитания, основанный на знании десятичного состава чисел второго десятка.

Уметь применять прием сложения и вычитания, основанный на знании десятичного состава чисел второго десятка.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Сумма, слагаемые,  связь между суммой и слагаемыми

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-   Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 48

- индивидуальные  карточки с примерами

- счётные палочки у учителя и детей

- сигналы светофоры и абаки у детей

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- алгоритм самооценки

- схемы кратких условий задач

-картинки сказочных героев

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа, групповая  работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике « Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел»

Целевые установки на достижение результатов: Личностные:  формировать положительное отношение к учёбе, готовность преодолевать школьные трудности, формировать интерес к математике, стремлени...

Технологическая карта по математике 1 класс УМК "Перспектива" по теме:«Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации»

Тип урока: РефлексияЦель урока: Формирование представления о двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; закрепления знаний нумерации чисел от 11 до 20Задачи урокаПланируемые результатыДидактич...

План-конспект урока. Случаи сложения и вычитания, основанных на знании нумерации

Тема урока: Случаи сложения и вычитания, основанных на знании нумерации...

Технологическая карта урока математики «Случаи сложения и вычитания основанные на знаниях нумерации» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с приёмами сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел; представления двузначных чи...