Патриотический аспект уроков математики в начальной школе через использование историко-математического материала.
статья по математике
Из опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №95 Краснооктябрьского района г. Волгоград»
Патриотический аспект уроков математики в начальной школе через использование историко-математического материала.
Учитель начальных классов
Каминская В.А.
Проблема патриотического воспитания имеет глубокие корни.
Прогрессивные мыслители античности (Платон, Аристотель, Геродот) оставили бесценное наследие по воспитанию подрастающего поколения. Вопросы воспитания в процессе обучения математике интересовали многих ученых – математиков и педагогов-математиков (Н. И. Лобачевский, И. Я. Депман, Б. В.Гнеденко, А. Я. Хинчин и другие).
В своё время Н. И. Пирогов утверждал, что «…наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется - иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно - другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот ещё не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести».
«Использование уроков математики для воспитания патриотических чувств имеет меньше возможностей, чем – уроков истории родной страны и её литературы. Скорее они способствуют интернациональному воспитанию, поскольку закономерности точных наук одни и те же в Москве, Лондоне и Токио. Однако на уроках математики учитель не только доказывает теоремы, которые одинаковы в Австралии, Китае и СССР, не только вводит абстрактные понятия и действия над ними, но он рассматривает и иллюстративные примеры, наполненные конкретным содержанием. Текстовые задачи содержат полезные сведения, относящиеся к территории страны, её населению, производительным силам и прочее. Учитель может рассказать об успехах школьников нашей страны на международных олимпиадах, о вкладе отечественных ученых в развитие математики и её применении. Однако следует заметить, что при этом в патриотическом воспитании участвует не сама математика, а некоторые сопутствующие аспекты».
Чувство патриотизма - тот внутренний идейный стержень, который во многом определяет активную жизненную позицию гражданина, его ответственность за порученное дело. Патриотическое воспитание служит началом, основой идейно-политического, трудового и нравственного воспитания младшего школьника. Вот почему проблема патриотического воспитания в процессе обучения различным предметам (в том числе математике) с учетом их специфики является особенно злободневной. Проблему математического образования в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед учителями стоит и другая, не менее важная задача – максимальная реализация возможностей предмета математики в деле формирования нравственной личности школьника. «Было бы, весьма поверхностно делать вывод, что в деле формирования нравственной личности школьника уроки математики вообще должны быть скинуты со счетов. По моему многолетнему опыту работа над освоением математической науки неизбежно воспитывает - исподволь весьма постепенно - в младшем школьнике целый ряд черт, имеющих моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Сделать этот процесс более активным, а результаты его более прочными - достойная задача для учителя». (А. Я. Хинчин, в статье «О воспитательном эффекте уроков математики»).
При обучении математики основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:
1) использование историко-математического материала;
2) проведение нестандартных уроков;
3) решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
4) внеклассная работа.
Ученые-методисты давно пришли к выводу: историко-математические материалы являются эффективным средством повышения интереса у учащихся к предмету, является одним из средств патриотического и интернационального воспитания учащихся.
Многие математические теории при формализованном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто не понятными. Если же подходить к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет, виден их глубокий смысл, их естественность, необходимость. «Трудно себе представить школьный курс физики без рассказа об атомной энергетике, курс биологии без генетики и так далее. Самые последние крупные достижения математики, рассказываемые в школе, относятся ко времени Ньютона и Лейбница - к допетровским временам по меркам нашей истории. Но ведь всё, что изучают сейчас дети, откуда-то взялось! Так откуда? Как это было? Математика – это же не талмуд, это – живая, развертывающаяся во времени деятельность, а раз так – это драма идей и людей, их триумфы и заблуждения. Расцветить историей можно почти каждый раздел курса» - В. И. Рыжик , «25000 уроков математики»
Сообщение сведений из истории науки дает возможность показывать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникла и развивалась в связи с практической деятельностью человека. Изучаемые в начальной школе и вошедшие в школьный курс свойства, правила, теоремы – есть обобщение тысячелетнего опыта человечества.
Они получены в результате познания окружающего мира, проверены практикой, а не даны в готовом виде. Историко-математический материал является эффективным средством возбуждения интереса у школьников к предмету и одним из средств патриотического воспитания школьников на уроках математики. Ознакомление учащихся с этим материалом позволяет показать, что прогресс науки состоит не только в пополнении, уточнении каких-то понятий, правил, теорем математики.
Исторический материал может быть использован на любом этапе урока. Иногда эти сведения полезно дать перед объяснением нового материала, иногда органически связать его с отдельными вопросами темы урока, а иногда дать как обобщение или итог изучения какого-нибудь раздела, темы курса математики.
Для того чтобы сделать более глубокие обобщения и выводы мировоззренческого характера, исторические сведения сообщаются при закреплении или повторении пройденного материала. При этом выделяются этапы исторического развития теории и сообщаются сведения о трудах и деятельности ученых, сделавших первые шаги в разработке теории и о тех, кто, обобщив работы предшественников, создал данную теорию. Показ с помощью географической карты мира стран, ученые которых принимали участие в разработке этой теории, демонстрирует положение о том, что наука не знает географических границ и её истины являются достоянием всех народов.
Для младшего школьника очень важно иметь пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. «… моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения» (А. Эйнштейн в статье «Памяти Марии Кюри»).
В воображении школьников должны предстать живые люди с их прозрениями и ошибками, глубокие мыслители, преданные своему делу, отдающие ему всю жизнь, вступающие друг с другом в споры, смело борющиеся за распространение новых идей, а порой и отступающие, скрывающие под давлением обстоятельств результаты своих исследований. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И. Лобачевского, М.В.Остроградского, М.Л.Чебышева и других ученых являются ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.
В ходе урока для сообщения биографических данных и творческой деятельности того или иного ученого, следует придерживаться следующих положений:
- Определяя место, объём и содержание биографических сведений об ученом, необходимо учитывать роль ученого в развитии науки.
- Излагая биографию ученого, нужно сопровождать ее характеристикой эпохи, в которой он жил и творил, знакомить школьников с трудностями и препятствиями, которые возникали на его пути.
- Говоря о вкладе ученого в науку, показывать связь его работ с трудами предшественников и значение его научного наследия для дальнейшего развития науки.
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством отечественных ученых, показ их стремления возвеличить науку родной страны имеют большое воспитательное значение в формировании у школьников чувства патриотизма, понятия долга, преданности Родине. Например, при изучении четных и нечетных чисел, говоря о роли знаменитых математиков, таких, как Евклид, Эратосфен, в становлении и развитии чисел сообщается учащимся об огромном вкладе в эту область великого русского математика П. Л. Чебышева (1821-1894) - основателя русской математической школы. Чебышеву наряду с другими открытиями в области теории чисел удалось вывести формулу, позволяющую приближенно найти число простых чисел между 1 и любым натуральным числом. Эта работа занимала умы ученых около 2200лет после Эвклида, и своим открытием П. Л. Чебышев прославил русскую науку.
«Исторические сведения о математике своей Родины и её достижениях естественно развивает патриотические чувства и любовь к своей стране, к своему народу. Русская математика, как старая, так и новая, дает для этого очень богатые возможности»- историк, методист-математик И.Я. Депман.
Раскрытие роли ученых народов нашей страны в становлении и дальнейшем развитии математической науки во всём мире, рассказ об их мужестве, любви к Родине, бескорыстии, скромности и самопожертвовании помогают учащимся в выработке правильных жизненных позиций.
Второй аспект воспитания активной гражданской позиции и любви к своему государству связан, непосредственно, с приёмами и методами обучения, которые используются при изучении математики. Действенно-практический - умение трудиться, сотрудничать. Способность совершать гражданские поступки. Навыки самовоспитания, саморазвития. Умение ставить социально значимые цели и достигать их исполнения. Применяя современные технологии обучения: развитие критического мышления, компьютерные технологии, развивающего обучения, помогаю ребятам научиться планировать, формулировать задачи, ставить цели, организовывать свою работу, работать самостоятельно, в паре, в команде, брать ответственность за себя, за свои поступки, за команду. Алгебра учит работать по алгоритмам, оценивать эффективность применения того или иного алгоритма, учитывать погрешности. Геометрия самая логичная из наук. В ней обучающиеся учатся формулировать гипотезы, доказывать различными методами, рассматривая весь спектр возможностей (как и в жизни), мир не однополярный и даже не биполярный, а многополярный и в своей деятельности и в принятии решений нужно учесть всё.
И нравственный выбор ученику приходится делать ежедневно: подсмотреть в решебник или решить самому, дать списать однокласснику или не потакать разгильдяйству, доискаться до истины самому или лучше заняться развлечениями, а потом сказать учителю, что не понял.
Великий педагог социалистической эпохи В. А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому будничному повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина.
«Гражданин-патриот» - это человек, владеющий интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой государства и мира, культурой межнациональных отношений, созидатель и творец-преобразователь, способный и готовый к самоорганизации и самовоспитанию, умеющий адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающий осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, для людей, способный и готовый в нужный момент встать на защиту Отечества.
В воспитании активной гражданской позиции и патриотизма младшего школьника играет роль активная гражданская позиция и патриотизм личности учителя. Здесь к месту будет тезис: не воспитывайте детей, воспитывайте себя, воспитанники возьмут всё от учителя. В связи с этим выдвигается вопрос о престиже учителя в обществе и его возможности развиваться и самосовершенствоваться. Важно всё: и материальная обеспеченность учителя, наличие свободного времени, доступ к информации, возможность общения и обмена взглядами и опытом, полноценный отдых и забота о здоровье.
Список использованной литературы
1. Сухомлинский В. А. « Сердце отдаю детям».
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
3. Примерная программа НОО образования по математике.
4. Сайт Федерации Интернет – образования - http://senter,fio.ru
5. Сайт общественного рейтинга образовательных ресурсов - http://rating.fio.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубок...
Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.
laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...
«Мониторинг развития метапредметных УУД в начальной школе через использование диагностики «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
laquo;Мониторинг развития метапредметных УУД в начальной школе через использование диагностики «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»...
мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»
В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....
«Развитие познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе через использование нетрадиционных форм и методов обучения
Развитие познавательной активности....