«Развитие познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе через использование нетрадиционных форм и методов обучения
статья

Иконникова Марина Васильевна

Развитие познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pozn.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе через использование нетрадиционных форм и методов обучения

В настоящее время вопрос формирования познавательного интереса у учащихся особенно актуален и способствует решению основного требования новых стандартов (ФГОС) «научить учиться». Так как учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребёнке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире

Хочется отметить, что в формировании познавательного интереса младших школьников важную роль имеет личность учителя.

Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательный интерес ребёнка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

Формирования познавательного интереса:

- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

-использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету ;

-концентрировать внимание на главном в учебном материале;

- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

- избегать перегрузки учащихся;

- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

Познавательный интерес учащихся формируется средствами отбора информации и путей включения школьников в познавательную деятельность. Любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять учащихся. Учащиеся испытывают удовлетворённость при условии, если в собственной деятельности преобладает успех, и они ощущают интеллектуальное и духовное развитие.Поэтому, учителю, особенно начальных классов, готовясь к урокам, необходимо тщательно просматривать и уметь выбрать ту информацию, которая будет доступна, понятна и интересна детям. Не менее важным этапом в подборе информации является учёт уровня развития детей и их способностей.

 Познавательный интерес :

1) заставляет удивляться, поражает воображение;

2) заставляет задуматься;

3) подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;

4) является основой для формирования понятий, законов, правил;

5) нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;

6) ориентирована на использование в практической деятельности.

Не менее важную роль в формировании познавательного интереса играет то, насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс деятельности. Таким образом, формирование познавательного интереса происходит успешно, если процесс деятельности:

-вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса;

-сопровождается мыслями: «додумался», «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно»;

- -ориентирует на применение знаний в новых условиях;

- -развивает воображение, смекалку, логику;

- предполагает элементы исследования.

Главное в деятельности учащегося — чувство собственного роста в условиях постоянно создаваемых для него педагогом ситуаций успеха.

Средства развития познавательного интереса
младших школьников .

Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.

,Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, необходимо развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её подводить школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладывается путь к познанию, к желанию достичь результата самому..

Самостоятельная работа . Для того чтобы научить ученика работать самостоятельно, необходимо систематизировать и использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумать последовательность заданий, вариантность и наглядность.

 Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Особенно развивают познавательный интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, с активным использованием своих знаний и умений. Включение учащегося в творческую деятельность – основной путь его развития

Проектная деятельность - творческий процесс, где наиболее проявляется познавательный интерес каждого ученика.

Формируются умения находить ответы на интересующие вопросы.
Создаются условия для знакомства учащихся с многообразием окружающего мира. Формируются коммуникативные компетентности в сотрудничестве: 
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; 
Формируются способности к организации деятельности и управлению ею: 
— воспитание целеустремленности и настойчивости; 
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; 
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; 
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 
Формируются умения решать творческие задачи. 
Формируются умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Использование занимательного и игрового материала. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Именно в процессе игры на уроке дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, анализировать, делать выводы. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание. 

Нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала. Задания могут быть самые разнообразные. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

Урок-путешествие. Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования.

Урок сказка. Такой вид нетрадиционного урока проводится в 1–2 классах при обобщении и систематизации любой сезонной темы: «Лето, Осень, Зима Весна ". Как в любой сказке на таком уроке должны быть положительные герои (Зимушка-зима, Старик-годовик, Учёный-эколог, любой зверёк или птица) и отрицательные герои (злой холодный ветер, Баба Яга).

Урок КВН. Проводится в форме соревнований между командами этапами урока являются задания для команд.

Урок викторина. Урок похож на урок КВН разница только в том, что учащийся работает не по командам, а индивидуально. Урок — викторина и урок — КВН проводятся с целью повторения учебного материала.

Урок-экспедиция. 

 Урок — экскурсия.  Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности русской культуры и т. д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны.

Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Использование ИКТ, презентации, мультимедиа. Повышение познавательного интереса младших школьников и качества обучения на уроках возможно за счёт внедрения информационных технологий. Включение в процесс обучения аудио и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повысить интерес к учёбе.

Работа с родителями. В формировании познавательного интереса заинтересованы и родители учащихся. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, Таким образом, познавательный интерес — сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, родителей, приёмы и методы преподавания).

Каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие познавательного интереса. Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у ребёнка глаза горят от познания нового - готова почва для его дальнейшего роста

Развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...

Презентация к педсовету: «Развитие познавательного интереса школьников на уроках и внеурочных занятиях по географии в процессе проектно- исследовательской деятельности»

middot;        Рассмотреть проектно-исследовательскую деятельность школьников, как способ повышения уровня мотивации в изучении географии;·...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Начальная школа  закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через  использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...

Отчет по методической теме «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

Изменения, происходящие в обществе, увеличившийся поток информации, новые образовательные программы требуют от детей более  высокого развития всех познавательных процессов.Поэтому считаю ва...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Обзор современных образовательных технологий, способствующих повышению познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе....